Новые санкции США против Ирана вызвали нервное движение не только в мировой политике, но и в большом бизнесе

Выход США из ядерной сделки по Ирану и возобновление действия санкций в отношении этой страны заставили многих призадуматься о дальнейшем экономическом сотрудничестве с Тегераном. Ведь Штаты обещают лично разобраться с каждым, кто посмеет иметь собственное мнение по этому поводу и вздумает вести себя самостоятельно.

Новые санкции США против Ирана вызвали нервное движение не только в мировой политике, но и в большом бизнесе

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать

Сложившаяся ситуация, в принципе, назревала давно. Напомним, что, едва вступив в должность президента всея Америки, Дональд Трамп в одном из первых же своих публичных выступлений заявил о намерении возобновить действие экономических санкций в отношении Ирана и выйти в одностороннем порядке из заключенной сделки. Мотивировал новоиспеченный хозяин Белого дома свое заявление тем, что Тегеран якобы не выполняет взятых на себя обещаний

Заявление Трампа, к его же удивлению, не вызвало ожидаемой поддержки в мире. В том числе и со стороны Европейского союза. И это понятно. Поскольку сразу же после снятия санкций с Исламской Республики в нее устремились крупные европейские нефтяные компании, которые сейчас успели вложить в иранские контракты немалые суммы.

Однако, наплевав на экономические интересы Европы, американский президент принимает решение, интересное исключительно Штатам. В качестве аргументов в этом случае приводили уж очень абсурдные обвинения. Например, то, что якобы Иран дестабилизирует обстановку в Сирии, поддерживая террористические организации ДАИШ («Исламское государство») и «Аль-Каеду». А также то, что именно Иран виновен в событиях, произошедших 11 сентября 2001 года.

Абсурдность подобных заявлений очевидна хотя бы потому, что шиитский Иран априори не может поддерживать суннитские террористические формирования, считающие его своим лютым врагом. Ну а по поводу 11 сентября сами американцы на протяжении всего прошедшего после катастрофы времени кричали на весь мир, что это дело рук «Аль-Каеды», и на этом основании вторглись в Афганистан, где якобы скрывался ее предводитель.

Таким образом, все это видится пустыми и несерьезными отговорками, которыми Штаты пытаются прикрыть свои действия, вызванные растущим влиянием Ирана на Ближнем Востоке. Причем по мере того, как растет влияние Ирана, также уменьшается влияние самих Соединенных Штатов в этом регионе, которые предпринимают отчаянные попытки остановить этот процесс.

В общем, как заявляют в Белом доме, Вашингтон настроен решительно ответить Ирану за нарушение условий ядерной сделки, а также еще раз напомнить, что тон общения с новым американским президентом должен быть намного мягче. Большой поклонник «Твиттера» Дональд Трамп в очередном своем микроблоге так и написал, что крайне возмущен тем, что его не услышали с первого раза. И что второй раз он повторять не привык. Подобный стиль поведения, как говорят знающие люди, прослеживается во всех его деловых переговорах. И политические круги мира должны принять эти реалии.

Список остается открытым

Таким образом, американский президент ясно дал понять, что любого, кто осмелится ослушаться его гневного окрика, подвергнут такому же остракизму, какому подвергается главный объект этой новой санкционной эпопеи.

Тут стоит отметить позицию Евросоюза, по интересам которого, как лезвием по живому, бьют американские прихоти. На самом деле европейские политики ясно осознают, какие последствия для Старого Света повлечет его поддержка очередной взбалмошной инициативы Вашингтона. Особенно на фоне того, сколько денег уже вложили и какими ожиданиями от этого живут европейские страны. Не далее как на прошлой неделе глава европейского дипломатического ведомства Федерика Могерини заявила, что Европейский союз намерен следовать своим интересам и на этот раз не собирается поддерживать США.

Однако, как оказалось, американский президент слов на ветер не бросает. И в этом плане настроен решительно.

Сегодня в американский черный список вошли 13 физических лиц и 12 компаний, сообщило Министерство финансов США. Ведомство уточняет, что под санкции, помимо, собственно, иранских граждан, попали граждане Объединенных Арабских Эмиратов, Китая, Кувейта и Ливана. А также европейские юридические лица, зарегистрированные в Иране, Ливане, Китае и ОАЭ. Американский президент ясно дал понять, как он станет наказывать всех ослушавшихся.

Американские СМИ сообщают, что нынешние санкции, введенные в рамках уже изданных президентских указов о борьбе с терроризмом и распространением оружия массового поражения, могут стать мощным ударом в более агрессивной американской политике в отношении Ирана, обещанной Трампом в ходе предвыборной кампании. И отношения между странами будут накаляться.

При этом в пакете новых санкций речь может пойти о том, что США со своей стороны не нарушили пункты в рамках ядерной сделки, чего нельзя сказать о самом Иране. (Речь идет об испытании иранскими военными баллистической ракеты.) Этим как бы подчеркивают, что Барак Обама поторопился, переоценив Исламскую Республику.

Официальный Тегеран ответил на это заявлением своего министра обороны бригадного генерала Хосейна Дехгана о том, что «эти действия провели в рамках усиления оборонной мощи Ирана, и они не противоречат ни ядерному соглашению, ни резолюции СБ ООН 2231. Проведенное испытание баллистической ракеты средней дальности можно назвать успешным. Иран не позволит никому вмешиваться в его оборонную деятельность».

Однако подобные заявления мало волнуют Америку, цель которой сейчас — сдерживание растущего влияния Ирана на Ближнем Востоке и, как следствие, в мире.

Так ли страшен черт, как его малюют?

Очередное усиление давления на Тегеран со стороны Вашингтона может на годы заблокировать доступ к дешевой нефти многим странам. В том числе и странам Евразийского экономического союза. И, в частности, России, чьи нефтяные компании приступили к сотрудничеству с Исламской Республикой.

Богатые ресурсами иранские нефтегазовые проекты привлекают российские компании возможностью добывать углеводороды по более низкой себестоимости. Она оценивается ниже 10 долларов за баррель при текущей индикативной цене нефти выше 70 долларов за баррель. Тогда как, скажем, в самой России средняя себестоимость добычи составляет от 10 до 15 долларов за баррель в зависимости от геологии и развития инфраструктуры.

«При высоких политических рисках иранские проекты привлекают компании более высокой доходностью, и, понятно, что, кто первым придет на этот рынок, тот получит преференции для дальнейшего развития в стране»», — считает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук, мнение которого приводят в СМИ.

Однако недавний пример обрушения капитализации алюминиевого гиганта «Русал» вызвал опасения на рынках по поводу возможных аналогичных шагов Вашингтона против других российских компаний.

Информационное агентство «Рейтер» приводит слова неназванного источника — представителя одной из крупнейших российских нефтяных компаний, заявившего, что если Америка введет санкции против Ирана, его компания прекратит переговоры по иранским месторождениям.

Это подтверждает и Андрей Полищук, сказав, что при введении новых санкций против Ирана российские компании рисковать не будут и заморозят переговоры о вхождении в проекты...

Аналитик экспертной группы «Атон» Александр Корнилов считает, что если новые санкции против Тегерана будут предусматривать эмбарго на экспорт нефти, нефтяным компаниям из России нет смысла разрабатывать проекты в этой стране. Поэтому следует смотреть, насколько токсичными будут эти проекты.

Однако государственные российские компании, и без того находящиеся под американскими санкциями, судя по всему, это не пугает. По мнению Андрея Полищука, риски новых санкций в отношении Ирана, скорее всего, учла государственная компания «Зарубежнефть» через получение более лояльных условий вхождения в проекты. Она получила 80% в проекте, у иранского партнера — DanaEnergy — 20%. Эксперт энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Екатерина Грушевенко, мнение которой также опубликовано в СМИ, полагает, что «Зарубежнефть», скорее всего, не станет уходить из Ирана после возможных санкций и получит богатый опыт апробации новых технологий на иранских месторождениях.
Тем временем компания «Лукойл» продолжает обсуждать возможность освоения двух месторождений в Иране. Как известно, она уже работала в Исламской Республике на проекте «Анаран» в консорциуме с норвежской Statoil. Но в 2007 году была вынуждена его заморозить, а в 2010 году — полностью покинуть проект из-за санкций. Позднее Иран возместил «Лукойл» вложенные инвестиции в размере около 60 миллионов долларов.

Представитель «Лукойла» в беседе с журналистами заявил, что компания строго соблюдает действующее законодательство, а также учитывает соответствующие санкционные ограничения при принятии инвестиционных решений.

Нефтяное крыло Газпрома — Газпромнефть — также продолжает активный диалог с Тегераном о работе на иранских проектах. Интересуется добычей углеводородов в Иране и крупнейшая российская нефтекомпания Роснефть.

Ряд аналитиков считает, что на решение работать в Иране может повлиять и существенное усиление направленных санкций Запада против российских нефтекомпаний, хотя такой сценарий находят маловероятным.

Тем временем китайский информационный ресурс CNBC сообщает, что анонсированные Дональдом Трампом санкции против иранского нефтяного сектора Тегеран может попробовать обойти через Китай и Россию. Как отмечает канал, Китай вообще не собирается идти на сокращение экспорта иранской нефти. А Россия, покупая черное золото Ирана, может затем реализовывать его на мировом рынке, как свое.

Такой же точки зрения придерживается и старший вице-президент исследовательской компании IHS Markit Карлос Паскуаль, отметив, что нефтедобывающие страны могут покупать сырую иранскую нефть и продавать ее, как свою, на мировом рынке.

«Подобные утечки из России и Китая наиболее очевидны. Там иранцы по-прежнему могут найти способ для экспорта своей продукции», — считает он.

Что касается европейских компаний, то, скорее всего, они уступят американскому давлению и будут соблюдать санкционный режим, поскольку не захотят терять возможность вести торговые дела с США. Хотя и ожидается, что европейские лидеры все-таки будут работать над тем, чтобы соглашение осталось в силе, считает начальник отдела стратегии на глобальных сырьевых рынках RBC Capital Markets Хелима Крофт.

«Хотя сейчас идут споры по поводу эффективности односторонних американских санкций против Ирана, мы считаем, что угроза обрубания несоблюдающим требования компаниям доступа к рынку капитала в США обеспечивает Белый дом довольно эффективным кнутом», — сказала она в интервью в СМИ.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру