Проект выставки Евгения Фридлина «Игра теней». Часть первая» представлен Союзом художников Республики Казахстан, галереей СХ РК «Улар» и самим художником, который ежегодно привозит в Алматы свои новые творения. Все они созданы под специальный тематический контекст определенной выставки.
Впервые художник выступил как явный и концептуальный импрессионист, а также в отличие от прежних — исключительно алматинских — зарисовок показал и свой родной город Павлодар.
Галерист и куратор выставки Юрий Маркович, он же инициатор всех проектов Евгения Фридлина, представляемых в «Уларе», говорит: «Это новый эксперимент импрессиониста на тему свет и тень, день и ночь, плоскость и мозаика. Все интересно и прекрасно исполнено. Европейские пейзажи сменяются казахстанскими — это узнаваемые места Алматы и окрестностей, средиземноморские фантазии и знаковые старинные дома родного города Павлодара. Эксперименты, основанные на творчестве таких мастеров, как К.А. Коровин и Н.И. Фешин, дают прекрасные результаты, тем более в исполнении такого профессионала, как Евгений Фридлин».
Он же замечает, что игра теней всегда имеет забавный эффект: преломление цвета и линий создает вид мозаики, авторского произведения с присущим колоритом. Тени могут выделить фактуру или композицию, привнести в картину элемент романтики, мистики или загадки. Не зря все импрессионисты используют точечный мазок: тень и полутень создают образ и объем, закрепляя красоту предмета или природы.
Художник Евгений Фридлин — это реальный и очень успешный пример плодотворного сотрудничества галериста Юрия Марковича с самим художником. Их связывает не только искусство, но и давняя дружба — они гостят друг у друга на дачах, а в Алматы Юрий устраивает для друга и одного из своих любимых мастеров любопытные локации для создания новых полотен. Ими могут стать пространства возле исторических или знаковых зданий Алматы, вдохновляющие природные ландшафты, среди которых для самого Фридлина избранными всегда остаются горы.
О том, почему художник испытывает такие трепетные чувства к Алматы, он рассказывает так: «Просто в Казахстане я такой природы больше нигде не видел. Некогда, лет двадцать назад, меня поразили алматинские огромные-преогромные дубы и вязы, или, как их называют здесь, карагачи. В те времена я еще в Европу не выезжал и на платаны не опирался. Эх, какие платаны были в Шымкенте — покруче чем в парижах, да все вырубили. И, безусловно, на меня произвели неизгладимое впечатление горы, куда я попал и в которых пропал. Я нежно люблю этот город. Возможно, именно то, что он для меня не родной и я могу не существовать в нем, а только наблюдать за ним, придает моим творческим работам иной взгляд».
Поскольку у Евгения Фридлина много работ, на которых запечатлены интересные архитектурные сооружения Алматы, было любопытно узнать, как он относится к современной застройке города.
— Честно говоря, мне, конечно, не нравится то, что происходит сегодня с этим прекрасным городом. Все эти мерзостные заборы, стройки уничтожают его узнаваемость и уникальность. Помню, как меня попросили написать, точнее запечатлеть и сохранить для истории, старое здание филармонии в Горном Гиганте. В реальности ее больше не существует.
Сегодня Евгений Фридлин по-прежнему выбирает для своих полотен необычные здания, в основном с авторским стилем, со своими изюминкой и историей. Вот и на этой выставке зрители могут увидеть не только красивую архитектуру города Алматы, но и впечатляющие произведения, показывающие старинный Павлодар.
— Отныне павлодарская линия будет присутствовать во всех выставках Евгения Фридлина, — обещает Юрий Маркович.
Между тем данные работы готовятся к международной выставке, которая осуществится в ближайшее время. Но это будет уже «Игра теней. Часть вторая».