Тайны петроглифов

Культ коня в наскальных петроглифах Теректы-Аулие

Петроглифы — один из наиболее распространенных археологических памятников. Почти на всех материках можно встретить выбитые, процарапанные или нарисованные на каменных поверхностях изображения, оставленные разными народами в различные эпохи.

Подобный способ передачи знаний и мыслей был едва ли не ведущим в период дописьменной истории, а возникшая после появления письма традиция выбивания на камне мифологических и исторических сюжетов и текстов дожила в отдельных странах вплоть до ХХ века.

Культ коня в наскальных петроглифах Теректы-Аулие

Петроглифы — ценный источник сведений о социальных и этнических процессах, а также о мифологии и искусстве, хотя этот источник с трудом поддается дешифровке.

Одно из интереснейших мест древнего наскального искусства находится в местности Теректы-Аулие, расположенной в 20 километрах северо-восточнее железнодорожной станции Теректы на территории Улытауского района области Улытау, поверхность которого занята Центрально-Казахстанским мелкосопочником. Он охватывает большую часть степных и полупустынных областей Казахстана, северо-западные отроги Чу-Илийских гор, южное и северное Прибалхашье. В древности этот регион получил название Сары-Арка (Желтеющий хребет).

Долгое время петроглифы этой степной части Азии в сравнении с более южными памятниками оставались неизвестными. Только с середины 40-х годов ЦентральноКазахстанской экспедицией под руководством археолога, востоковеда, историка А.Х. Маргулана было начато изучение древностей этого края.

Три сопки

По словам заведующего отделом КГУ «Тарихи-мMдени мHраны саCтау орталыNы» области Улытау Бекзата Балтабекова, Теректы-Аулие — это археологический комплекс, компонентами которого являются петроглифы, расположенные на вершинах трех сопок, а также стоянки неолита, энеолита, поселения эпохи бронзы и курганы раннего железного века.

Обилие наскальных рисунков в ТеректыАулие вызвано прежде всего магическим ритуалом, восприятием местности и ее духов, сооружением погребений, верой в солнце — источник жизни, в огонь, а также боязнью стихий.

Хорошая сохранность изображений, выбитых на скалах тысячи лет назад, объясняется как природными условиями, так и традиционным преклонением перед конкретными духами местности, глобальным небом и солнцем.

— Отношения человека с природой рассматривались скорее как взаимозависимость, чем как ее эксплуатация. Добывая средства к существованию, люди выработали в себе уважительное отношение к обитающим рядом с ними живым существам, — отмечает Бекзат Балтабеков. — Разорять природу считалось табу, оскорблением духа неба Тенгри и духов природы. Такой образ жизни нашел свое выражение в религии тюрков и монголов, согласно которой человек должен жить в равновесии с миром, поддерживая баланс как в природе, так и в обществе. Мифология тюркских и монгольских народов, особенно сказки, изображают животных и даже деревья думающими почти как люди и способными при определенных обстоятельствах превращаться в человека. Леса, горы, озера, реки и деревья имеют своих собственных духов, которых необходимо уважать и быть благодарными за их подарки — еду и убежище.

Зооморфные мотивы, такие как бактрианы (двугорбые верблюды), быки, изображены в сходной манере, создавая некий изобразительный инвариант с некоторыми различиями в передаче содержательных элементов.

Среди петроглифов Теректы-Аулие изображения быков представляют сюжет, характерный для эпохи бронзы. Они различаются стилистическими особенностями очертаний туловища и рогов. Одновременно существует несколько вариантов трактовок бычьих рогов, что, возможно, связано с индивидуальной изменчивостью размера и формы рогов реальных животных.

Интересными являются изображения козлов. На одном из камней представлены изображения 12 козлов, расположенных друг за другом по спирали. Часть изображений (по краям камня) не замечается, чему способствовали климатические условия, камень осыпался. Число рисунков (12) можно рассматривать как двенадцать месяцев календаря, а возможно, это двенадцатилетний период жизни человека — мушел. Два изображения оленя стилистически резко отличаются от вышеотмеченных образцов наличием некоторых скифских элементов. У животного длинная клювовидная морда, туловище с укороченными, как бы обрубленными ногами, древовидные рога. Схожий с данным изображением олень обнаружен на камнях местечка Мугур-Саргол в Республике Тыва.

Трехпалый хищник

На камнях Теректы-Аулие есть единственное изображение хищника семейства кошачьих, но интересно то, что он является своеобразным гибридом лошади и представителя кошачьих. У него спирально закрученный тонкий хвост и трехпалые лапы передних ног, составляющие содержательные элементы образа, остальные части тела почти полностью совпадают с такими же элементами лошади. Фигура трехпалого хищника из Теректы-Аулие также имеет соответствия среди изображений на камнях Алтая и Монголии.

Образ человека здесь непопулярен. Он запечатлен в единичных случаях. Встречаются изображения змеи и пароконных колесниц.

— На камнях Теректы-Аулие обнаружен интересный рисунок, который трудно поддается семантике, — рассказал собеседник. — Данный сюжет представляет собой круг, от которого расходятся две линии — одна на север (прямая), другая на северо-восток (загнутая). Они представляют собой своеобразные «антенны». В круге изображен бактриан, а между «антеннами» — антропоморфные животные и козлы, солярный знак и крест, под рисунком изображен человек. Возможно, художник хотел отобразить в плане ограду или загон. Аналоги встречаются в разных регионах Казахстана, но в большинстве случаев загоны изображаются замкнутыми, что говорит не в пользу определения рисунка Теректы-Аулие как загона или ограды. Скорее всего, данный рисунок относится к культовому сюжету.

На одной из возвышенностей замечена отшлифованная наклонная линия (длиной около 2,5 метра, шириной около 35 сантиметров), в простонародье называемая аулие сырганагы, которая, возможно, олицетворяет Млечный Путь или связана с какими-либо обрядами.

Хотя изображения колесниц не имеют большого распространения на поверхности Теректы-Аулие, их начертание для древних имело огромное значение.

Главный образ — это конь

В репертуаре петроглифов Теректы-Аулие доминирует образ коня (почти 90 процентов из числа зооморфных изображений). Кочевая жизнь основана на динамичных свойствах домашних животных. Оседлавшие скакунов орды кочевников приводили в панический страх малоподвижных жителей оседлых поселений. Конь стал основой жизни и символом кочевника. Только так он познал свойства пространства и его цену. Конь олицетворял силу и мощь кочевых племен и их объединений, которые сметали все на своем пути.

Возможно, это животное в понимании древнего человека также было символом солнца и плодородия. В общеиндоевропейских ритуалах жертвоприношения (например в древнеиндийском) части тела жертвы ассоциировались с элементами космоса: передняя часть — восток, задняя — запад, четыре ноги — четыре угла света, голова — небо, бог Агни, тело — земля, хвост — нижний мир и так далее.

В религиозно-мифологическом мировоззрении кочевников образ коня имеет свое особое место. В бытовой жизни казахов среди четырех разновидностей домашних животных конь всегда ценился выше других и занимал свое особое место. «Арыстан — ан патшасы, жылкы — мал патшасы» («Лев — царь зверей, конь — царь домашнего скота»), «Ер канаты — ат» («Крылья батыра — конь») — гласят народные поговорки. Казахи очень ценили и берегли коней, любовно называли их есті жануар (мудрое животное).

Изображения следа — стопы человека и конского копыта — являются специфическим изобразительным текстом, стопа (копыто) — нога — низ (хтонический мир и существа, обитающие там). Связь изображений стопы человека и конского копыта с культом плодородия, в широком плане — с мифологией о возникновении космоса, также очевидна (мифы о персонажах, зачатых от попадания семени хтонических хромых божеств или героев).

След ангела

Следы в местности Теректы-Аулие породили немало мифов и легенд. Один из вариантов, относящийся к ХI веку, известен по сведениям аль-Бируни, в частности сказанию о Хазрет-Али и его коне Дулдуле, впоследствии вошедшему в мусульманскую агиологию.

Періштенін ізі (след ангела) — так называли горсть земли, где оставался отпечаток конского копыта, и эту горсточку клали под подушку ребенка, лежащего в колыбели. Иногда щепотку такой земли добавляют в воду и купают ребенка. Если ребенок болеет от испуга, его лечат ванной с горсточкой земли из-под лошадиного копыта, имеющей целебную силу. На вопрос, из-под копыта какого коня берут землю, группа информаторов ответила, что только от хорошей лошади, а некоторые утверждают, что для этого нужен след быстроногого скакуна. В момент возникновения этого обычая священным считался только след от хорошей чистокровной лошади или скакуна, позднее этот обряд начал забываться, землю стали брать из любого следа.

В различных регионах Казахстана есть обычай поклонения изображениям копыта лошади на камнях, которые называются тулпартас (след копыт тулпара). А.Х. Маргулан описывает легенду местных казахов о том, что в горах Бегазы в Сары-Арке есть следы тулпара Акула, коня батыра Манаса. Г. Спасский в своих трудах, изданных в 1881 году, дает изображения отпечатков человеческих и лошадиных следов на скале у реки Иртыш.

Дешифровка древностей

Казахи Центрального Казахстана голову лошади варят целиком, так как есть поверье, что, если разрубить ее на части, не будет единства в народе, не будет размножаться скот. Такая же примета есть у бурят. Обглоданный череп лошади не выбрасывают, а оставляют на возвышенных местах: на скале, на крыше сарая, вешают на ветку дерева, чтобы никто не наступил нечаянно ногами. В Центральном Казахстане череп лошади кладут на верхнюю перекладину могилы, а в Жетысу земледельцы череп коня вешают на пугало, считая, что таким образом можно избежать вредителей. Черепа знаменитых скакунов, иноходцев, коней батыров заворачивают в саван из кошмы и оставляют на вершинах высоких гор. Этот обряд называют завертывание в саван черепа лошади (аттын басын кебіндеу).

Материалы из Теректы-Аулие составляют огромный и поистине неисчерпаемый археологический фонд.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру