Отечественные товары займут треть торговых площадей в магазинах

Власти вновь рассматривают способ стимулировать импортозамещение. Когда-то в ходу уже были проценты “казахстанского содержания”, обязательные к закупкам в государственном и квазигосударственном секторах. Но их исключили из официального юридического обихода как не соответствующие “правилам игры” ВТО и ЕАЭС (равные условия для всех). Теперь в Нур-Султане пошли другим путем: лоббировать отечественых производителей решили через запрет на покупку импортного.

Защита внутреннего рынка, развитие национальной экономики, поддержка отечественных товаропроизводителей в Казахстане может трансформироваться в очередную попытку регулирования государственных закупок. Правительство определило список из 10 наименований продукции (легкой, мебельной промышленности и стройматериалов), которую отныне (разумеется, если это решение примут после обсуждения общественностью) можно будет покупать исключительно made in KZ.

Список выглядит так: костюмы спортивные, лыжные и купальные; предметы одежды прочие; белье постельное, столовое, туалетное и кухонное; водонепроницаемая обувь с подошвой и верхом из резины или пластмассы, верх которой не крепится к подошве и не соединяется с ней ни ниточным, ни шпилечным, ни гвоздевым, ни винтовым, ни заклепочным, ни каким-либо другим аналогичным способом; прочая обувь с подошвой и с верхом из резины или пластмассы; обувь с подошвой из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи и с верхом из натуральной кожи; обувь с подошвой из резины, пластмассы, натуральной или композиционной кожи и с верхом из текстильных материалов; обувь прочая; мебель офисная деревянная; мебель офисная металлическая; портландцемент (вид цемента, наиболее широко применяемый во всех странах) и цементы.

Судя по списку обуви и ее характерным особенностям, речь идет о спецодежде для промышленности, силовых структур, военных и спасателей. Таких производств (равно как и предприятий, производящих гражданскую обувь) в Казахстане много. Проблема лишь в том, что объемы продукции ничтожно малы и не покрывают потребность (всего в РК производят лишь около трех процентов от объема спроса обуви). По сути, в Казахстане производители сохраняют за собой лишь рынок оборонного заказа и спецодежды, что обеспечивает им гарантированные продажи и минимальный риск невостребованной продукции. Остальное представлено импортом. В борьбе с зарубежным товаром наши производители явно проигрывают - количество производимой обуви в стране неуклонно снижается. В том числе, как сетуют сами предприниматели, по причине недоверия к их продукции со стороны отечественных потребителей: при одинаковом уровне цен последние предпочитают качественной кожаной обуви made in KZ синтетическую продукцию из Китая. (Быть может, именно поэтому самым высокопоставленным чиновникам страны приходится подавать “личный пример доверия”, покупая обувь у своих.)

На уровне правительства власти намерены стимулировать развитие легкой промышленности (в том числе и обуви) как построением всей кластерной цепочки (от обеспечения сырьем до предоставления мест реализации), так и борьбой с нелегальным оборотом импорта (через маркировку товаров). Но главное - гарантировать рынок сбыта. Хотя в том, что касается озвученной спецобуви, как мы уже сказали, в принципе, рынок сбыта и был стабильным.

А вот мебель - это интересно. Если учесть, что частенько можно встретить на сайте госзакупок спецификации, описывающие чрезмерно “вычурные” желания заказчиков вроде “тиснения поверхности типа “шагреневая кожа” и в цвете “миланский темный орех”, либо отечественным чиновникам придется поумерить свои желания или производителям - подтягиваться до уровня заказчиков. Кстати, в Казахстане производством мебели занимаются 1242 предприятия. Число их увеличивается из года в год. Все они относятся к разряду малых (с числом работников до 50 человек) и средних (до 250 работников). Согласно статистике, в прошлом году динамика производства мебели в РК составила всего 1,3 процента, по итогам шести месяцев нынешнего года - менее процента.

Пока проект постановления правительства об ограничении закупа государственным и квазигосударственным сектором товаров иностранного производства вынесли на обсуждение. Как говорится в пояснительной записке, срок такого ограничения - два года: “Проект постановления принимается в целях защиты внутреннего рынка и увеличения объемов производства отечественных легкой, мебельной промышленности и строительных материалов. Проект постановления придаст стимул развитию отечественного производства легкой, мебельной промышленности и строительных материалов, увеличению производственной загрузки предприятий. Ожидаемые результаты - увеличение объема производства товаров народного потребления, снижение импорта продукции по утвержденным товарным группам, создание дополнительных рабочих мест, увеличение налоговых отчислений”.

Во всем этом есть один нюанс. Изъятие из национального режима товаров, происходящих из иностранных государств, и введение нормы допуска к госзакупкам только товаров, прозводимых юридическим лицом РК и имеющих сертификат о происхождении товара формы CT-KZ, и индустриальный сертификат вступает в противоречие с правилами о “равных возможностях” товаров, которые предусмотрены как нормами Евразийского экономического союза, так и ВТО. А значит, наша страна может подвергнуться критике со стороны других государств, заинтересованных в контрактах на госзакупки.

Впрочем, правительство, защищая интересы отечественных производителей, предусмотрело важный пункт: если товар не производят на территории РК, то его разрешено импортировать. Даже если он подпадает под “запрещенный список”.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру