Как современные потрясения в глобальной торговле могут повлиять на Казахстан?

Казахстан — одна из наиболее экспортноориентированных экономик мира

Мир достаточно неожиданно оказался в необычной для нынешних поколений ситуации — когда мы видим ряд экономических конфликтов, которые многие наблюдатели склонны называть не иначе как торговыми войнами. Причем конфликты эти в последние месяцы лишь разрастаются вширь и вглубь.

Казахстан — одна из наиболее экспортноориентированных экономик мира

Мотив американцев — сохранить статус-кво

К ним подключаются новые участники, расширяют и ужесточают экономические и финансовые санкции. США, ЕС, Китай — крупнейшие экономики мира — уже задействованы в санкционном противоборстве. Как и Россия, Иран, Турция. Возникают новые, неожиданные форматы этой борьбы, как, например, взаимные санкции США и Турции, важнейших стран в формате НАТО. Даже во времена холодной войны ситуация представлялась более ясной и прогнозируемой.

В чем причины, каковы возможные результаты происходящего и как это может отразиться на Казахстане? На наши вопросы отвечает Сергей Домнин, эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан.

— Каковы причины разворачивающихся в мире торгово-экономических конфликтов? В их центре, как известно, стоят Соединенные Штаты. Что здесь является мотивом этой страны, учитывая, что своими действиями она расшатывает сложившуюся систему, в которой до сих пор именно она и доминировала?

— Здесь несколько причин. На первое место я бы поставил геополитику: обостряется конкуренция США и Китая, до исторического максимума обострились противоречия между США и Россией, серьезное недопонимание по ряду вопросов возникло между Штатами и их союзниками в Европе.

Есть и экономические предпосылки. Новые игроки вроде Китая не желают мириться с распределением ролей в международном разделении труда, где бы они оставались фабрикой мира, а США и Западная Европа — инновационными и финансовыми центрами. Китай стремится стать технологическим лидером мира, и у него есть для этого все возможности. И вполне логично, что его попытки сломать эту модель, изменить правила игры наталкиваются на сопротивление «старых держав».

Есть и такая проблема, как избыточная мощность, созданная в ряде отраслей. Самые яркие примеры, на которые ссылается Global Trade Alert, — сталелитейная промышленность и автопром. Мировые сталелитейные мощности готовы произвести больше, чем мировая экономика «съесть». Вместе с тем, как известно, сталелитейщики, да и в целом металлурги — это приоритетные сектора с точки зрения обеспечения занятости и налоговых отчислений. В результате национальные правительства прибегают к защите собственных рынков железа и стали, что мы и видим в последние десять лет, а в этом году — в наиболее яркой форме.

Мотив Соединенных Штатов вполне понятен — сохранить статус-кво. Говоря на языке мир-системного подхода по Валлерстайну, современному американскому политологу и социологу, Америка как гегемон современного капиталистического мира экономики подошла к той части континуума, в котором ее гегемония становится нестабильной. Действия США — это попытки вернуться к стабильности. То, что при этом нарушаются те принципы и правила, которые позволили Штатам стать гегемоном, вполне логично, потому что принципы и правила всегда были средством, а не целью.

Сергей Домнин, эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан

Остановить Китай. Но как?

— Складывается впечатление, что действия США во многом импульсивны, не до конца просчитаны — слишком много целей выбрано одновременно.

— Президент США Дональд Трамп пришел к власти с очень простой и понятной избирателям повесткой. Но простые и грубые решения редко бывают эффективными, когда дело касается современной глобальной экономики и мировой торговли, а также международных цепочек добавленной стоимости.

Постановка цели — остановить технологический рывок Китая, который пользуется всеми средствами, чтобы построить экономику номер один в мире, правильна. У США действительно значительный, на уровне 340 миллиардов долларов, торговый дефицит с Китаем. Компании Поднебесной действительно очень активны в поиске и локализации американских технологий и при этом не гнушаются красть интеллектуальную собственность. Но не вполне корректны механизмы, которые избраны для исправления ситуации. Повышение пошлин приведет не к улучшению торгового баланса, а к ответному повышению пошлин со стороны торгового партнера. В результате пострадают потребитель на внутреннем рынке обеих стран, который будет вынужден переплачивать, и производитель, чьи расходы национальным правительствам придется компенсировать.

Администрация Трампа выбирает решения, которые могут дать быстрый успех, по крайней мере, нечто, что можно представить как успех той части общества, которая за него голосовала. При этом в той части, которая касается не торговых войн, а санкций, позиция администрации Трампа не столь последовательна и выглядит навязанной логикой внутриполитической борьбы в США. Все это очень далеко от экономики и стратегической цели Штатов — удержания мирового финансового и технологического лидерства.

— Могут ли эти события повлиять на изменение структуры самой американской экономики? В первую очередь в части выполнения цели «возвращения» производственных мощностей из других стран в США?

— Возвращение — производств по сути, перевоз мощностей и головных офисов компаний в США. Чтобы ответить на вопрос, будут ли торговые войны и рост протекционизма стимулировать процесс возвращения, надо вспомнить, почему производства из Штатов уходили. Из-за высоких налогов и дорогой рабочей силы. Юрисдикции, которые принимали их в 1970-1990-х годах, предлагали длительные налоговые каникулы или существенные налоговые и таможенные преференции, а также дешевую рабочую силу. Сейчас сроки этих преференций подходят к концу, рабочая сила заметно подорожала, а «Индустрия 4.0» предъявляет принципиально другие требования к персоналу и экосистеме производства, и это козырь США. Но и готовые к возврату компании изменились, они стали транснациональными и ориентируются уже не только на американский рынок. Ограничения, которые создают по ходу торговых войн, могут сыграть за них на одном рынке, но против — на десятке других, поэтому собственники этих компаний, которые были уверены в необходимости вернуться в США, теперь не раз подумают, прежде чем переносить офисы и производства в американскую юрисдикцию.

Отказаться от доллара можно, но сложно

— Какими будут последствия для мировой торговли? Время от времени возникает тема отказа от доллара, переход на некие иные валюты, возвращение к золоту. Перспективны ли эти планы?

— Если динамика эскалации торговых войн будет нарастать, то мировая торговля войдет в самый серьезный кризис после подписания ГАТТ и оформления современных институтов мировой торговли. Генеральный секретарь Всемирной торговой организации Роберту Азеведу уже призывал крупнейших игроков не допустить возврата к “закону джунглей”.

Что касается американских санкций, которые распространяются уже на трех крупных игроков в Евразии — Россию, Турцию и Иран, то действительно — им и другим игрокам, к которым у США могут возникнуть претензии вплоть до запрета на долларовые транзакции, есть смысл рассмотреть отказ от доллара во взаимных расчетах. Но понятно, что Штаты не пойдут на эту меру в отношении своих крупнейших торговых партнеров, поэтому вряд ли мир откажется от доллара в пользу свопов в национальных валютах. Здесь же я бы отметил, что многие страны стремятся сократить долю долларовых расчетов во взаимной торговле не из-за действий США, а просто чтобы снизить валютный риск.

— Пойдут ли США на санкции в отношении госдолга Российской Федерации?

— Ранее официальные лица администрации президента Трампа неоднократно указывали на то, что санкции в отношении российского госдолга являются избыточной мерой. Кроме того, она ударит по американским компаниям и физическим лицам, которые достаточно активно участвуют в операциях с российскими ОФЗ и евробондами. Но понятно, что решение о запрете на операции с госдолгом будет продиктовано не столько необходимостью в очередной раз надавить на Кремль, припоминая или придумывая ему все новые и новые грехи, сколько градусом внутриполитической борьбы в самих Соединенных Штатах. Многое зависит от способности России ответить на этот ход. Правительство РФ с начала года вывело почти все международные резервы из американских казначейских облигаций, но понятно, что это нечувствительная мера для Штатов. Для полновесного ответа России нужны союзники — Китай и Европейский союз, с которыми необходимо координировать свои действия.

Наше дело — продавать ресурсы

— Каково влияние всех этих процессов на Казахстан?

— Влияние торговых войн и войн санкций, которые порой являются частью торговых войн, а иногда представляют собой инструменты, применяемые исключительно в политических целях, стратегически негативно влияет на всех участников мировой торговли, хотя отдельные отрасли и фирмы могут получать локальные и краткосрочные выигрыши.

Казахстан — одна из наиболее экспортноориентированных экономик мира (по соотношению экспорта к ВВП входит в топ-20 стран мира), при этом ее экспорт на 63 процента — нефть и газ, на 22 — руды и металлы, на четыре — уран, на два — зерновые. Это значит, что страна очень зависима от цен на биржевые товары, которые составляют свыше 90 процентов от нашего экспорта. Высокая волатильность этих товаров часто связана не только с ситуацией на отраслевых рынках, но с международной геополитикой, макроэкономикой отдельных крупных игроков.

Мы уже стали свидетелями влияния на обменный курс тенге антироссийских санкций: и в апреле, и в августе этого года тенге падал вслед за рублем на фоне заявлений Вашингтона о санкциях. Конечно, антироссийские санкции — это не единственный фактор ослабления российской и казахстанской валют, но этот фактор явно усиливает влияние других. И этот эффект будет усиливаться в связи с открытием торгов казахстанским госдолгом через системы Clearstream и Euroclear.

Торговая война США и Китая пока не повлияла на нас ни прямо, ни косвенно, но, думаю, у нас еще все впереди. Эффекты будут связаны в основном с Китаем. Замедление темпов экономического роста в Поднебесной потенциально может привести к сокращению потребления казахстанских металлов в этой стране. Однако пока китайская сталелитейная промышленность ставит рекорды выпуска, наш экспорт железа и стали из Казахстана в КНР растет. Если повышенные тарифы на американскую сельхозпродукцию продержатся долго, это создаст для наших экспортеров масличных, зерна, муки и мяса более комфортные условия на китайском рынке. Но у нас и без торговых войн был хороший потенциал, проблема всегда была с его реализацией.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру