Эпопея с американским птичьим мясом — часть экономической войны

История с курицей из США — это часть развязанной в мире глобальной экономической войны. К такому выводу мы пришли, изучив состояние дел в сфере птицеводства в России и Казахстане. Войны сейчас идут не только за ресурсы, но и за рынки сбыта. И эти рынки порой напоминают поля битвы.

Эпопея с американским птичьим мясом — часть экономической войны

Такая разная свобода

Представьте на минуточку, что Казахстан — передовая мировая держава с развитой промышленностью и не менее развитым сельским хозяйством. Что производит он мяса в разы больше, чем может потребить сам. А потому поставляет его сразу в несколько каких-нибудь отсталых африканских стран, у которых нет ничего, кроме природных ресурсов.

Но постепенно эти африканские страны начинают становиться на ноги. У них мало-помалу появляются собственное производство и собственное сельское хозяйство, которые понемногу приступают к тому, чтобы обеспечивать свое население продуктами питания самостоятельно. А поскольку свое объективно получается дешевле, то казахстанскую продукцию с рынков этих стран постепенно выдавливают.

Понравится нам это? Разумеется, нет. Ведь нам придется уменьшать объемы производства, а значит, терять прибыли и соответственно сокращать рабочие места. От этого у нас снизятся налоговые поступления в бюджет, сократятся социальные программы. А потому мы будем стараться всеми силами (их у нас много, поскольку мы передовая держава) и методами удержаться на рынках этих стран. А методы бывают разные. Ничего личного. Закон рынка — это закон джунглей.

А теперь вернемся в суровую действительность, в которой полно непонятных нам парадоксов. Особенно последние 28 лет. Один из наиболее значимых состоит в следующем: в рейтинге экономической свободы Economic Freedom of the World от Fraser Institute наша страна за последний год поднялась сразу на несколько пунктов.

Вроде бы повод для радости. В первую очередь для бизнесменов. Особенно для производственников. И еще более особенно — для сельскохозяйственных производственников. Но если копнуть глубже, то этой самой экономической свободы тут больше для иностранного бизнеса. Тогда как для отечественного ее почти нет.

Вот, например, один знакомый фермер решил индюшек выращивать. Подзанял деньжат. Своих, что были, добавил. Построил не Бог весть какой птичник, закупил необходимый биологический материал и приступил к начальному этапу реализации объявленной правительством политики импортозамещения.

С тех пор с утра до вечера, как белка в колесе. Коммуналка, налоги, корма, арендная плата. Уже лет пять или шесть прошло, а затраты так и не отбились.

А потом уставать он начал. И в конце концов устал. Не физически, а морально. Погас огонек в его глазах. И нет уж былого оптимизма в его душе и задора в теле. Не справляется. Проигрывает конкуренцию.

Причем не землякам, а заморским купцам, завалившим нас «ножками Буша». На вопрос, почему не берешь кредит, знакомый отвечает, что боится рисковать. Банки ставят короткие сроки погашения. Для птицеводства нереальные. А потому, скорее всего, закроет он свое производство и займется чем-нибудь другим.

Зато «ножки Буша» чувствуют себя на наших прилавках полными хозяевами. Выходит, вот для кого настоящая экономическая свобода в нашей стране. И вот кто на самом деле рад нашему, хоть и небольшому, но все же взлету в рейтинге Economic Freedom of the World от Fraser Institute. Поскольку именно он ловит с этого свои дивиденды. И если мы будем предоставлять еще больше квот на иностранную продукцию, нас поднимут в рейтингах еще выше. Станут говорить о полном торжестве демократии в наших степях, успешности проводимых реформ и все такое.

Кому служим?

В пресловутые 90-е мы сами оказались в роли тех африканских стран, о которых говорили выше. Вы думаете, весь тот огромный промышленный потенциал, созданный в период развитого социализма, развалился сам по себе от того, что оказался неэффективным и не выдержал конкуренцию? Все это сказки про белого бычка, рассказанные нам иностранными советниками да консультантами, заполонившими в тот период наши просторы под видом экономической помощи. «Помощь» их в том и заключалась.

Подумайте сами. Не для того ведь убирали с арены сильного конкурента, чтобы дальше развивать его экономику. На самом деле те, кто выиграл холодную войну, под благим видом просто делали себе новый рынок сбыта. Причем весьма немаленький.

Тогда-то, помимо всего прочего, и хлынул к нам бурный поток «ножек Буша», которые пустили на нашей земле корни настолько, что не дают вырасти нашим собственным курочкам.

Дальше — больше. Мы вступили в ВТО с щадящими ввозными пошлинами только ради того, чтобы быть, так сказать, в семье цивилизованных народов. Согласно действующим там правилам, раздали квоты на иностранную продукцию. А теперь удивляемся, почему ни Европа, ни Америка не стоят в очереди за нашим мясом. И чешем репу, глядя на так и не потянувший на национальную идею лозунг «покупай казахстанское».

А «ножки Буша» тем временем чувствуют себя на казахстанском рынке превосходно, чего не скажешь о наших курочках, об американском или европейском рынке даже не мечтающих. Получается когнитивный диссонанс.

Как любят заявлять наши министры и депутаты, Казахстан сделал значительный вклад в либерализацию торговли в рамках ВТО. Уровень ее открытости, по их словам, у нас один из самых высоких среди членов организации. Только непонятно, это они хвастаются или жалуются?

Если хвастаются, то непонятно, перед кем. Потому что на этом фоне президент Союза птицеводов Казахстана обращается в Министерство сельского хозяйства с запросом о снижении объемов завоза к нам американского птичьего мяса. И ведь не от хорошей жизни, правда?

А что же Минсельхоз? Судя по последним событиям, ничего. И даже больше. Потому что объемы импортируемых «ножек Буша» после этого увеличились со 110 тысяч тонн до 140 тысяч тонн.

Более того, как только речь заходит о преференциях отечественным производителям, наши министры и банкиры тут же начинают говорить, что это противоречит нормам ВТО, поскольку иностранные партнеры расценивают это как дискриминацию их товаров.

А нас разве тем самым никто не дискриминирует различными стандартами, сертификатами и другими всевозможными препонами? С их точки зрения, разумеется, нет. Мы продаем им исключительно сырье, и это их устраивает более чем. Тогда, простите, как же мы собираемся уйти от сырьевой направленности своей экономики?

Вся эта министерско-банкирская риторика слегка смахивает на саботаж политики президента страны, который в своем послании народу поставил перед отечественным агропромышленным комплексом амбициозную задачу за пять лет увеличить производительность труда и объем экспорта переработанной продукции в 2,5 раза.

Вспомните, как поступили американцы, когда из Канады в США пошла более дешевая древесина. Они ввели такие пошлины, что это стало невыгодно. Вот так на самом деле и выглядит забота о собственных производителях и рабочих местах в своей стране.

ВТО — это для кого надо ВТО

Кстати, о птичках. Ни за что не агитируем. Лишь приводим факты. За более чем десятилетнее нахождение в этой организации Кыргызстана в этой стране почти полностью исчезло промышленное производство. Значительно сократило свою продуктивность сельское хозяйство.

В частности, земледелие сократилось в 35 раз, животноводство — в 30. Вместе с тем увеличился уровень торговли, но преимущественно импортными товарами. В итоге ВВП Кыргызстана теперь на 98 процентов состоит из продажи завозимой извне продукции, импортных товаров.

Достойными последователями мудрых киргизов оказались украинцы. Они установили ввозные пошлины еще ниже. А на некоторые товары вообще обнулили. К тому же подписали условие, по которому Украине запретили дотировать экспорт сельскохозяйственной продукции. И сделали еще много такого, что поставило крест на их внутреннем производстве. От полного краха промышленности их спасал неприхотливый рынок СНГ и в первую очередь России. (Которая, кстати, при вступлении в ВТО выторговала себе если не самый выгодный режим, то гораздо более щадящий для себя, чем тот, что действует по отношению к другим государствам СНГ.) Но и это для Украины закончилось в связи с известными событиями.

В России это поняли и пытаются противостоять. Но получается пока не очень. Уж больно силы не равны. Как только россияне ввели ограничения на поставки «ножек Буша», как вдруг на их собственных птичниках начался повальный мор птицы.

Специально их, конечно же, никто не травил. Просто банки, руководители которых давно имеют за границей счета и недвижимость, и гражданами России являются лишь формально, и то до поры до времени, начали ставить нереальные условия погашения кредитов. Об этом говорят сами российские птицеводы. Имен называть не будем. Но для интересующихся скажем, что информации об этом — полная Сеть. Причем из первых уст.

Сельское хозяйство — это дотационная отрасль во всем мире. Причем в тех государствах, которые мы называем развитыми и, что самое главное, демократическими, оно дотируется так, что позволяет их производителям захватывать под флагом ВТО рынки других, в большинстве своем развивающихся стран и душить местных производителей.

Тем самым фактически не допускать того, чтобы они из категории «развивающиеся» перешли в «развитые». Политика экономического сдерживания ведь распространяется не только на Китай, который, кстати, сдержать уже невозможно.

Ничего конспирологического или совершенно секретного в этом уже давно нет. И радостно хлопать в ладоши от того, что американский посол по праздникам произносит поздравительные речи на казахском языке, давно не стоит. То, что политика экономического сдерживания существует, — это истинная правда, не раз звучавшая из уст самих американских политиков.

Рост доходов граждан любой страны, равно как и общий экономический рост, можно поднять лишь поддержкой промышленности и в немалой степени сельского хозяйства. Потому что в одном килограмме мяса, палке колбасы или булке хлеба содержатся все производственные отношения. А потому вряд ли стоит за похлопывание по плечу открывать настежь свои рынки для заморских окорочков не первой свежести. Приходят-то они к нам в насмерть замороженном виде. Поди-ка определи, когда их заморозили.

Открывая двери для пресловутых «ножек Буша», мы, по сути, бьем по рукам свое собственное птицеводство. Объемы его производства от этого не растут. А выручают в такой ситуации, как правило, иностранные партнеры. Только кого на самом деле выручают — большой вопрос.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру