Краудфандинг набирает популярность в Казахстане

13.03.2019 в 17:18, просмотров: 259

У нас, в Казахстане, много творческих, горящих идеей, социально-активных людей, которые хотят реализовать себя в своих проектах. Бывает, что камнем преткновения становится отсутствие или нехватка денег. Но некоторым при таких сложных условиях все же удается воплотить их в жизнь.

Краудфандинг набирает популярность в Казахстане

Вот несколько наиболее успешных примеров за последнее время: группе механиков удалось привлечь финансы на сборку штучного гоночного автомобиля Lotus 7; собрали деньги на игровые предметы для львенка в Алматинском зоопарке, на приют для бездомных животных в Астане; театр «АRТиШок» смог закупить световое оборудование и построить большую сцену театра. Открыли экспериментальный музыкальный класс для людей с ограниченными возможностями в школе Dalatunes; кафе в столице, где могут работать люди с особенностями психического развития; центр дневного пребывания для пожилых людей ASAR. Казахстанскому фотографу помогли собрать деньги на протез руки; вышел в свет информационный постер «Змеи Казахстана» в защиту местных рептилий, который распространяется в школах страны; музыкальная группа Lampы Orhestra смогла выпустить свой первый альбом. И это лишь часть.

Так как же у них это получилось? Откуда привлекли финансирование для своих проектов и стартапов? Взяли кредит в банке, взяли в долг у знакомых и друзей? Может, выиграли грант? Эти способы работают, но не всегда. Есть еще один, довольно эффективный на сегодня выход — краудфандинг.

Надо сказать, что в Казахстане наши соотечественники все чаще и чаще таким способом получают финансовую поддержку.

Что это такое? Что за «зверь»? Это фактически складчина. Когда на различные бизнес-проекты и творческие идеи в буквальном смысле скидываются обычные люди. И для этого существует огромное количество специальных интернет-площадок — для тех, кто хочет реализовать свои творческие, научные и производственные проекты, заинтересовав ими как можно больше людей.

«Крауд» — толпа, «фандинг» — финансирование — получается народное финансирование. Это одно из самых популярных движений сегодня в мире. Пришло время, когда каждый может осуществить свою мечту, попросив денег у других, совершенно незнакомых людей, не обивая при этом пороги финансовых институтов и не прося у родственников.

В Казахстане краудфандинговое движение, можно сказать, только зарождается. В республике еще с 2012 года пытались запустить несколько площадок, но сейчас активно работает и развивается фактически всего одна. Создатели площадок и специалисты говорят о том, у нас пока неоднозначное отношение к этому и есть недоверие. Несмотря на то, что в мире этот феномен набирает обороты — в год в различные проекты инвестируют в общем более 10 млрд долларов, в Азии — около 4 млрд. Лидируют, конечно, США, где финансирование получили уже более 30 тысяч проектов (более 1000 платформ), в России — более 100 платформ.

Не просто благое дело, а еще и отсроченная выгода

Вопрос: чем краудфандинг отличается от благотворительности и зачем незнакомым людям вкладываться в чей-то проект?

В первом случае вы отдаете свои деньги безвозмездно, а во втором получаете небольшое вознаграждение. Им может быть скидка на будущую продукцию, билет на спектакль, сувениры, автограф певца. Бонусом может быть и сам продукт. Например, в России часть средств на выпуск фильма «28 панфиловцев» собрали именно методом народного финансирования, через интернет. Группы «Би-2» и «Алиса» используют эту систему довольно часто, обращаясь к своей аудитории. Писатели просят помочь своих поклонников с выпуском новой или следующей части уже вышедшей книги. То есть в итоге зрители, слушатели и читатели получают «эмоциональный приз». Но чаще к краудфандингу прибегают новички, те, кто хочет открыть стартап, но нет средств на это.

И нередко «выстреливает». Вкладчики фактически оплачивают заранее изготовление предметов, одежды или мебели, которые очень хотят приобрести. То есть они и дают возможность этому проекту состояться. Несомненный плюс краудфандинга — возможность получить заказы на продукцию до ее выпуска.

В РК народную помощь сейчас получают в основном творческие или социальные проекты. Если говорить о каких-то новых технологиях, высокозатратных IТ-проектах, то они пока ищут поддержку на зарубежных, в частности американских, платформах, поскольку там все-таки большее количество населения и представляют огромное количество технических новинок каждый месяц. В пример можно привести умные часы NOMAD, которые буквально «выстрелили» на известной американской платформе пару лет назад.

Новое старое

Слово «краудфандинг» появилось не так давно, а вот понятие «народное финансирование» не ново. Еще несколько веков назад композиторы, художники, скульпторы получали деньги от аристократов как бы в счет будущих произведений, ведь надо на что-то жить и творить. Из мировой практики, например, известно, что на возведение фундамента для Статуи Свободы скидывалось около 120 000 человек (в основном по 1-2 доллара), ведь правительство отказалось выделять деньги на установку французского подарка. И получили свой «эмоциональный бонус», теперь она фактически их национальная гордость. Статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро также была профинансирована гражданами страны (2,5 миллиона милорейсов). В Москве 200 лет назад памятник Минину и Пожарскому возводили на народные деньги. Он обошелся в огромную по тем временам сумму 150 тысяч рублей. Многие храмы строили раньше и строят сейчас таким же способом. В общем, краудфандинг — это прежде всего возможность быть сопричастным к созданию чего-то нового.

Люди вкладывают, потому что им нравится идея, они готовы деньгами голосовать за проект. Применяют народное финансирование и в политике. Приводят яркий пример Барака Обамы. В 2008 году он собрал 750 миллионов долларов на свою избирательную кампанию. И это назвали краудфандингом.

Если деньги дают, значит, это кому-то нужно

Конечно, знаменитостям совсем не обязательно прибегать к помощи краудфандингового сервиса, они могут обратиться к людям лично, например, со своей страницы в интернете или по радио и телевидению. А участникам неизвестного еще никому старт-апа нужно будет создать страницу проекта по сбору денег с указанием цели, необходимой суммы, описанием идеи, написать историю, возможно, снять небольшой ролик. И если людям это будет интересно, они станут его добровольными инвесторами.

Часто дается ограниченное время, например, три месяца. Если за этот период стартап не набрал 50 процентов от нужной суммы, все деньги возвращают так называемым «донорам», вкладчикам. Иногда удается собрать большую, чем планировали, сумму. Это уже успешные проекты. Судит — быть или не быть — аудитория.

Мировой опыт показывает, что краудфандинг может позитивно влиять на развитие экономики страны в целом. Если компания, которой помогли таким способом, станет коммерчески успешной, она ведь будет платить налоги. Кстати, самые дорогие проекты подобного рода, которые привлекают миллионы долларов, одним могут показаться глупыми и совсем не нужными, а другие так совсем не считают и с охотой делятся деньгами для их реализации. Речь о компьютерных, настольных играх, компьютерных симуляторах, очках виртуальной реальности, 3D-ручке, беспроводных наушниках. В общем, о технических новинках — и это, как бы то ни было, самые успешные стартапы на сегодняшний день.

Люди у нас в стране до сих пор скептически относятся к народному финансированию. В среднем взнос в краудфандинговый проект в Казахстане составляет около 500 или 1000 тенге. Но и этого достаточно, чтобы помочь раскрутиться хорошему проекту.

Людям нужно время, чтобы понять: сделав даже маленький взнос, они становятся причастными к интересному новому делу. Любой желающий может оказать поддержку стартапам. А это значит, что у отечественного краудфандинга все еще впереди. Истории предпринимателей, которым удалось добиться большого успеха методом «народного финансирования», известны во всем мире. Казахстан тоже может создать свою историю краудфандинга.