Оптимистичные цифры и тревожные факты экономики Казахстана

Минфин РК подсчитал, что активы Национального фонда увеличились на 15%, а Нацбанк насчитал рост только в 2,39%. Правда, в долларовом эквиваленте. Более того, общие международные резервы, включая активы Национального фонда (в размере $59,373 млрд), с начала года снизились на 0,8% (составив $88,2 млрд). Золотовалютные резервы Национального банка с начала года снизились на $2,1 млрд “в результате погашения валютного свопа с банками и оттоков со счетов клиентов в иностранной валюте за рубеж” (сейчас в золотовалютных запасах насчитывается $28,8 млрд).

То есть пока запасы в тенге растут впечатляющими темпами, в валюте они “хорошо, что увеличиваются”. Разница в цене весьма ярко демонстрирует процесс обесценивания национального тенге.

В банковской сфере тоже за красивыми цифрами дедолларизации (вклады в национальной валюте за восемь месяцев выросли на 3%, валютные снизились на 14,5 %, уровень долларизации депозитов снизился с 48,4% в начале года до 43,8% по итогам августа) кроется не самая лучшая картина.

Так, за второй квартал кредитный портфель банковского сектора увеличился на 6% (750,9 млрд тенге) - до 13,2 трлн тенге. С начала года рост составил 1%. И связано это с “увеличением кредитного портфеля физических лиц на 16% - до 6,2 трлн тенге. Объем кредитов юридическим лицам снизился на 9,2% - до 7,1 трлн тенге - на фоне списания в первом квартале этого года неработающих кредитов бизнеса”.

То есть закредитованность физических лиц у нас практически равна объемам кредитования реального сектора экономики. Более того, банки предпочитают выдавать короткие кредиты и не финансировать долгосрочные проекты. Получается, банки страхуются от курсовых колебаний, предпочитая не отдавать много денег в тенге на долгий срок.

Тревожный факт и в том, что закредитованность населения растет столь бурными темпами. По данным НБ РК, в структуре кредитного портфеля физических лиц значительный вклад приходится на потребительские кредиты, которые с начала года выросли на 17,4% - до 3,9 трлн тенге. То есть более половины всех обращений граждан в банк - за потребительскими кредитами. (Они же, к слову, и самые рискованные с точки зрения возвратности средств.) И это при том, что реальные доходы населения явно отстают по темпам от покупательской активности: по данным Миннацэкономики, в январе-августе реальные доходы населения выросли лишь на 6,7%. Причем, если верить цифрам статистики, среднедушевые номинальные денежные доходы населения в августе составили 103 816 тенге (что очень далеко от средней зарплаты по стране, которая определена на уровне 188,6 тысячи).

Власти пытаются обуздать потребительско-кредитный ажиотаж, вводя запреты на выдачу кредитов людям с низкими доходами. Впрочем, запретительные меры хороши, когда власти могут иными (некредитными) способами обеспечить покупательскую активность граждан.

Правительство подвело экономические итоги развития за девять месяцев текущего года. Валовой внутренний продукт - главный индикатор активности экономики - держится на достаточно уверенном пути роста: за девять месяцев он вырос на 4,3%. Как обычно, драйвером стали сферы строительства (здесь объемы работ увеличились на 13,5%) и торговли (здесь рост на 7,6%).

Радует, что в обрабатывающей сфере в лидеры роста вырвалась поддерживаемая государством легкая промышленность (увеличение производства на 19% с начала года). Неплохие показатели у производства напитков и фармацевтики (по 18,2% и 15,3% соответственно).

Все эти красивые показатели положительно отразились на доходной части бюджета. Как сообщил первый заместитель премьер-министра - министр финансов Алихан Смаилов, по итогам девяти месяцев доходы государственного бюджета выросли на 15%, республиканского - на 19% и местных бюджетов - на 7%.

В общем, экономический оптимизм настраивает на позитивный лад. Но при ближайшем рассмотрении возникает несколько неприятных “деталей”.

Так, несмотря на годы кризиса и призывы к рациональному планированию бюджетных средств, освоение так и не дотягивает до стопроцентных показателей.

Расходы республиканского бюджета исполнительная власть смогла освоить на 99,8% к плану. “Лишними” оказались 14,3 млрд. А это есть ни что иное, как показатель планирования “с запасом”. То есть ведомства закладывали завышенные расценки на госзакупки, на зарплаты - “а вдруг штат расширится”, на проекты - “а вдруг подорожают”...

Но есть и реальное неосвоение - 8,6 млрд. Это из разряда “длительное проведение конкурсных процедур, несвоевременное представление актов выполненных работ, позднее представление в органы казначейства на регистрацию договоров и дополнительных соглашений”.

В списке лидеров отстающих ведомств Министерство экологии, геологии и природных ресурсов (1,5 млрд тенге), Верховный суд (ненужный остаток 1,2 млрд), Министерство культуры и спорта (992 млн) и Минторговли (947 млн тенге).

В регионах тоже не ахти с планированием - не освоили 11 млрд тенге. Но и те, что осваивают, порой проходят с нарушениями. Треть из проверенных госаудиторами денег оказалась с нарушениями. В госзакупках тоже печально - в результате проведенного камерального контроля предотвратили нарушения по государственным закупкам на сумму 547 млрд тенге.

А, между тем, тенге продолжает слабеть. Объясняется это давлением рынка нефти. И в нынешнем курсе в 391 за доллар виновата подешевевшая на $10 нефть: с $69 за баррель 16 сентября до $59,1 на конец прошлой недели.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру