Массовое производство продуктов с ГМО открывают для Казахстана новые перспективы

Учитывая, как стремительно растет мировое население, в будущем есть большая вероятность столкнуться с продовольственным кризисом. Еды на всех элементарно не хватит. И здесь на помощь приходят ГМО — генно-модифицированные организмы. Но пока однозначного мнения по ним нет даже среди ученых. Что это — зло или благо?

Массовое производство продуктов с ГМО открывают для Казахстана новые перспективы

Спасение или отрава?

Первые трансгенные растения разработала в США компания Monsanto в 1983 году. В 1993-м в продаже появились первые продукты из них. Крупномасштабные коммерческие посадки растений ГМО в Штатах, в частности соевых бобов, кукурузы и хлопка, начались с 1997 года. С тех пор трансгенная продукция интенсивно завоевывает продовольственные, сельскохозяйственные и фармацевтические мировые рынки.

Сегодня генетически модифицированные растения выращивают многие страны. Лидерами являются США, Канада, Аргентина, Бразилия, Китай, Австралия. В Европе это Испания, Германия, Болгария и Румыния. Больше всего генетически-модифицированных представителей среди картофеля, сои, кукурузы, рапса, томатов, кабачков и риса. Потребители используют их не только в чистом виде, но и в переработанном: в виде попкорна, соусов, чипсов, пельменей, муки, масла.

Будущее — за ГМО, говорят ученые. Они могут спасти мир от продовольственного кризиса. При относительно небольших затратах с малых территорий можно получать большой урожай, а тощих коров превращать в упитанных буренок. Посевы «мутированных» растений постоянно увеличиваются, поскольку для их производства используют смертельный для вредителей токсин. За какие-то 15 лет площадь, засеянная модифицированными культурами, в мире возросла в 60 раз. Если в 1996 году они занимали 1,7 миллиона гектаров, то в 2006-м — уже 102 миллиона. Причем увеличение зачастую происходит за счет сокращения посевов естественных прототипов.

Однако генетически модифицированные объекты являются продуктом незавершенного эксперимента, и во многих странах такая продукция находится под жестким контролем. Нет конкретных данных, насколько они вредны. Должно пройти не одно десятилетие, чтобы можно было сделать какие-то определенные выводы. Есть исследования, подтверждающие безопасность трансгенных растений для человеческого организма. В 2016 году более 120 нобелевских лауреатов, большинство из которых медики, биологи и химики, подписали письмо с призывом к Greenpeace, ООН и правительствам мира прекратить борьбу с генетически модифицированными организмами. Также Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, Всемирная продовольственная программа и экономическая комиссия ООН по Африке полагают, что ГМ-продукты абсолютно безопасны.

Однако мнения ученых в этом вопросе расходятся. Существует и другая статистика. Многочисленные опыты на животных подтвердили, что подобные продукты могут менять состав крови, увеличивать риск возникновения раковых заболеваний, делают организм невосприимчивым к антибиотикам. Аллергия, экзема и угревая сыпь, синдром раздраженного кишечника, проблемы пищеварения, хроническая усталость, головные боли, неврологические проблемы — вот неполный список заболеваний, которые может получить человек из-за ГМ-питания. Во время исследований добавление в корм крыс ГМ-картофеля приводило к угнетению иммунной системы, уменьшению веса внутренних органов, в том числе и мозга, и патологическим изменениям в них (разрушалась печень, изменялись зобная железа и селезенка). При проведении на Кубе экспериментов по созданию трансгенной теляпии в целях получения быстрорастущих особей выяснили, что пресноводная рыба каким-то образом приобрела способность выживать в соленой воде. А божьи коровки, которые питались тлей, жившей в ГМ-картофеле, становились бесплодными.

Американские ученые уверены, что после появления ГМО ожирение в США выросло с 20–30% (1950–1988 годы) до 70% (1990–2010 годы). При этом они отмечают резкое увеличение количества людей, пораженных сахарным диабетом 2-го типа, который связывают с ожирением.

Спорная экономика

Да, собственно, и экономический эффект сомнителен. Исследования Северо-Западного научного центра экологической политики США доказали, что создание устойчивых к гербицидам сортов ГМ-растений только увеличивает расходы химикатов и обостряет проблему химического загрязнения окружающей среды. А проведенное в 2012 году университетом штата Вашингтон исследование показало, что в целом использование ГМО приводит к увеличению применения гербицидов. Половина американских фермеров уже борется с суперсорняками, Доказано, что чужеродные гены способны перемещаться с пыльцой, превращая обычные растения на полях в генно-модифицированные. Так, например, произошло с канадским рапсом и мексиканской кукурузой.

Использование ГМО необязательно приводит к увеличению урожайности, а это является самым главным коммерческим доводом в пользу их применения. Китайские исследования показали, что использование пестицидов на полях с ГМ-хлопчатником не уменьшилось, а, напротив, резко возросло из-за появления вторичных вредителей, к которым эта культура не устойчива.

Но другие ученые склоняются к мнению, что употребление в пищу ГМО безопасно. Напротив, генная инженерия может принести пользу медицине, сельскому хозяйству и другим областям. Среди продуктов, полученных с ее помощью, — медицинские препараты и вакцины, усовершенствованные волокна, новые виды топлива и другие промышленные материалы. По данным экспертов американской ISAAA, использование генно-модифицированных культур в сельском хозяйстве позволяет сократить применение пестицидов, экономить ископаемое топливо, снижать выбросы двуокиси углерода.

Отсталость или преимущество?

Между тем в мире все больше стран отказываются от ГМО. Только в Европейском союзе создано более 174 зон, свободных от генно-модифицированных культур. В частности, Австрия, Греция, Польша и Швейцария. Серьезные ограничения по выращиванию и распространению ввели в Германии и Новой Зеландии. В ЕС разрешено выращивание всего двух генетически модифицированных видов кукурузы и одного вида картофеля. Лишь пять государств — Румыния, Чехия, Словакия, Португалия и Испания — разводят ГМ-культуры. Однако и там площади постоянно сокращают.

В казахстанских продуктах ГМО присутствует в гораздо меньшем количестве. Наша техническая отсталость в этом случае только на руку. Отечественные фермеры не выращивают трансгенные растения, предприятия не имеют специального оборудования для их переработки. Но это не значит, что так будет всегда. Тем более что многие отечественные производители используют импортное сырье.

Регулирование ГМО-товаров в Казахстане пока ограничивается лишь маркировкой. В республике закреплены требования к обороту генно-модифицированных организмов, их количественному содержанию в пищевой продукции с нормой не более 0,9 процента, как установлено стандартами Кодекса Алиментариус. Все, что выше, подлежит обязательной маркировке «содержит ГМО». И даже если кто-то завезет в республику измененные организмы, продукты питания или корм, то не сможет этого сделать, не пройдя предусмотренную процедуру.

Контроль над пищевой продукцией осуществляют ежемесячно, проводят мониторинг на стадии ее реализации и соответствующую лабораторную экспертизу. Работает сеть зональных специализированных вирусологических лабораторий, в том числе референс-лаборатория, имеющих международную аккредитацию, высококвалифицированный персонал и высокоточное оборудование. Определение маркеров генетически модифицированных ингредиентов — сложная процедура, включающая в себя качественный анализ с переходом на количественный подсчет и доходящая по срокам до месяца и более. За 2018 год исследовано 1706 единиц пищевой продукции из 27 стран, в том числе отечественного производства. Так, в столичных супермаркетах обнаружили сухие завтраки, лапшу быстрого приготовления, панировочные сухари, смеси для блинов, оладий и вафель из США, в которых содержание ГМО достигало 40%, без надлежащей маркировки. Однако такие этикетки, как «Без ГМО», «Эко», «Био» — это не более чем маркетинговый ход. Поэтому потребителю необходимо более внимательно изучать состав товара.

Законодательное регулирование

Казахстан ратифицировал Картахенский протокол в 2008 году, тем самым наша страна взяла на себя обязательства по разработке и принятию соответствующего законодательства. Кроме того, принятие законодательства обусловлено формированием ЕАЭС: в России и Беларуси есть отдельные законы, регулирующие генно-инженерную деятельность.

Чтобы взять под контроль производство, использование, импорт и экспорт генно-модифицированных продуктов, в республике еще в 2011 году внесли в парламент законопроект «О государственном регулировании генно-инженерной деятельности». Документ, с одной стороны, должен обеспечить безопасность потребителя пищевой продукции, а с другой — создать благоприятные условия для развития этой деятельности. За основу чиновники взяли модельный закон о безопасности деятельности, связанной с генетически модифицированными организмами, принятый в 2006 году на 27-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ. Отличительной особенностью законопроекта являлось разделение генетически модифицированных организмов на «живые измененные», способные к размножению (семена растений, фураж, фрукты, овощи), и «генетически модифицированные объекты» (переработанная пищевая продукция и некоторые корма). Законопроект предусматривал создание в стране координационного центра при Министерстве образования и науки, который будет осуществлять экспертную оценку рисков при регистрации ГМО и выдавать экспертное заключение. Предполагалось, что расходы лягут на производителей.

Однако этот законопроект и сейчас остается спорным и многие годы находится в стенах законодательного органа. В итоге его отозвали постановлением правительства из мажилиса парламента в 2016 году.

Но надо признать, что за ГМ-культурами будущее, и этого не избежать. Мировое население растет, и у человечества нет другого способа увеличить объем продовольствия в разы. Поэтому возможно, что ГМ-культуры начнут выращивать и в Казахстане, и через какие-то десятилетия в магазинах одна часть товаров будет «мутированная», другая — нет. Главное, чтобы население информировали и оно имело возможность выбирать.

Тем более что многие отечественные ученые одобряют разрешение использования ГМО в Казахстане, но оговаривают, что необходима комплексная научно-техническая государственная программа, направленная на создание отечественных генетически модифицированных растений, контроль над завозимым семенным и посадочным материалом на содержание чужеродных генов, мониторинг посевов генетически модифицированных сельско-хозяйственных культур.

Перспективы

Между тем в мире наблюдается тенденция, когда с ростом доходов люди и целые государства начинают предпочитать экологически чистые товары. Такая продукция стоит в несколько раз дороже генно-модифицированной. И этот тренд с годами также будет нарастать. При этом те страны, которые уже разрешили использование на своих территориях ГМО, при всем желании и возможностях физически не смогут выпускать экологически чистую продукцию, потому что их земли уже заражены ГМО. В этом случае у стран, чистых от ГМО, есть стратегическое преимущество. Казахстан с 18-миллионным населением, занимая по площади 9-е место в мире, имеет потенциал сельско-хозяйственного сектора, способного прокормить один миллиард человек естественной экологически чистой продукцией.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру