Стали известны причины дороговизны авиаперелетов в Казахстане

07.02.2019 в 12:42, просмотров: 341

Не секрет, что стоимость авиаперелетов в Казахстане на раз подвергалась критике со стороны пассажиров. Достаточно сказать, что стоимость авиаперелета между Астаной и Алматы разнится у местных авиакомпаний почти на 20 процентов. По мнению Генеральной прокуратуры, проверившей деятельность комитета гражданской авиации и подведомственных ему организаций по обеспечению качества и доступности авиауслуг, ключевая причина дороговизны билетов - дорогое авиатопливо. Оно составляет почти треть себестоимости перелетов. Впрочем, неприглядная картина состояния законности в авиационной сфере этим не исчерпывается.

“Дороговизна обусловлена двумя факторами: импортозависимостью от российского авиакеросина (65 процентов) и наличием множества посредников, перепродающих топливо авиакомпаниям на 20-30 процентов дороже цены НПЗ”, - говорится в записке генпрокурора на имя президента. Причем стоимость тонны авиатоплива в двух столицах почти на треть выше, чем в ведущих аэропортах Лондона, Москвы, Дубая, Гонконга, Франкфурта (1000 долларов против 700). И это при том, что ни Франкфурт, ни Гонконг, ни Лондон не добывают в своей стране нефть, а покупают ее для дальнейшей переработки.

Вторая причина - слишком высокая стоимость лизинга самолетов. Интересно, что, по данным Генпрокуратуры, у нас 68 процентов всех судов - в лизинге. Например Qazaq Air, которая позиционировалась как местный региональный лоукостер, имеет в лизинге три турбовинтовых самолета Bombardier Dash 8-400 NextGen (взяли у компании Falcon Aviation Services LLC из Абу-Даби (ОАЭ) и ежемесячно платит аренду по 200 тысяч долларов.

По аналогичной схеме функционируют и другие авиалинии: всего в Казахстане в лизинге 56 воздушных судов из летающих по стране 76. Они-то и добавляют в цену билета 17 процентов.

Еще 11 процентов цены авиабилета составляют высокие тарифы на аэропортовые услуги (заправка, предоставление воздушных полос, уборка, техническое сопровождение). По данным генерального прокурора Кайрата Кожамжарова, за два года (а Генпрокуратура проверяла в 2017-2018 годы) владельцы 16 аэропортов из 20 повысили их на 80-200 процентов.

“Перечисленные факторы существенно снижают не только доступность авиалиний для наших граждан, но и привлекательность для иностранных авиакомпаний и туристов”, - говорится в записке. Быть может, именно по причине чрезмерной дороговизны обслуживания и топлива в Казахстан отказались летать 10 ведущих мировых перевозчиков: голландский KLM (после 25-летней работы в РК), British Airways, Auastrian Airlines, China Southern, Czhech Airlines, Asiana Airlines. Четыре сократили частоту полетов (Air China, Wizzair, Turkish Airlines, Аэрофлот). Еще 14 зарубежных авиаперевозчиков выбрали самый дешевый ночной тариф наших аэропортов.

Напомню, что Казахстан позиционирует себя не только “туристически привлекательной страной”, но и перевалочной базой для авиакомпаний, совершающих рейсы из Европы в Азию и обратно. О каком транзите может идти речь, если взлет-посадка в наших аэропортах на треть дороже тех же европейских. А туристы, привыкшие к комфорту, с большой неохотой будут прилетать из своих стран в экзотический Казахстан по ночам. Вот туристы и едут в соседние Узбекистан, Кыргызстан и даже Таджикистан (мы уже не говорим про Россию), обходя нашу страну стороной.

Кстати, самим туристам перелететь из Москвы в Ташкент обходится дешевле, чем в нашу южную столицу, аж на 30 тысяч тенге (57 тысяч Москва - Ташкент и 87 тысяч - Москва - Алматы).

Кстати, отечественные туристы, выезжающие за рубеж, тоже все чаще предпочитают иностранные компании отечественным авиаперевозчикам. Потому что их лоукостеры и национальные авиатакси обходятся дешевле. Хоть чаще всего и уступают в качестве.

Но и высокая цена - не гарантия безопасности.

По данным прокуратуры, комитет гражданской авиации “не ведет надлежащий учет и проверку технического состояния воздушных судов малой авиации”. Выявили 200 незарегистрированных самолетов, 300 - с просроченными сертификатами летной годности в сферах санавиации, сельского хозяйства и туризма. Прокуроры приостановили деятельность трех авиакомпаний и эксплуатацию 17 судов. (К слову, еще осенью 2017 года тогдашнее Министерство по инвестициям и развитию признавало, что 280 самолетов малой авиации (42 процента от всех имевшихся на тот момент в стране) не имеют сертификата летной годности. Похоже, за полтора года ситуация лишь усугубилась.)

Более того, к сертификации самолетов в Казахстане допускают специалистов без соответствующей квалификации. По данным прокуратуры, из 20 государственных авиаинспекторов “только один имеет допуск к оценке состояния иностранных судов, составляющих 90 процентов отечественного авиапарка (“Боинг”, “Фокер”, “Эйрбас”, “Эмбрайер”)”.

“Создавая реальную угрозу безопасности авиаперелетов, РГП “Казаэронавигация” использует технически неисправное радиолокационное оборудование”, - говорится в письме на имя президента. За два года в Астане, Алматы и Шымкенте зарегистрировали 200 случаев его поломки. Из них 97 - в столичном аэропорту. “Ситуацию спасала резервная техника, также подлежащая списанию, - в 15 регионах 59 устаревших резервных радиолокаторов (вместо 15 лет используются 19 лет)”. Нет, нельзя сказать, что “Казаэронавигация” не выделяет денег на обновление, выделяет, еще как. Вот только это оборудование (ценой в миллиард) простаивает на складах. Потому как РГП не выделяет денег на подготовку площадок для установки этого оборудования. Эти деньги компания перенаправила на покупку в Астане 38 квартир общей стоимостью 1,5 миллиарда.