Зарождение искусства в Алма-Ате

Имена тех, кто создавал в Казахстане профессиональное искусство, забывать нельзя!

Центр Алматы, его сердце, золотой квадрат. Знакомые с детства памятники Абаю, Валиханову, Сатпаеву, Джамбулу... А напротив, у одной из старейших гостиниц бывшей столицы, теперь сидит на скамейке улыбающийся Шакен Айманов. Неподалеку, на улице Тулебаева, на фасадах жилых домов установлены многочисленные мемориальные таблички.

Имена тех, кто создавал в Казахстане профессиональное искусство, забывать нельзя!

До революции художественное творчество казахского народа представляло пение акынов — певец-слагатель импровизировал под звуки домбры. Веками сольное пение и игра на домбре, кобызе и сыбызге были в казахской степи основными видами музыкального исполнения. Для излюбленного, подлинно народного музыкального инструмента домбры безымянные степные музыканты создали множество чудесных кюев. После революции таланты выявлялись на конкурсах и айтысах, им предлагали заниматься в хоровых и инструментальных кружках.

Путь к творчеству народных масс открыла революция

В книге Е. Дуйсенова «Алма-Ата сегодня и завтра» (1963 г.) сказано: «Накануне Великой Октябрьской социалистической революции Верный располагал лишь городской библиотекой-читальней имени Л.Н. Толстого, мусульманской библиотекой и небольшими библиотечками при клубах военного и общественного собраний. Перед Первой мировой войной в городе появился кинематограф. Беднота не могла посещать даже Казенный сад, куда пускали только в чистой одежде. После революции в городе стали открываться пункты по ликвидации неграмотности и школы, готовились педагогические кадры. В двадцатые годы Алма-Ата становится культурным центром Семиреченской области, здесь ведется политико-просветительская работа и антирелигиозная пропаганда, работает областная библиотека с большим книжным фондом. Быстрыми темпами развивалась сеть культурно-просветительских учреждений Алма-Аты в годы довоенных пятилеток. В 1940 году в столице республики работало уже пять профессиональных театров: казахский и русский академические театры драмы, казахский музыкальный театр, впоследствии преобразованный в академический театр оперы и балета, музыкальный уйгурский театр, Казахская государственная филармония».

О том, что театр прочно вошел в жизнь города, написано в книге «Город мой АлмаАта» (1971 г.): «Открытие в 30-х первого профессионального казахского театра имело важнейшее значение для строительства в республике новой культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию». Зарождались национальная драматургия и казахская советская литература. В степи строилась новая жизнь, и это звучало со сцены. «В пьесах С. Сейфуллина и Б. Майлина, Ж. Шанина и Т. Жарокова, ставших основой репертуара, получили яркое воплощение темы индустриализации, колхозного строительства».

В 1932 году открылся первый в Казахстане музыкально-драматический техникум, появилась музыкально-актерская студия.

«В 1934 году открылась музыкальная школа и Государственный оркестр казахских народных инструментов, которому впоследствии было присвоено имя Курмангазы». В 33-м было принято решение о создании в Алма-Ате русского драматического театра и русской оперы, в областных центрах предусматривалось создание театральных трупп. «Труппа Казахского драмтеатра была переформирована: все вокалисты и танцоры перешли в открытую при театре музыкальную студию. Среди них были ныне известные мастера казахского искусства Куляш Байсеитова, Канабек Байсеитов, Курманбек Джандарбеков, Шара Жиенкулова и другие. Часть артистов перешла в открывшуюся государственную филармонию».

Годом рождения казахской национальной оперы стал 1934-й. Оперная певица Куляш Байсеитова одной из первых удостоилась звания народной артистки СССР. «Оперой «Кыз-Жибек» было положено начало многолетнему и в высшей степени плодотворному творческому содружеству композитора Е.Г. Брусиловского с коллективом театра оперы и балета».

В годы войны в городах Казахстана давали спектакли артисты эвакуированных театров Москвы, Ленинграда и других городов. Оперной труппой казахского театра было поставлено немало героико-патриотических спектаклей. В 1944 году зрители слушали оперу «Абай», написанную по либретто М. Ауэзова композиторами А. Жубановым и Л. Хамиди.

«Искусство Казахстана многонационально, — сказано в книге. — Наряду с казахскими в республике работают русский, уйгурский и корейский театры. Ведущим русским театром является Республиканский театр драмы имени Лермонтова, основанный в 1933 году». В театре работали такие мастера сцены, как В.Б. Харламова, Е.Я. Диордиев, народный артист Ю.Б. Померанцев.

После войны в Алма-Ате открылся Республиканский театр для детей и юношества. ТЮЗ стал любимым театром детей и школьников. Появилась хоровая капелла, государственный ансамбль песни и танца Казахской ССР, Большой симфонический оркестр, Хоровое общество Казахстана на общественных началах.

Казахское кино

В музее города Алматы есть стенд, посвященный казахскому кино. Здесь звучат песни из кинофильма «Наш милый доктор», Ермек Серкебаев поет: «Надо мной небо синее, облака лебединые...», а в кадре — панорама гор.

«В 1938 году на экраны страны вышел первый казахский художественный фильм «Амангельды», отснятый студией «Ленфильм» по сценарию Габита Мусрепова, Беимбета Майлина и Всеволода Иванова. Художественные и документальные фильмы студии «Казахфильм» получили высокую оценку на первом Всесоюзном кинофестивале в 1958 году и на кинофестивале стран Азии и Африки в Ташкенте. Кинокартины «Джамбул», «Дочь степей», «Его время придет», «Ботагоз», «Березы в степи», «Наш милый доктор», «Мы здесь живем» были тепло приняты советскими зрителями, с успехом демонстрировались за рубежом».

Любопытный факт. Когда Шакен Айманов снимал музыкальную комедию «Ангел в тюбетейке», он приехал на каток «Медео» и сказал конькобежцам, что должен снять Алма-Ату с таким прицелом, чтобы однажды здесь провели зимние Олимпийские игры.

Об этом мне рассказывала Людмила Валерьяновна Воронина, которая в 60-х бегала за сборную. Она вспоминала, как снималась в фильме. В эпизоде с ее участием Амина Умурзакова в поисках невесты для сына приезжает на каток «Медео» и болеет за девушку Лену. Она кричит: «Молодец! Эта как раз нам подходит! Золото, золото!» «Какое там золото, — возмущается сосед на трибуне, — ей даже бронзы не видать».

Е. Дуйсенов пишет в своей книге: «До 1936 года в Казахстане не было своего киноискусства. От короткометражной киносъемки «Прибытие первого поезда в Алма-Ату» до больших художественных полотен — таков творческий путь киностудии «Казахфильм». Режиссерская деятельность Шакена Аймановаполучилавысокуюоценку советского и зарубежного зрителя. В Алма-Ате много зимних и летних кинотеатров, в профсоюзных клубах и домах культуры работают 32 киноустановки, действуют 78 учебно-школьных установок и девять принадлежат различным организациям».

Вклад Хлудова в изобразительное искусство

Художник Н.Г. Хлудов приехал в Верный в 1877 году и прожил на этой земле почти 60 лет. Коллекция его работ выставлялась в центральном музее республики, и это настоящее проникновение в жизнь кочевников. Хлудов писал картины о жизни кочевого народа.

«Своим необычайно острым чутьем художник Хлудов угадал, какие бесценные таланты таятся в гуще трудолюбивого степного народа. Ислам строго запрещал изображать животных и людей, поэтому единственной доступной для этого народа формой изобразительного творчества было прикладное орнаментальное искусство.

Скот был единственным богатством кочевника, поэтому в произведениях народных умельцев наблюдались сплетения бараньих рогов, характерные для национального орнамента, — пишет автор статьи Н. Зверев. — Хлудов хотел создать студию для одаренных юношей, что удалось только после революции. В этой студии учился народный художник республики Абильхан Кастеев, которого считают основателем современного казахского изобразительного искусства».

Ю. Домбровский писал об орнаментах в книге «Хранитель древностей»: «Словно раскрылись человеческие глаза, и они увидели то, что не могло даже присниться: чистые геометрические формы. Не круглый лист, не треугольный камень, а круг и треугольник — линию и точку в самых разнообразных сочетаниях. И кроме линий простых, двойных, зигзагообразных, изломанных под разными углами появились и квадраты, и овалы, и пирамиды...».

Пишет Добмровский и о Хлудове. Мол, жил в Верном автор многочисленных этнографических картин, учитель рисования верненской мужской гимназии. «Добрая сотня картин и этюдов еще хранится в запасниках Центрального музея. Картинная галерея взять их отказалась. «Что за художник? — сказали искусствоведы. — Ни стиля, ни цвета, ни настроения. Просто бродил человек по степи да и заносил в свой альбом все, что ему попадалось на глаза: казаха, казашку, казачат с луком, еще всякое». Герой книги — хранитель древностей в музее — занимается организацией выставки картин Хлудова. Один художник говорит ему: «Вешай все подряд, из чего тут выбирать? Это же все Хлудов». «Я повесил всех подряд — и казаха с ковром в руках, и девушек в реке, и ребятишек с луками, и ночную грозу, и расчудесных казаков-семиреков на конях и с шашками наотмашь, и еще множество всякой всячины, и все они висели и сияли, и вокруг них всегда останавливались. Ведь это был Хлудов!».

В материале использованы статьи профессора, доктора исторических наук А. Канапина и журналиста Н. Зверева из книги «Мой город Алма-Ата», автор использовала также материалы из книги Е. Дуйсенова «Алма-Ата сегодня и завтра».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру