В чем Казахстан может стать серьезным конкурентом для Франции

Медовая отрасль Казахстана вполне способна стать новым драйвером экспортного потенциала экономики страны. Вот только, по мнению генерального директора НПЦЗХ имени Бараева, академика Кенже Абдуллаева, медовому направлению пока не уделяют в стране того внимания, которое оно заслуживает. Тем более на фоне все возрастающего спроса на медовую продукцию на мировом рынке.

В чем Казахстан может стать серьезным конкурентом для Франции

— Кенже Кожахметович, по вашему мнению, каково сегодня в Казахстане состояние медовой отрасли?

— Это очень актуальная тема. У медовой отрасли Казахстана гораздо больший потенциал развития, нежели мы имеем на сегодняшний день. Дело в том, что вокруг этого вопроса я слышу очень много рассуждений, которые, однако, не идут дальше разговоров, то есть дело не двигается с мертвой точки. Думаю, дело тут в некоторых проблемах, которые необходимо не только решить, но и выявить их более основательно.

Во-первых, для этого нужно поставить четкие цели перед местными исполнительными властями — акиматами на местах. Потому что это напрямую будет касаться занятости населения. Сегодня ведь многие самозанятые не совсем довольны той деятельностью, которой они занимаются. Да и не всем под силу, скажем, разводить скот на селе или работать в личном приусадебном хозяйстве, поскольку это требует как физического труда, так и немалых финансовых вложений.

Во-вторых, пчеловодство и, соответственно, развитие медовой отрасли — это, несомненно, выгодное и прибыльное дело. Потому что мед и его производные — это отличное экспортное направление, которое давно следовало бы развивать в Казахстане. Помимо того для производства меда используются культуры, которые являются не только медоносными, но еще и при вторичной переработке могут быть применены в парфюмерной промышленности. А это еще одна отрасль в республике, которая при должном внимании и вложениях могла бы составить конкуренцию даже тем странам, где она давно процветает. В том числе и Франции.

— Кстати, несколько лет назад французы пытались наладить в Казахстане выращивание парфюмерных культур — той же лаванды, например. Однако что-то пошло не так...

— Наверняка они не учли всех наших природно-климатических особенностей. Например, сегодня медоносным регионом считается в основном Восточный Казахстан. Спорить я с этим не буду, но вот площадь для выращивания медоносных культур там весьма невелика. Тогда как, по моему убеждению, основной нетронутый потенциал ее развития лежит в Северном и Центральном Казахстане. А это почти два миллиона гектаров, которые можно и нужно засевать медоносными культурами — донником, люцерной, эспарцетом. Это будет способствовать, кроме всего прочего, поднятию уровня плодородия почвы, потому что эти культуры, как говорят наши ученые, являются азото-фиксаторами. То есть аккумулируют полезные вещества в почвенном покрове, что затем может быть учтено при посевных работах. Ведь сегодня у нас что происходит — на один гектар применяют зачастую всего пять килограммов удобрений, тогда как в соседней России эта цифра достигает 50 килограммов, в Узбекистане — 80, в Киргизии — около 25 килограммов. Как вы видите, цифры очень разнятся, а значит, и серьезно влияют на конечный урожай. Проблему можно решить очень просто — как выяснили наши ученые из НПЦЗХ, необходимо периодически площади, расположенные под зерновыми, менять местами и пятую часть их засеивать однолетними и многолетними полезными травами.

— Тогда несколько слов о медоносах. Есть ли у НПЦЗХ имени Бараева научные предложения по поводу их использования?

— Если мы будем сеять упомянутые мной медоносные травы, то потребуется так называемый перекрестный опылитель. А это и есть пчелы, которые не только будут своими действиями, как энтомофаги, способствовать увеличению урожайности, но и собирать мед. Таким образом, мы, образно выражаясь, убиваем трех зайцев — повышаем плодородие почвы, создаем кормовую базу и — приятный бонус — получаем мед.

Повторюсь, сегодня, по данным статистики, на мировом рынке мед и его производные — очень ходовой товар. А если учесть, что в Казахстане это экологически чистый продукт, получаемый путем сбора пыльцы с медоносных растений, а не какой-то суррогат, основанный на переработке сахара, то нашим производителям меда, как говорится, и карты в руки. Потребность в меде во всем мире очень велика — это рынки Китая, Индии, Западной Европы. И потому экспорт меда мог бы стать одним из способов поднятия и укрепления казахстанской экономики, тех ее направлений, которые основаны на экспортном потенциале. Не стоит забывать при этом и о занятости населения. А это не только население сел и аулов, но и человеческие ресурсы городов и областных центров.

— Что же мешает такому развитию событий? И как вы собираетесь реализовать идею производства меда, опираясь на научную основу разработок ученых из НПЦЗХ имени Бараева?

— Необходим закон, который бы способствовал тому, чтобы, когда крестьяне приобретают землю, их обязывали занимать вот такими культурами от 15 до 20% приобретаемых площадей. Во-вторых, необходимо предусмотреть субсидирование пчеловодческой отрасли, особенно начинающих пчеловодов. И, в-третьих, в обязательном порядке необходимо повсеместное открытие центров распространения знаний, в которых, кроме всего прочего, нужно проводить обучение пчеловодству. И вот тут разработки ученых, в том числе НПЦЗХ имени Бараева, придутся как нельзя более кстати.

Возможно, изначально крестьяне могут не уверены в том, что занятие этой отраслью им под силу. Поэтому здесь важным аспектом должно стать умение научить их работать в сфере пчеловодства, максимально передавая знания и обучая на практике. В качестве примера могу сказать, что те же дождевальные установки, которые наш НПЦЗХ приобрел у американской компании Valmont, захотели иметь многие крестьянские хозяйства не только в области, но и в республике, увидев положительный эффект точного полива при их использовании. Однако у них возникли вопросы правильной эксплуатации агрегатов, иными словами, потребовались дополнительные знания. Потому-то мы и хотим организовать центр распространения знаний, причем конкретно по пчеловодству, на базе нашего научного института имени Бараева. Тогда как курировать вопросы уже промышленного производства должна будет государственная корпорация, по образу и подобию той, что курирует сегодня в стране вопросы зерновых.

— А как быть с вопросом финансирования?

— Мы сейчас работаем над темой программы целевого финансирования для обучающихся в центрах распространения знаний. И Министерство сельского хозяйства нас в этом поддерживает. Мы собираемся поставить на научные рельсы такое обучение, которое, к слову, для самих обучающихся будет бесплатным. После получения сертификата им необходимо будет только обратиться в МСХ, чтобы получить дотации на покупку инвентаря, специального оборудования. Скажу, что это обойдется гораздо дешевле, чем можно было бы предполагать, и аграрное ведомство согласно на выдачу субсидий. Так что перед пчеловодством открываются большие перспективы — как в экспортном потенциале, так и в денежном эквиваленте. Причем не только в связи с поставками меда.

— Вы снова имеете в виду медоносные и лекарственные травы?

— Не только. Хотя лекарственными травами наш НПЦЗХ вплотную занимается уже давно. Теперь мы хотим больше внимания уделять тем растениям, которые сегодня востребованы на мировом рынке. Например, парфюмерным культурам — той же лаванде, о который мы с вами говорили выше. У нас в регионе для этого есть все условия, к тому же мы вполне можем проводить экспериментальные посевы на нашем специализированном поле в Акмолинской области. Плюс разработки наших ученых, которые прекрасно изучили и продолжают изучать свойства этого растения. Потому что сегодня, как вам известно, по большому счету, сырье — лекарственные, медоносные и в какой-то мере парфюмерные травы — нам приходится закупать за границей, у нас эта сфера не налажена. А ведь и условия есть — огромные площади северных регионов страны, и семена тоже есть, потому заводы для переработки лекарственного, медоносного и парфюмерного сырья необходимо ставить у нас, в Казахстане. И начать производство надо хотя бы, грубо говоря, с растительных «полуфабрикатов». А там и до собственной парфюмерной промышленности недалеко.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру