Опасна ли для Казахстана африканская чума, свирепствующая в Китае?

Едва утихли страсти вокруг свиного гриппа (H1N1), как в СМИ появилась информация о новой заразе, атаковавшей поросят, — об африканской чуме. Казалось бы, от нас она далеко, но — нет! — многочисленные вспышки опасной болезни зафиксированы не где-то на другом континенте, а в сопредельной с Казахстаном КНР…

Опасна ли для Казахстана африканская чума, свирепствующая в Китае?

Откуда ветер дует

Африканская чума свиней (АЧС) также известна под названиями африканская лихорадка, восточноафриканская чума и болезнь Монтгомери. Сравнительно недавно, до 1950-х годов, она имела исключительно локальный характер и за пределы Африканского континента не выходила.

Однако вследствие интродукции, активно развивавшейся в 50-х годах, из колониальных стран вывезли зараженных животных, и АЧС оказалась на европейском континенте: в 1957 году зафиксировали первую вспышку этой чумы в Португалии, а в 1960-м — в Испании, в 80-х годах болезнь добралась до Центральной и Южной Америки.

Главным коварством африканской чумы свиней является чрезвычайно быстрое изменение форм течения инфекции среди этих домашних животных от острого со стопроцентной летальностью до хронического и бессимптомного носительства и непредсказуемого ареала распространения.

И вот в конце августа этого года Министерство сельского хозяйства Китая признало опасность распространения этого заболевания у себя в стране. В опубликованном ведомством заявлении отмечают, что «главной задачей является предотвращение и контроль» над расширением ареала заболевания.

Причем за последнее полугодие заражение чумой животных — это отнюдь не первый эпизод. Ранее вспышки АЧС зафиксировали в четырех провинциях Китая.

Вследствие чего продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), имеющая штаб-квартиру в Китае, опубликовала сообщение о том, что вспышка АЧС может распространиться и на соседние страны. Что нас, естественно, отнюдь не обрадовало по вполне понятным причинам.

«Географическое распространение вспышки АЧС в Китае повысило опасения относительно того, что болезнь может попасть в соседние государства Юго-Восточной Азии и Корейского полуострова, где продажа и потребление свинины находятся также на высоком уровне», — предположили в ФАО.

Между тем стоит отметить, что Китай — это самый крупный в мире производитель свинины, там численность поголовья этих животных составляет около 500 миллионов голов. Для сравнения, в России эта цифра равна 24 миллионам, а в Казахстане насчитывается всего 0,9 миллиона голов.

При этом все сопредельные с КНР страны активно потребляют китайскую свинину вот уже несколько десятилетий. И Казахстан не является исключением.

Средневековая дикость – единственный выход

Итак, в последнее время в КНР уничтожили свыше восьми тысяч голов свиней, четверть которых была инфицирована АЧС, остальные чисты, но оказались в зоне карантина. Казалось бы, зачем вырезать шесть тысяч свиней, результат анализа на инфекцию которых был отрицательным?

Международный опыт показывает, что это не крайняя мера, а фактически единственное рациональное и действенное решение. При первичном появлении чумы коэффициент летальности составляет от 40 до 100 процентов всего поголовья животных.

Дело в том, что возбудителем АЧС является ДНК-содержащий вирус рода Asfivirus — семейство с невероятно высоким порогом выживаемости. Вирус устойчив к высушиванию и гниению, а разрушается при продолжительной (не менее получаса) тепловой обработке при температуре 70 градусов по Цельсию. В продуктах свиноводства (мясе и сале) вирус сохраняется до пяти-шести месяцев, при температуре от 18 до 24 градусов — до 18 месяцев, при отрицательных температурах — несколько лет. И даже в помещениях свинарников и отходах животноводства (навозе) бацилла может сохранять свою жизнедеятельность до трех месяцев.

Не брезгует вирус и при выборе, так сказать, трансфера. Понятно, что основным источником возбудителя инфекции являются больные и переболевшие животные. Однако переносчиками могут выступить любые домашние животные. Заражение происходит контактным путем через поврежденные слизистые оболочки, кожные покровы, мясопродукты, предметы ухода и даже через кожных паразитов и насекомых, которые были в контакте с больными и павшими свиньями. Они становятся «транспортом» для переноса АЧС. К слову, промежуточными разносчиками заболевания выступают и люди.

Как мы видим, зловещий ярлык «чумы» АЧС получила не случайно, поскольку распространяется молниеносно, бьет наповал, а главное — неизлечима. До сих пор нет вакцины от этого заболевания, также не существует лекарств, которыми его можно было бы вылечить. Именно поэтому в случае выявления инфекции проводят ряд крупномасштабных мероприятий. Накладывают жесткий карантин на населенные пункты, хозяйства, свинофермы и комплексы, в которых выявили АЧС. Всех свиней, находящихся в эпизоотическом очаге, подвергают убою бескровным методом. Абсолютно все туши сжигают, не вывозя за территорию установленного района карантина. Трупы павших парнокопытных, остатки кормов, навоз, ветхие сооружения и даже инвентарь сжигают на месте. Те сооружения для содержания свиней, которые невозможно сжечь, подвергают тщательной дезинфекции.

Также проводят операции по уничтожению на этой территории клещей, грызунов, насекомых и бродячих животных. Саму зону карантина, а следовательно, и все вышеперечисленные мероприятия, государства определяют самостоятельно, но, как правило, она составляет радиус от пяти до 20 километров от очага.

Несмотря на то, что впервые АЧС зарегистрировали в 1903 году, до сих пор единственным способом борьбы остается средневековая методика — сжигание в открытом огне.

Подсадная свинка?

Успокаивает то, что для человека эта болезнь опасности не представляет, во всяком случае прямой. Однако для свиней, причем не только домашних, но и диких, она смертельна. В случае выявления очага серьезный ущерб наносится как фермерским хозяйствам, так и экономике в целом.

Эта проблема актуальна не только для КНР, но и для соседней России. В апреле текущего года Россельхознадзор обнаружил вспышку АЧС в Белгородской области, расположенной в юго-западной части России на границе с Украиной. Геном вируса АЧС выявили в результате лабораторных исследований патологического материала, который взяли у дикого кабана, добытого на территории одного из охотничьих хозяйств.

И это не единственный случай. Начиная с 2007 года, в России вспышки АЧС встречаются ежегодно, что порой приводит к непоправимым последствиям и даже к массовым волнениям среди фермеров и сельских граждан.

В июле этого года в Новосибирской области возникла спорная ситуация. Согласно данным местных СМИ, областной Минсельхоз разослал по сельским районам распоряжение, которое, как считают многие предприниматели, может убить отрасль на уровне малого и среднего бизнеса.

Камнем преткновения стал документ «О мерах по предупреждению заноса вируса АЧС на территорию Новосибирской области». Согласно имеющимся данным, от фермеров требуется обеспечить третий, а в некоторых случаях и четвертый уровень компартмента (биологической защиты). Что это значит? Для того чтобы выдержать озвученные критерии, необходимо полностью реорганизовать классический (сельский) режим разведения свиней. Нужно, чтобы на ферме присутствовали контрольно-следовая полоса, дезбарьер, различные «пугала» птиц, режим «черное и белое» — полная смена одежды при входе и выходе, ее дезинфекция. Плюс ко всему расстояние до соседа должно быть не менее 500 метров!

То есть для сельчанина это примерно, как если бы семью, живущую у черты бедности, обязали сделать в доме евроремонт и обставить импортной мебелью. Все, естественно, за свой счет. Один из крупных новосибирских фермеров, который имеет в своем кейсе полторы сотни голов, посчитал, во что ему обойдется переход на третий компартмент. Как минимум, в 44 миллиона рублей. Такие деньги владельцам крестьянско-фермерских хозяйств не снятся, а личным подсобным — и подавно.

Третий уровень компартмента в большинстве случаев совокупность невыполнимых требований даже для крепкого фермера, а для обычного крестьянина они запредельные.

Удовлетворяют таким запросам только современные свинокомплексы. Во всем регионе третий уровень имеют всего два свиноводческих предприятия. По мнению местных экспертов, этот документ означает запрет на разведение свиней в сельской местности. Но именно в сельской, ведь для мегакомплексов он наоборот весьма выгоден. Поэтому крестьяне и сомневаются, что эта африканская напасть настоящая, нерукотворная, так сказать.

При рассмотрении ситуации под этой призмой, невольно закрадываются сомнения. Если бы китайцы были импортерами свинины, то появление там африканской лихорадки было бы легко объяснимо, однако ситуация обратная и что-то подсказывает, что при этих раскладах нельзя исключать и диверсию. Кому же может мешать китайский экспорт? Тема на повестке дня, с которой жители Поднебесной непременно разберутся.

В заключение хотелось бы отметь другой, на наш взгляд, более важный момент. АЧС никогда не встречалась на территории Казахстана, и, по утверждению Минсельхоза, для этого принимают все необходимые меры. Существует международное эпизоотическое бюро, обмен информацией с которым идет мгновенно. Если где-то наблюдаются вспышки того или иного инфекционного заболевания, об этом информируют все сопредельные государства и обмен животноводческой продукцией с тем или иным регионом мгновенно прекращают.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру