В одной из галерей Алматы были выставлены образцы скульптур модели Аллы Ильчун, которую называют музой Кристиана Диора. Она родилась в Шанхае в 1926 году, а умерла в Париже в 1989-м, оставаясь на подиуме более 20 лет. На конкурс были представлены работы скульпторов из разных стран. Голосование было тайным. Лучшей названа работа Шокана Толеша. Отмечены работы Тимура Ермухаметова, Мурата Мансурова и Казбека Дулатова.
Почему казахстанцам интересна модель из Парижа? Алла Ильчун, точнее Алла Елшын, имеет казахские корни. Она — дочь железнодорожника Куантхана Елшына и оперной певицы Тамары Михайловой.
В нашей газете уже публиковалась первая часть этой истории. На этот раз удалось встретиться с автором проекта Берлином Кенжетаевичем Иришевым — дипломатом, доктором экономических наук, одним из основоположников финансовой системы Казахстана. Уже много лет он живет в Париже и является президентом Ассоциации казахстанцев во Франции.
На страничке Берлина Иришева в соцсетях читаем: «Явление Аллы на землю отцов оказалось праздником для скульпторов: на конкурс образцов будущей скульптуры Аллы было подано 25 (!) моделей. Небывалый рекорд в истории конкурсов для скульпторов. В Центре сближения культур под эгидой ЮНЕСКО Олжаса Сулейменова под председательством известного культуролога Узакбая Айтжанова были объявлены лауреаты конкурса.
На конкурс скульпторов образ Аллы вернулся после триумфальных «гастролей» в 82 странах мира под мировым брендом DIOR».
Прекрасная незнакомка
Однажды Берлин Кенжектаевич увидел на полотне красивую женщину азиатской наружности. «Это была прекрасная незнакомка, — вспоминает он. — Вызвала интерес азиатка в роскошном одеянии, и эта картина продавалась в Париже. Значит, должна быть интересная история. Я слышал, что у Диора одна из моделей имела казахские корни. А вдруг это она? Судя по наряду и шикарной шляпе, это была модель. Ее портрет теперь висит у меня дома. Друзья шутили. Мол, пришел домой в шесть утра с портретом незнакомки и что сказать жене? Предстояла большая работа по выяснению ее личности. Мы не знали, с чего начать. В дом Диора зайти с улицы невозможно. Прошло много лет с тех пор, как Алла работала там. Мы решили — найдем место захоронения, и тогда ее аруахи нам помогут. Три месяца мы искали могилу, а во Франции такую информацию могут получить только родственники. Ходили на кладбище Сент-Женевьев-Де-Буа, где похоронены белогвардейцы, русские графы, князья, генералы, писатели, все знаменитости».
Члены ассоциации нашли в соцсетях Марка де Дюльмена, предположительно единственного отпрыска Аллы Ильчун. «Мы задавали ему вопрос, является ли он сыном Аллы, но мужчина не отвечал, отправляя только смайлики, — продолжает рассказ Берлин Иришев. — А вот когда мы нашли могилу и возложили на нее цветы, наши девушки получили от Марка месседж: «Я — сын музы Диора». Мы встретились с ним и поняли, что на сегодняшний день в этой истории остается много загадок. Он позиционирует себя как журналист, активен в социальных сетях, но ни разу не написал о своей матери.
В Доме Christian Dior не знали о существовании сына Аллы. И мы объяснили это так: его воспитывала бабушка, она была недовольна вторым замужеством Аллы. Первым ее мужем был фотограф, а второй не смог построить отношения с ребенком жены, отсюда и складывались сложности. У Аллы с матерью было всего 16 лет разницы в возрасте. Возможно, было некоторое соперничество, но дочь спасла мать от преследований после войны. Тамара Михайлова — аристократка, дочь царского генерала, была красивой женщиной. Ее могли подозревать в отношениях с немецкими офицерами во время войны. Алла достала справку, что ее мать работала на американский Красный Крест, и подозрения были сняты, о чем рассказал сын Аллы. Французы очень жестко обходились с женщинами, которые оказывали внимание немцам».
Алла на экране
По инициативе Иришева началась работа по созданию документального фильма «ALLA — восточная жемчужина DIOR». Премьера прошла в Париже в 2020 году. На странице Берлина Кенжетаевича написано: «Наверняка сама Алла, звезда haute couture, не могла предположить, что найдутся потомки, которые возродят невероятную историю ее восхождения на подиум. Исследование сложного сюжета стало возможным благодаря креативности и энергии группы энтузиастов из Ассоциации казахстанцев во Франции (AKF). Автор проекта — Берлин Иришев, сценаристы — Карлыгаш Абиева-Валмье и Гульнара Захарова, администратор — Диляра Поншон, финансовый директор — Максим Напольских и команда постпродакшн — Sezar Group из Алматы. Если в начале проекта в нашем распоряжении оказалось тонкое досье документов из десятка страниц, то к завершению фильма это досье обогатилось фотографиями личных архивов, официальными документами, видеоархивами Аллы из баз данных по всему миру. География проекта сегодня охватывает несколько стран и континентов. Фильм повествует о яркой карьере и невероятной судьбе Аллы Ильчун — дочери казахского железнодорожника Куантхана Елшына, которая стала одной из ведущих моделей Кристиана Диора в послевоенном Париже 1950-х годов. С помощью архивных данных, интервью историков моды, представителей модных домов Dior и Yves Saint Laurent фильм знакомит зрителя с биографией Аллы. Она не только вдохновляла Кристиана Диора и Ив Сен Лорана, но и стала одной из первых азиатских моделей на европейских подиумах, тем самым совершив революцию в мире моды».
Алла — на страницах книг
Иришев решил не останавливаться на создании документального фильма и написать книгу об Алле. В итоге о любимой модели Диора написано несколько книг на разных языках. Они построены на документальной базе, и в них огромное количество ссылок.
«Есть книги Дома Christian Dior. В книге «Дефиле» более 20 фотографий Аллы, но ничего о ней не написано, — отметил Иришев. — Мы нашли большое количество публикаций в средствах массовой информации США. По ним мы составили хронологию, искали в архивах и библиотеках. Нашим коллективом была проведена огромная работа. Впервые были изготовлены сумки c изображением Аллы вместе с Диором. У него было несколько моделей, которых мэтр считал своими музами. Это помогло нам показать особую роль Аллы Ильчун. Мы провели конкурс на лучшее исполнение песни об Алле и получили около десяти откликов из Швейцарии, Англии, России и Казахстана. Профессионалами были написаны текст и мелодия, а лучшей исполнительницей была признана девушка из Астаны. Был объявлен конкурс на создание скульптуры к столетию Аллы в 2026 году. Когда объявили анонс, ожидали, что отзовутся два-три скульптора, а получили 25 работ. Мы зашифровали все поступившие работы под номерами, мой внук создал программу голосования и управлял ею из Токио. Соблюдались строгая конфиденциальность и чистота голосования. Шифрование списка в предложенной процедуре голосования проходило вне Казахстана. Таким образом, никто не имел доступа к программе процедуры голосования и статистике голосования, что гарантировало объективность членов жюри. Важна узнаваемость, чтобы издалека было видно — это модель. Прекрасная и грациозная, ведь красота спасет мир».
Верю в помощь аруахов
«Друзья говорили отцу: «Если родится мальчик, назовем его Берлин, а если девочка, называйте, как хотите», — вспоминает Иришев, отметивший свое 80-летие. — Было 9 мая 1945 года, и отец слово сдержал. Я родился на берегу реки, где водилась щука, а выплыл на берегах Сены. Дав мне такое имя, родители будто указали мне направление — Европа. В 1990-х поэт Бахытжан Канапьянов написал обо мне статью под названием «Судьба иноходца», а иноходец всегда идет своим путем. И эта судьба формировалась под небом Парижа. Я состоялся как ученый, заведовал кафедрой в Институте народного хозяйства. Был назначен председателем правления Казвнешэкономбанка. Был советником Президента. Многие предложения, казавшиеся интересными, я отвергал. Мне помогали духи предков».
Помощь аруахов Аллы Ильчун участники проекта испытали на себе. Берлин Кенжетаевич рассказал, что это исследование началось в 2018 году. В 2019-м вышли книга и фильм. «В 20-х годах были изданы другие книги, и мы начинаем презентацию фильма в Казахстане, что по времени совпало с карантином. Несмотря на это, мы летим в Астану, и ни один человек из нашей команды не пострадал. Нам писали из разных стран мира. Алла прославила образ наших женщин. Впереди — реализация проекта. Алла спустилась на землю отцов в камне. Спасибо всем, кто вдохновлял нас и продолжает вдохновлять. Наш народ достоин новых имен, которые прославляют нас в планетарном масштабе. Это реальное богатство народа!»