В 2019 году перелеты внутри Казахстана могут подешеветь в два раза

На рынке авиаперевозчиков появился новый игрок Fly Arystan — дочерняя компания национального перевозчика Air Astana.

В начале месяца, 2 ноября, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на встрече с министром по инвестициям и развитию Женисом Касымбеком, членом совета директоров АО «Самрук-Казына» 
Ричардом Эвансом и президентом авиакомпании Air Astana Питером Фостером дал поручение создать бюджетную авиакомпанию. И уже на прошлой неделе, 7 ноября, в одном из отелей Алматы общественности представили не только руководящий состав новой компании, но и озвучили некоторые цифры, и амбициозные планы ее развития, которые дают возможность понять, как все будет работать.

На рынке авиаперевозчиков появился новый игрок Fly Arystan — дочерняя компания национального перевозчика Air Astana.

Перелеты для народных масс

«Создание бюджетной авиакомпании Fly Arystan — это важный шаг в условиях быстро меняющейся местной и региональной конъюнктуры рынка авиаперевозок, а также результат глубокого исследования и бизнес-планирования. Запуск бюджетной авиакомпании положительно скажется на среднерочных и долгосрочных перспективах AirAstana и, мы надеемся, станет ожидаемым событием для внутренних туристов, которые смогут воспользоваться низкими тарифами на внутренних и региональных маршрутах, — заявил Питер Фостер.

Реализовать эту идею решили путем внедрения принципиально новой для Казахстана авиакомпании-лоукостера. Но что означает этот термин? Лоукост — это название всех авиакомпаний, которые работают по определенной технологии, позволяющей максимально снижать цены на билеты. Удается это благодаря сокращению числа привычных услуг и перевода их в категорию платных.

Билеты на такие рейсы, как правило, продают только электронные, чтобы не тратиться на обслуживание касс, бумагу и прочее. Выполнение части работ, которые реализовывал аэропорт, например, уборка салона или регистрация на рейс, также ложится на плечи членов экипажа. Есть также целый ряд внутренних технических моментов, которые можно исключить, снизив таким образом цену билета.

По заявлению спикеров, стоимость билетов должна уменьшиться настолько, что перелеты станут доступны для тех людей, которые раньше никогда не летали.

— Fly Arystan не для тех людей, которые находятся в данном конференц-зале, и не для тех гостей, которые проживают в этой роскошной гостинице. Он для тех, кто работает в этой самой гостинице. То есть компания ориентирована на широкую целевую аудиторию. Таким образом, мы хотим простимулировать совершенно новый сегмент рынка авиаперевозок в Казахстане. Конечно, следует решить много задач, которые требуют внести ряд поправок в законодательство.

В большей части они касаются перевозки багажа и выставления на него отдельного тарифа. Мы считаем, что если у вас есть багаж, то это ваш выбор, который вы сделали осознанно, и вы должны за это заплатить. Если же вы летите без багажа, то у вас должно быть право покупки более доступного тарифа, — пояснил австралийский специалист по лоукост-перевозкам Тим Джордан.

В тесноте, да не в обиде

Несмотря на то, что Fly Arystan является подразделением Air Astana, журналистам компанию представили как самостоятельную единицу, которая в будущем будет развиваться исключительно своими силами. При этом стартовую площадку все-таки дала эта компания. На первых порах выделили четыре самолета из парка Air Astana. Для осуществления авиарейсов переоборудуют действующие суда Airbus-320. Как рассказали на пресс-конференции, это не новые самолеты, однако «возраст» каждого будет около пяти лет, что сделает флот Fly Arystan самым молодым в Казахстане. В дальнейшем, уже к 2022 году, парк планируют увеличить до 15 самолетов, которые в теории должны закупать на средства самой компании без привлечения инвесторов и государственного субсидирования. Планы и впрямь амбициозные.

Если говорить о персонале, а точнее, о ключевых постах, то руководящий состав сформировали из работников все той же Air Astana, которые проработали в авиакомпании более 10 лет. Правда, возглавлять команду топ-менеджеров будет иностранный специалист, уже упомянутый Тим Джордан. Эксперт, за плечами которого более 15 лет опыта управления на руководящих должностях в таких ведущих лоукост-перевозчиках, как Virgin Blue и Cebu Pacific.

На главный вопрос — сколько будет стоить перелет? — сейчас компания ответить не готова, поскольку прайс будет формировать в первую очередь сам пассажир.

Как уже говорили ранее, летать пассажиры будут на турбореактивных Airbus 320 — такой перелет намного быстрее и комфортнее, чем если бы осуществлялся турбовинтовыми самолетами. Однако потесниться все же придется: Airbus будут конфигурацией на 180 посадочных мест эконом-класса.

Для сравнения: сейчас Air Astana загружает «320-е» на 148 человек, где 132 посадочных места — эконом- и еще 16 — бизнес-класса. То есть дополнительное пространство планируют получить не только за счет исключения VIP-отсека, но и сокращения шага кресел во всем салоне. При этом, как заверили специалисты, будут соблюдены все международные требования и нормы.

Естественно, следует ждать градации по допустимому весу багажа. Ручную кладь до пяти килограммов можно будет провести бесплатно, дальше пошаговая тарификация: чем больше вес клади, тем больше придется выложить за перелет. Если же сдавать багаж, то здесь шаг составит пять килограммов, начиная от 15 до 35. В международной практике лоукост подразумевает не только топ-плату за багаж, но выставление отдельных цен за питание, а в некоторых случаях даже за чашку чая или кофе.

 

При этом цены, как правило, сопоставимы с предлагаемыми в кафе и ресторанах аэропорта. А вот это настораживает, поскольку именно наши ключевые воздушные гавани отличаются непомерными ценами на всю предлагаемую продукцию. Какой прейскурант будет у Fly Arystan, пока неизвестно. Однако, если ехать налегке и зайти на борт сытым, то стоимость билета может составлять 50 процентов от величины текущих прайсов Air Astana.

Планирование и только планирование

Лоукосты имеют невероятную популярность за рубежом, поскольку делают путешествие доступным для очень широкой аудитории. Эта система может обеспечить Казахстану не только новый виток в развитии внутреннего туризма и бизнеса, но и иное отношение к авиаперелетам в целом, поскольку откроется возможность летать тем людям, которые ранее в сторону авиакасс даже не смотрели. Такова позиция топ-менеджеров и концепция новой авиакомпании в целом. Но как получится на практике?..

Будут ли пользоваться услугами перелета те люди, которые ранее не летали — большой вопрос. Куда реалистичнее выглядит прогноз оттока клиентской базы из других авиакомпаний, а также потребителей КТЖ (железнодорожные сети). Мы бегло изучили сегодняшние цены, и вот что получилось. Если покупать билеты заранее, скажем, за месяц, то в Air Astana трансфер Алматы — Астана — Алматы будет стоить 40 тысяч тенге. И если верить вышесказанным заявлениям, то в теории уже весной Fly Arystan сможет предложить аналогичный пакет за 20 тысяч. Эта цена ощутимо ниже не только других более мелких авиакомпаний, но и конкурирует с железнодорожным сообщением. Ведь такой же маршрут на поезде в вагоне «Тальго» обойдется почти в 18 тысяч тенге.

Согласитесь, разница в две тысячи тенге, которая способна сэкономить около 20 часов времени, незначительна, и многие люди, привыкшие ездить по «железке», наверняка захотят устремиться в небо.

Если следовать этому пути развития событий, то проблем с загрузкой салона, даже с учетом увеличения числа посадочных мест до 180, не будет. Скорее здесь возникнет другая сложность — купить этот самый дешевый билет. И вот здесь вырисовывается третья группа людей, кто действительно будет пользоваться услугами лоукоста — пассажиры, имеющие возможность планировать свои поездки заранее. Если же необходимость возникла внезапно, то с большой долей вероятности им придется летать, прибегая к услугам классических компаний либо ехать, воспользовались услугами КТЖ.

Неотъемлемым достоинством развития модели лоукоста является то, что она позволяет перемещаться из одного регионального аэропорта в другой, минуя ключевые гавани — Алматы и Астану. Это не только сократит время перелета, но даст мелким аэропортам возможность для развития.

О том, с каких именно направлений стартует Fly Arystan, пока не говорят, однако известно, что в среднесрочной перспективе сетка авиаперелетов должна достигнуть 50 маршрутов, которые будут развиваться по трем типам направлений. Первый — это те маршруты, по которым ни одна авиакомпания раньше не летала, что реально открывает большие перспективы для граждан. Второй — это направление, в котором сейчас летает всего один авиаперевозчик и фактически является здесь монополистом. Это позволит разрушить действующую монополию и развить здоровую конкуренцию, что опять-таки должно позитивно отразиться на конечной стоимости билетов. Третий — это крупные, развитые маршруты, на которых Fly Arystan будет также присутствовать. В среднесрочной перспективе планируют расширение до международных маршрутов.

Авиакомпания практически полностью готова к запуску проекта, единственный сдерживающий фактор — законодательство, которое пока не позволяет реализовать стартап. Начало продаж бюджетных билетов запланировали на март 2019 года. Представители компании заверили, что до праздника Наурыз в системе бронирования билетов отразят всю сетку маршрутов, а также перечень действующих тарифов. А это значит, что праздник можно будет провести не как обычно, а совершенно иначе — в ансамбле архитектуры какого-нибудь другого города.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру