Театр без границ

В театре кукол возможно все

Какова роль куклы в жизни ребенка? Даже ИИ сегодня отмечает, что куклы являются важным инструментом развития, с их помощью формируются социальные навыки, развивается воображение. «Через игру ребенок учится заботе, общению и примеряет на себя различные роли, а также проигрывает и справляется с эмоциями. Куклы также могут быть символом защиты, безопасности и способом адаптации в новых местах».

В театре кукол возможно все

Сказки сопровождают нас всю жизнь. Сначала нам их читают, потом мы пересказываем сказки нашим детям и внукам. Мы ведем их за руку в кукольный театр и во время спектакля возвращаемся в свое детство.  

В детстве мы играли, создавая кукол из всего, что находили во дворе. Насаживали на указательный палец шляпку от желудя или накидывали цветок мальвы, а большим и средним пальцами изображали ручки. В желудевой панаме был мальчик, в мальве — принцесса. Шили рукавичку с головкой и меняли голоса, водя куклу по перилам дворовой беседки. Позднее мне приходилось шить таких кукол, которыми можно управлять с помощью тросточек.

В 1975 году в эстрадно-цирковой студии открылось отделение «Актерское искусство» (специализация «артист кукольного театра»), которое возглавлял режиссер Павел Ильич Поторока. За два десятка лет руководства отделением он подготовил немало артистов, благодаря которым во многих городах Казахстана открылись новые кукольные театры для детей и юношества. В начале 80-х я поступила в эстрадно-цирковую студию. Учась одновременно на журфаке в университете и у Павла Ильича Потороки, я стала работать на радио, а потом и на телевидении, ведь технику речи, вокал, актерское мастерство и другие специальные предметы вели прекрасные педагоги.

Перед Новым годом в театрах, рассчитанных на детскую аудиторию, идет напряженная работа. Дед Мороз, Снегурочка, белочки-зайчики, хитрецы, лжецы и злодеи отрабатывают новогодний репертуар. В молодые годы мы с сокурсниками по студии «дедморозили» по четыре «елки» в день. Добывали костюмы в театрах, а чтобы подогнать платье по размеру, мне пришлось сшить красный в белый горох жилет с меховой оторочкой. Не важно — жмут тебе блестящие сапожки или велики, посадила ты голос или нет, а четыре представления для ребятишек выдай так, чтобы поверили — Снегурочка с Дедом Морозом явились на санях из северной стороны, где властвует Снежная королева. Они летели по небу, задевая звезды, и приземлились под большой елкой, чтобы раздать деткам подарки.  

Дом Снежной королевы на ремонте

Как же быть, если Снежной королеве негде репетировать? Директор театра ростовых кукол «Сезам» Кайрат Баянов, администратор и продюсер, объездил в свое время весь Советский Союз. Работал в Москве в театре пародий, в «Киргизконцетре». Опыт позволил ему открыть свой театр в Алматы. «Подобных театров у нас в Казахстане тогда не было, — говорит он. — Я видел ростовых кукол в Москве, где артисты работали под фонограмму. Тогда были популярны микки-маусы и шреки, то есть все, что в тренде. Я решил пойти по другому пути и ставить мировую классику, потому что она вечна. У нас в репертуаре «Карлик-нос», «Несносный слоненок» и другие спектакли. В 1997-м приобрел в Америке первых кукол за 16 тысяч долларов, а по тем временам в Алматы можно было купить на эти деньги три квартиры. Работаем на казахском и русском языках. Я как патриот вложил деньги в родной язык, у нас идут три спектакля. Обращаюсь к спонсорам с предложением взять на себя один проект на казахском языке. 

У нас нет возрастного ценза. Наши постановки нравятся и детям, и взрослым. Сейчас ставим мюзикл «Белоснежка и семь гномов». На двух этажах танцует балет, создаем для танцоров металлоконструкцию. Королева в невероятном платье возвышается на постаменте, и это зрелищно. Наши артисты работают «живьем». Внутри кукол установлены микрофоны. Песни идут в записи. С нами сотрудничают разные композиторы. Это профессор Бишкекской консерватории Александр Юртаев, алматинец Далер Халилов и другие».

Сейчас Театр имени Ауэзова, где «Сезам» давал свои дневные представления, закрыт на ремонт. «Куклам» пришлось осваивать огромную сцену Дворца Республики, а администрации театра — сделать разные цены на билеты.

«Аренда высокая, за одну репетицию надо много платить, — говорит Кайрат Баянов. — Я обратился в акимат города с предложением провести благотворительные представления, только бы нам дали возможность отработать репетиционный период. С 1997 года более 30 тысяч детей из детских домов всего Казахстана посмотрели наши спектакли бесплатно, и мы храним благодарственные письма. Не знаю, как рассмотрят нашу инициативу представители акимата, но в Алматы одновременно закрыты на ремонт Театр имени Ауэзова, ТЮЗ, театр «Алатау» и Дворец студентов».

Зазеркалье — мир волшебства

С детства Надежда Майбо всюду видела кукол. Могла представить, что положенная на бок 3-литровая банка — это свинья, которая лопает то, что в нее кладут. Все в ее руках оживало — палка, лист, цветок. Она уехала учиться в Саратов, чтобы стать артисткой театра кукол. Работала в разных театрах, вернулась в Казахстан и стала трудиться в Республиканском театре кукол. Главным  режиссером тогда был Павел Ильич Поторока. Театр располагался в здании старого ТЮЗа. Он полюбился, но Надежде хотелось фейерверка, и со временем она открыла свой городской частный театр «Зазеркалье».

«Я собрала вокруг себя творческую молодежь. В свободное время мы стали ставить спектакль. Так у меня обнаружились режиссерские способности, — смеется Надежда Павловна. — Это синтез. Есть много систем кукол — и планшетные, и мимирующие, и ростовые… Каких только кукол нет в нашем театре, и, конечно же, на сцену выходят сами актеры. Ставятся спектакли на казахском и русском языках. Мы работаем на малой сцене театра «Жас Сахна». Сейчас меня пригласили в «Тотальный театр» поставить спектакль к Новому году. Это очень интересный театр, который возглавляет Антон Зайцев, а у меня есть огромное количество новогодних сценариев. Поэтому на этот раз мы не писали новый, а взяли тот материал, который не был в работе лет 15, и адаптировали его под современность.

Я решила, что наши детки давно не встречались с любимым персонажем Бабой-ягой, а когда зовут Деда Мороза, кричат: «Ау, ау, дедушка!». Персонаж пьесы Ау говорит: «Ой, наконец-то меня позвали. Наконец-то меня признали… Сколько лет в лесу просидел, а на праздник всегда я хотел!». Лис-жулик является, чтобы подпортить праздник и утянуть подарки, но добро побеждает зло.

Театру кукол — 90 лет

Режиссер Государственного театра кукол города Алматы Григорий Лайко — выпускник московского ГИТИСа. Это искусство увлекло его, когда он попал на Международный фестиваль театров кукол. «Театр кукол гораздо шире, чем драматический. Это театр безграничных возможностей, — считает Григорий. — Театр предмета, объекта, оживление неживого. Это может быть все, что угодно — фонарь, дерево, манекен, специально изготовленная кукла и прочее. Это символика, то есть кукла или предмет являются символом определенного образа или мысли. Из набора символических образов складывается спектакль. Используются разнообразные формы, методы, приемы, что не исключает живого артиста на сцене, ведь это он оживляет неживое. Если драматический актер на сцене пропускает историю через себя, то артист кукольного театра пропускает это еще и через куклу, что требует мастерства переключения от себя к своему персонажу. Там делается упор на текст, а театр кукол — это театр художника, и сценарий разрабатывается так, чтобы большую часть текста перевести в визуальное действие. Обычно я не ограничиваюсь какими-то определенными техниками, я их смешиваю».

В музее Театра кукол города Алматы, открытого в 1935 году, выставлены грамоты, благодарственные письма, награды и герои различных спектаклей в ярких нарядах. Кукол изготавливают в мастерских, а Григорий Лайко является не только режиссером, но и технологом. Когда-то у него была своя мастерская, где работали художник и швея. Он сам создает механизмы. Сейчас весь творческий коллектив театра кукол работает над постановкой новогоднего шоу. С середины декабря идет три-четыре спектакля в день.

«В этом году мы хотим сделать новое представление — интермедию. Я разрабатываю сценарный план представления, — говорит  Григорий Лайко. — У нас будет портал в мультивселенную, из которой будут появляться популярные персонажи».

Режиссер работал над постановкой спектакля «Ортеке», посвященного традиционному казахскому искусству, когда деревянная фигурка козла танцует под домбру. Этот спектакль интересно посмотреть и взрослым. Это познавательный исторический материал, знакомство с народными сказаниями. «У меня была задача сделать представление — а как бы развивались традиционные театральные формы, если бы самобытная история не прервалась с приходом советской власти? Мы с артистами и художником пофантазировали. У нас разыгрывается айтыс. Мы рассказываем о происхождении домбры, то есть знакомим зрителя с музыкальными народными инструментами, народным искусством, переходим к народной кукле на палочке и раскрываем историю искусства «ортеке».

Вот что сообщает об этом явлении ИИ: «Это синкретическое искусство, сочетающее декоративно-прикладное искусство, музыку, танец и искусство управления куклой, и оно признано ЮНЕСКО как нематериальное культурное наследие человечества». 

Театр кукол — театр без границ, где возможно все.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру