Шлагбаум на страже алматинских дворов от непрошеных стихийных парковок

Проблема стихийных парковок преследует жителей Алматы уже несколько лет — с тех пор, как в городе началась грандиозная реконструкция. Вначале городской акимат решил бороться за порядок на магистралях путем внедрения платных парковок и устранения дворовых шлагбаумов.

Шлагбаум на страже алматинских дворов от непрошеных стихийных парковок

Но это привело к хаотичным парковкам уже в городских дворах. И теперь, кажется, появился свет в конце туннеля — устанавливать шлагбаумы все же разрешат...

Невнятно сказано или неправильно услышано?

О том, какие именно побочные явления вызвала современная система платных парковок в Алматы, написано и сказано уже немало: из-за парковочного аншлага во дворах не только муниципальные службы не могли добраться до мусорных баков, трансформаторных щитов и колодцев водоснабжения, но и обычная прогулка молодых мам с детскими колясками превращалась в выматывающий квест.

Ситуация усугубилась еще больше, когда в 2017 году начали сносить все заборы и ограждения, причем не разбираясь, какие из них уродуют облик города, а какие являются пусть не исторической, но ценностью. Пожалуй, самый яркий пример — ограждение вокруг Парка имени 28 гвардейцев-панфиловцев. Теперь чугунная ковка, которая могла окантовывать парк еще не один век, ушла в небытие.

Все эти работы прикрывались красивой концепцией об «открытом городе», свободном от «решеток и оков». Многим и сейчас не понятно, зачем, например, на бульваре Бухар Жырау и на проспекте Гагарина убрали заборы, которые ограждали от проезжей части детские площадки.

В результате всего этого некоторые дворы, в которых прежде были ограды, за счет чего они представляли собой уютные территории, превратились в пешие проспекты для всех. Теперь, как признается одна из читательниц «МК», «...ребенка боюсь во двор отпустить, даже если там кто-то из взрослых. Всегда есть следы пребывания непрошеных гостей: в песочнице валяются окурки, в клумбах — бутылки, на асфальте — плевки. Тошно и страшно».

Конечно, с одной стороны, можно объяснить действия чиновников: в городе было много глухих заборов, которые выстроили еще в 90-х, когда предпринимателям приходилось буквально прятаться от криминальных элементов. Были и до сих пор стоят понастоящему уродливые заборы. Наверное, именно на таких заграждениях и нужно было концентрировать внимание... А не сносить все подряд, вплоть до полуметровых ограждений альпийских горок, которые жители некогда уютных дворов оформляли и благоустраивали за свой счет. Сломали, изувечили. А что дальше?

Дальше — нашли виновных. Вроде бы как районные акимы неправильно истолковали указ градоначальника... «Да, где-то были перегибы» — именно так в одном из интервью местным СМИ объяснил ситуацию руководитель управления архитектуры и градостроительства Алматы Алмасхан Ахмеджанов.

Палку действительно перегнули, и не раз. Аккуратно пообещали исправиться и восстановить заборы там, где их не должны были сносить, или заменить на зеленую изгородь, но темпы восстановительных работ уже совсем не те, что при сносе.

Если открытость улицы Панфилова, которая действительно стала эталоном, объясняет смысл реконструирования, то необходимость создания проходных дворов в жилых кварталах многим кажется сомнительной. Это ведь не памятники архитектуры, и в них нет построек верненских времен, которые можно было бы отнести к достоянию города...

Ян Гейл, несомненно, авторитетный архитектор, а его европейские проекты завораживают. Но стоит ли равняться на Запад без учета местного менталитета и других особенностей региона? Конечно, если посмотреть на Запад еще дальше, то американские домики мечты с красивыми лужайками и газонами могут показаться еще более привлекательными объектами для подражания. Но тогда стоит учитывать и другие факторы, например, закон о неприкосновенности жилища, который за океаном работает совершенно иначе.

Как правило, в США открытые районы есть лишь на окраине города или за его чертой, в местах, где все друг друга знают в лицо, а в случае появления чужака провожают его с пристальным вниманием уже с границы района. Если говорить о посягательстве, то каждый американец имеет право применить огнестрельное оружие против чужака, который даже не то, что покусился на частную собственность, а просто наступил на газон.

У нас же институт организации самообороны двигается в обратном направлении — запрещают оборот травматического оружия, ограничивают газовое.

Зеленый свет

И если нежелательные гости во дворах появляются эпизодически, то авто водителей, не желающих платить за парковку, появляются ежедневно.

О том, что проблемы возникнут, знали городские чиновники, ведь изучали опыт других стран и то, какие там избрали пути решения проблемы. Еще на этапе запуска пилотного проекта парковок общественни ки предложили оборудовать близлежащие дома шлагбаумами. Но... тогда — в 2016 году — ответ был отрицательный. Мол, нужен доступ во дворы для пожарных, скорой помощи и прочих служб экстренного реагирования, а шлагбаумы этому препятствуют.

Эти аргументы было очень удобно подкреплять правилами благоустройства города Алматы, которые косвенно, но все же запрещали установку шлагбаумов: «Не допускаются возведение и установка на проездах дворовых территорий балок, блоков и иных ограждений территорий, препятствующих проезду спецавтотранспорта...».

Но по мере роста количества платных парковок число эксцессов, вызванных стихийными дворовыми аншлагами, начало увеличиваться в геометрической прогрессии. Больше двух лет чиновники разрабатывали проект по решению «нерешаемой» дилеммы. И наконец, в феврале 2018 года на ежегодной отчетной встрече акима Алматы с населением Бауыржан Байбек сообщил, что теперь «жители через КСК могут устанавливать шлагбаумы на въезде во двор так же, как устанавливают сегодня камеры в подъездах, домофоны. Никаких платных парковок во дворах не будет. Для обеспечения доступа специального транспорта необходимо определить ответственного в КСК. Соответствующие изменения в правила благоустройства разработали, они вступят в силу со второго квартала».

Дали зеленый свет? И да, и нет! Теперь этот самый «16-й пункт», который всем так мешал, выпустили в следующей редакции: «Не допускаются возведение и установка на проездах дворовых территорий балок, балконов и железных ограждений территорий, препятствующих проезду спецавтотранспорта, а также стоянка разукомплектованных транспортных средств независимо от места их расположения, кроме специально отведенных для стоянки мест. При установке у въезда на территорию групп жилых домов, объединенных общим пространством (двором), шлагбаумов организуется стационарный пост с круглосуточным дежурством персонала, и шлагбаумы обеспечивают устройством для их ручного открывания».

То есть устанавливать шлагбаумы вроде разрешили, но лишь при определенных условиях.

Цена вопроса

Кто же будет охранять этот шлагбаум, где взять деньги на его установку, во сколько обойдется это удовольствие? По всей видимости, рассчитывать на субсидирование со стороны государства не придется. Так что все своими силами.

Решившись на установку шлагбаума, прежде всего важно понимать, что, когда речь идет о кондоминиуме, в который входит один или несколько многоэтажных домов, нужно прийти к единому мнению, провести общее собрание. В реальной практике собрать всех жильцов квартир практически невозможно. Однако это и необязательно, для принятия такого решения достаточно 50 процентов голосов собственников квартир, и дело можно начинать.

После того, как в заявлении все поставят подписи, документ следует отнести в КСК или другой управляющий орган. Можно ускорить процесс, самостоятельно купив шлагбаум и заказав его установку. Правда, тут необходимо проследить за выпиской, а потом и сохранить все сопровождающие документы: фискальный чек, акт выполненных работ.

Эти документы впоследствии можно будет предъявить в КСК, потребовав, чтобы сумму высчитывали из ежемесячного платежа, то есть расходов на содержание жилья. Отказать в этом случае они (КСК, ИП и другие управляющие компании) не имеют права, а если подобный факт будет иметь место и спор не получится решить путем переговоров, то можно смело обращаться в суд.

Что касается суммы, которую предстоит потратить, то это небольшие траты, дороже в будущем обойдется его содержание, которого требуют вышеуказанные правила. Так, по Алматы один шлагбаум вместе с монтажом обходится в среднем в 350-400 тысяч мтенге. Если взять в пример кондоминиум, состоящий из четырех стандартных трехподъездных пятиэтажных жилых домов, то получается 240 квартир. Если разделить эту сумму поровну, то получится 1666 тенге с каждой квартиры.

Если домов всего два и квартир вдвое меньше, то, соответственно, траты составят 3333 тенге с каждой. Правда, сюда не входит стоимость дополнительного пульта, примерно 5000-7000 тенге — деньги, которые придется потратить тем, кто имеет автомобиль. Но даже с учетом этих трат, согласитесь, символическая цена за спокойствие и порядок в собственном дворе.

Но, как уже говорилось ранее, тут главное — соблюсти требование: круглосуточный доступ во двор, то есть сделать так, чтобы по первому требованию шлагбаум можно было открыть. Здесь также может быть несколько вариантов. В качестве «дежурного» можно назначить конкретного человека, который всегда находится дома и в случае необходимости или ЧП сможет открыть шлагбаум.

Также механизм нужно оборудовать функцией ручного поднятия стрелы. Еще на самом заграждении указать все контактные данные ответственного лица. Другой вариант — установить дежурную будку и нанять охранников, которые посменно будут дежурить непосредственно на месте шлагбаума круглосуточно.

В этом случае придется платить им заработную плату (ЗП), причем за счет жильцов дома. Кстати, эту сумму можно включить в коммунальные платежи. То есть вновь работа с КСК. Намного ли подорожает коммуналка? Это вопрос, как сами понимаете, риторический. Все зависит от того, во сколько обойдется работа «швейцара».

На самом деле непонятно, почему правительство так долго тянуло с этими поправками, ведь они дают мощный толчок для развития нового витка малого и среднего бизнеса. В открытых источниках мы не смогли найти свежих цифр, однако есть официальные данные за 2008 год, из которых следует, что «общее количество обустраиваемых дворов в Алматы составляет 3226 единиц».

Надо полагать, что за последние десять лет эта цифра значительно выросла, однако и указанной достаточно, чтобы отразить объемы предстоящей работы: даже при минимальной стоимости шлагбаума оборот сектора составит более 1,1 миллиарда тенге, конечно, не учитывая стоимость пультов управления, а также трат на содержание и обслуживание.

Дело сдвинулась с мертвой точки, и жители центральной части Алматы наконец-то дождались разрешения на установку «барьера для чужаков». Хочется верить, что в этом деле не окажется еще каких-то подводных камней или юридических подвохов. В таком случае уже через год город приобретет совершенно иной облик, действительно освобожденный от «металлолома».

Сюжет:

Платные парковки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру