Птицефабрикам Алматинской области прекратили выплачивать госсубсидии

Казахстанские производители куриного мяса оказались перед нелегкой дилеммой — либо поднимать цену на свою продукцию, либо и вовсе ее не выпускать

Окорочка, как, собственно, и весь остальной куриный «суп-набор», являются продуктами первой необходимости. Ведь на фоне неимоверно высокой стоимости говядины, конины и прочих видов мяса куриное продается по более гуманным ценам. Однако уже в обозримом будущем мясо птицы может перекочевать на полки с деликатесами.

Казахстанские производители куриного мяса оказались перед нелегкой дилеммой — либо поднимать цену на свою продукцию, либо и вовсе ее не выпускать

А птицу нужно кормить сегодня, сейчас

На протяжении последних двух месяцев казахстанцы наблюдают за тем, как куриное мясо дорожает день ото дня. Тенденция неутешительная, но и деваться некуда. До тех пор, пока курятина дешевле говядины, она будет занимать доминирующую позицию в продовольственной корзине людей с уровнем достатка от среднего и ниже.

Однако тенденция по удорожанию этого продукта сохраняется, и этому есть целый ряд причин. В начале декабря казахстанские птицеводы собрали пресс-конференцию в Алматы, на которой рассказали о том, с какими трудностями столкнулся их бизнес, а главное, дали прогноз, чего ждать конечному потребителю, если ситуация не изменится кардинальным образом.

В набат бьют представители ряда птицеводческих предприятий Алматинской области, которые, по их мнению, оказались загнаны в угол и вынуждены идти по пути увеличения стоимости своей продукции.

Предприниматели отрасли обеспокоены слухами о том, что «прямые» государственные субсидии в отрасль отменят и заменят на другие инструменты поддержки предпринимателей, такие как инвестиционные субсидии. А если быть более точным, то эти планы по «закручиванию гаек» начали реализовывать еще с весны этого года.

«Птицефабрикам Алматинской области уже прекратили выплаты субсидий с апреля этого года ввиду неприоритетности направления и нехватки финансовых средств в областном бюджете. При этом птицеводческие хозяйства других областей республики исправно получают государственную поддержку. Вот и создались неравные экономические условия на казахстанском рынке.

К тому же необходимо учесть и тот фактор, что яйцо и мясо птицы относятся к продуктам первой необходимости и ценообразование жестко контролируют антимонопольные органы», — заявила на пресс-конференции директор птицефабрики ТОО «Когер ЛТД» Иванова Светлана Петровна.

По словам Ивановой, продукция птицеводов области оказалась неконкурентоспособной по цене как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким образом, получается, что этот перекос поставил птицеводов области в сложную ситуацию и под угрозой банкротства оказались семь птицеводческих хозяйств Алматинской области.

Если верить этим словам, то в угол зажали только предпринимателей именно из Алматинской области, однако цены поднялись по всему Казахстану… Что привело к этой тенденции?

«Мы построили свои птицефабрики, и это требовало сил. Почему поднялись цены на мясо птицы в стране? Потому что корма для кур подорожали более чем на 30 процентов. Ведь птицефабрикам нужно кормить птицу сегодня, сейчас, а не в январе 2019 года. Фабрики берут по несколько кредитов на оборотные средства, на закуп зерновых.

Если нам не дают субсидии, то дайте возможность поднимать цены, и мы выйдем на самоокупаемость», — заявила Светлана Иванова.

Другими словами, если ситуация не изменится, то птицефабрики либо продолжат поднимать цены, либо закроются вовсе. Первый сценарий не радует перспективами, однако и второй приведет к дефициту товара, что, по канонам экономики, повлечет за собой удорожание продукта.

Отечественные куры оказались для чиновников не в приоритете

И здесь возникает справедливый вопрос. Почему у птицеводов сократилось финансирование? Ведь на старте, когда бизнесмены и бизнес-леди решали, стоит ли браться за этот бизнес, их обещали поддержать. Ответ дают все те же представители специфического бизнеса. Как оказалось, одну часть субсидий «съела» инфляция, другую перенаправили в другие сферы.

«Сейчас в некоторых областях приоритет по субсидиям — производители крупного рогатого скота. То есть в акимате говорят, что действуют по правилам приоритетности, а птицеводы оказались не в приоритете. Нам выделяют 2,5-3 тенге субсидий на одно проданное яйцо. Но когда несколько лет назад писали правила субсидирования, инфляция была другой, сейчас эти субсидии — копейки. Наше предприятие производит более одного миллиона яиц в день, однако мы должны уменьшить производство на 40 процентов. Можете посчитать, какая это будет сумма. Сегодня объем средств, не полученных предприятиями по субсидиям, составляет 5,3 миллиарда тенге. Если нам так и не предоставят субсидии, то птицефабрики Алматинской области продержатся 2-3 месяца, мы уже близки к критической точке», — сказала Светлана Иванова.

Другой предприниматель и вовсе указывает на убыточность предприятия, обосновывая это логистическими загвоздками, а также отсутствием альтернативной тары.

«Мясо птицы и яйцо — это сезонный продукт. С мая по сентябрь мы всегда свою продукцию продаем ниже себестоимости. Конечно, многие спросят: почему вы в этот период не закрываетесь? Но у нас цикл такой, мы должны в этот период в убыток продавать. В январе, феврале также вынуждены продавать продукцию по себестоимости или ниже. Во всех птицефабриках до 70 процентов себестоимости составляют корма, в этом году цены на них сильно взлетели. По вагонам тоже есть проблема, поставщики не могут нам вовремя поставлять корма. У нас на рынке дефицит кормов. В этом году мы заметили, что до 40 процентов выросла цена на упаковку, ее ввозят из России. Есть и казахстанские поставщики, но все их сырье заграничное. Если в прошлом году мы платили 150 тенге за коробку, то в этом — 270−300 тенге. Без коробки мы не продадим продукцию, покупка упаковки — вынужденная мера, которая ложится на себестоимость», — отмечает директор птицефабрики ТОО «Компания Сары Булак» Мурат Увалиев.

Сегодня ситуация критическая ввиду того, что бюджет и финансовые прогнозы на 2018 год строили с учетом субсидий. Нет никакого понимания — выплатят ли субсидии или нет. Представители птицеводческих хозяйств Алматинской области отметили, что государственная поддержка птицеводческой отрасли крайне необходима до 2021 года — за этот период птицеводческие хозяйства, особенно яичного направления, смогут погасить займы и выйти на полную самоокупаемость.

Ножки Буша поперек границы

Это отнюдь не единственный «удар судьбы», который областным предпринимателям пришлось принять на себя. Не так давно, в октябре этого года, стало известно, что Казахстан увеличил импорт мяса птицы из США. Если ранее в страну оттуда ввозили 110 тысяч тонн этой продукции в год, то теперь цифру увеличили до 140 тысяч тонн (это было условием вступления Казахстана в ВТО).

Из этого объема 128 тысяч тонн — окорочка, 12 тысяч тонн — белое мясо. При этом среднегодовой объем потребления казахстанцами птичьего мяса составляет около 300 тысяч тонн. Понятно, что с такой долей импорта и теми условиями, в которых оказались местные птичники, они становятся абсолютно неконкурентоспособными.

На фоне этих цифр планы увеличить объемы производства местного куриного мяса до 300 тысяч тонн к 2023 году выглядят сомнительными. Такие результаты возможны лишь благодаря защите отечественного рынка. А что происходит сейчас, не совсем понятно.

Однако небольшая фора у местных птичников все-таки есть. Как говорится, «нет худа без добра». Россия с 20 ноября ограничила транзит мяса птицы из США в Казахстан. Эту меру в Россельхознадзоре объяснили угрозой попадания на российский рынок из Казахстана продукции неизвестного происхождения из-за отсутствия в нашей стране внутренней системы прослеживаемости перемещения подконтрольных государственному ветеринарному надзору товаров, а также несоблюдения сроков интеграции информационных систем двух стран.

С одной стороны, местные предприниматели рады такому стечению обстоятельств, поскольку это дает им возможность для лавирования. Однако во всех этих куриных разборках страдает конечный потребитель. Не сложно догадаться, какие будут последствия, если эмбарго на мясо из США не снимут, а местные производители начнут сокращение объемов производства.

Однако подвижки в этом вопросе все-таки есть. Россельхознадзор назвал четкое условие для транзита через Россию в Казахстан мяса птицы из США. 7 декабря в Москве состоялась встреча руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта с вице-министром сельского хозяйства Казахстана Гульмирой Исаевой. Стороны обсудили вопросы, связанные с транзитом американской птицеводческой продукции.

«Россельхознадзор согласился рассмотреть возможность снятия ограничений, введенных 20 ноября, при условии получения от казахстанской стороны всей необходимой информации, гарантирующей, что эту продукцию будут использовать только для внутренних нужд республики», — заявили в ведомстве.

В свою очередь, казахстанская сторона взяла на себя обязательство интенсифицировать работу по интеграции информационных систем в области ветеринарии. Сколько на это уйдет времени, не уточняют, и пока этот вопрос висит в воздухе, есть вероятность, что на рынок зайдут новые игроки, допустим, из Китая.

Только вот нужны ли казахстанцам такие предложения? И даже если запрет снимут, то рынок будет завален «ножками Буша», которыми все насытились еще в 90-х. Недополучение государственной поддержки для предприятий птицеводческой отрасли может негативно отразиться на их показателях и скорее всего приведет к банкротству некоторых из них. А это, в свою очередь, повлечет потерю рабочих мест, уменьшение налоговых поступлений, потерю доверия инвесторов в отрасли, а также увеличение зависимости республики от импорта базового продукта питания. Ну и, конечно же, повышение цены на пока еще доступное для широких слоев населения куриное мясо.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру