Театр 2act приглашает на премьеру спектакля «Bruderschaft. Братство» в Алматы

Поставленный по мотивам романа «Три товарища» Эриха Марии Ремарка спектакль «Brüderschaft. Братство» так же, как и известный писатель, повествует нам о дружеской поддержке, свободе и любви.

Театр 2act приглашает на премьеру спектакля «Bruderschaft. Братство» в Алматы

«Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы», — говорил Эрих Мария Ремарк.

Режиссер и художественный руководитель 2act Виталий Шенгиреев вместе с супругой и преданным товарищем по театру Юлией приехали из России в Алматы в 2022 году. Незнакомая страна, город и горы после проживания на равнинной местности, множество состоявшихся и успешных театральных площадок в южной столице не испугали молодых людей. Они появились здесь с готовой концепцией собственного театра и оказались непохожими ни на кого в своей палитре взаимодействия со зрителем.

Это не первый спектакль 2act в Алматы. Выбор произведения для постановки оказался актуальным. Действие на сцене впечатлило — тонко и глубоко удалось передать в нем дух эпохи, которую чувствовал, в какой пребывал Ремарк. Он описал Берлин столетней давности — период между двумя мировыми войнами. И, как оказалось, мало что изменилось в переживаниях культурного поколения во времени, в котором мы живем сегодня.

Потерянное ли у нас поколение, особенно из числа тех, которому сейчас лет 30 и к которому относил себя Ремарк? Или же настоящее время открывает для кого-то мощную энергию для выживания ценой постоянной работы над собой, созиданий и принятия необычных решений? Действуя вопреки реальной действительности, которая нередко подталкивает опустить руки и сдаться, по-настоящему талантливые люди могут создать, например, потрясающие спектакли. Такие как у 2act.

Причем действие в нем длится более трех часов с перерывом на сюрприз, а усталости нет. Но есть заинтересованность, сопричастность, сопереживание героям. И есть тихая радость удовольствия смотреть на трех товарищей, понимать ценность мужской дружбы и верности любви. Как Ремарк говорит нам о судьбах своих героев Роберта Локампа, Отто Кестера и Готтфрида Ленца, которых связывает не только фронтовая дружба, но и общность взглядов, судьбы и принципов, так и спектакль рассказывает о том, что составляет главную ценность жизни — человечность.

«Дружище, — бормотал я. — Мой родной, мужественный, давний мой дружище...» Главного героя романа Ремарка Роберта Локампа в спектакле исполняет его режиссер-постановщик Виталий Шенгиреев. В роли Отто — Артем Горбунов, Ленца — Иван Кривушин, Патриции — Дарья Пономарева и Злата Сербина. У Юлии Шенгиреевой больше перевоплощений, чем у остальных, и это Юпп, Фрау Бендер, Фрау Мюллер, госпожа Хасс, Лилли. Каждый из актеров совмещает несколько образов, и получается у них визуально все легко и виртуозно. При том, что пьеса непростая, актеров мало, реквизит весь выполнен командой театра вручную.

— Поставили спектакль за три недели, то есть час времени спектакля — это неделя репетиций, — говорит Виталий Шенгиреев. — И когда все собралось в единую картинку, мы получили большое удовлетворение от того, что проделали важную работу для самого театра. Мы постепенно-постепенно двигаемся по спирали, развивая театр, усложняя каждую новую постановку, и я пока не знаю, куда мы будем двигаться дальше — вдруг поставим пятичасовую эпопею на основе «Одиссеи» Гомера.

«Наивность — не недостаток, а, напротив, признак одаренности».

Театр 2act расположился в отдельно стоящем здании во дворе жилого комплекса по адресу: Макатаева, 127/11, корпус 1. В нем просторно, и все выполнено так, чтобы каждому зрителю было комфортно. Места можно перемещать, как «Лего». Есть теплые пледы на каждом сиденье, что приводит к ассоциации, словно находишься в летнем кафе или кинотеатре. А еще здесь варят кофе, предлагают чай и вкусную выпечку. Но так было не сразу.

— Приехал я из России в сентябре 2022 года. Почти 30 лет своей жизни прожил там. Работал в государственном театре, в независимых. До Казахстана успел поработать в Новосибирске, где понял, что надо открывать свой театр, и 2act появился именно там. В Алматы мы с супругой пробовали работать на разных площадках, но поняли, что есть необходимость открывать свою. С сентября арендуем здание на Макатаева, которое пришлось полностью отремонтировать и оборудовать. Все здесь сделано собственными руками, создано нашей единой командой. Я всегда придерживаюсь принципа: «Хочешь сделать хорошо, сделай сам».

Большую роль в техническом сопровождении театра играет мастер и инженер на все руки по имени Саин. Он, к слову, оказался еще и большим знатоком Ремарка и всевозможных напитков.

По поводу плеча друга, товарища рядом Виталий Шенгиреев ответил:

— Это не так часто бывает в жизни. У меня с 14 лет было два друга с таким же именем как у меня. Мы были три Виталика и три товарища. Но, когда я переехал сюда, у нас закончились общие темы. Однако в Алматы я встретил много единомышленников и Данияра, с которым мы открыли театр. Он стал мне другом, подарил ощущение надежного плеча товарища, которое я стараюсь держать и в театре. Прежде всего как режиссер я работаю с людьми, и если не было бы у нас такой команды с химией между друзьями, не было бы и такого сплоченного коллектива, где на каждого можно рассчитывать. Нельзя все взвалить на себя, а можно положиться на самое простое: на плечо товарища, небо, воздух и табак. Так думал и Ремарк.

«Трудно найти слова, когда действительно есть что сказать».

Было любопытно, почему режиссер выбрал для постановки Ремарка. Экранизированные произведения немецкого писателя редко ставятся на театральной сцене.

— Меня многие спрашивали об этом. Считаю, что надо ставить то, на что откликается и горит душа, о чем болит сердце, — поясняет Виталий. — Первый раз я заинтересовался Ремарком в 20 лет. Сейчас мне 32 года, и я нахожусь в своем театре, где поставил спектакль по Ремарку и исполняю в нем главную роль. Мне показалось, что роман очень откликается на наше время, и что судьбы тех людей, что приехали сюда из России, рифмуются с основным контекстом потерянного поколения в произведениях автора. Мы живем только настоящим днем, не заглядывая далеко за горизонты планирования и не оглядываясь в прошлое, потому что в этом нет смысла. Так живут и герои Ремарка. Ребята прошли через войну, у них ничего нет, но они держат автомастерскую и перебиваются чем могут. Их можно было бы назвать пройдохами: взяли машину, в которой погибла беременная женщина, отремонтировали ее и ездят, называя «Карлом». И разговор сейчас даже не о приезжих, релокантах, или местных. Многие живут, перебиваясь, не надеясь на чудо или стабильность в чем-то. Это печально, но в этом есть какая-то жизнь. Мне хотелось в финале постановки в отличие от романа Ремарка оставить все-таки ощущение, что даже после самой темной ночи может взойти солнце и все будет хорошо. И мне бы очень хотелось этого. У нас нет другого выбора. Не может же все время длиться полярная ночь. Она когда-то заканчивается. И чем больше мы репетировали, тем лучше это осознавали.

«Дайте мне двух героев и их любимый алкогольный напиток, и я напишу вам одну из лучших книг своего века».

Спектакль дает одновременно ощущение грусти и радости, как, впрочем, и у Ремарка. Такие состояния часто провоцирует и алкоголь, который всегда присутствует в романах автора. Это как утопить проблемы в вине, немного порадовать себя и поддержать силы.

— Я так понял, что для Ремарка это вообще маленькая знаковая история. Он для каждого произведения писал свой алкоголь, будто он был для него каким-то символом. На самом деле ключик рома, который используют герои «Трех товарищей», я не открыл, но учитывая, что это был самый дешевый и действующий алкоголь в то время, понятно, почему именно его они употребляют.

Здесь включился в беседу инженер на все руки Саин, который добавил, что ром был еще и отличным антисептиком, потому его пили пираты и мореплаватели, а во время чумы вино спасало людей от заразы, так как вода не была безопасной.

— Ром также и дух эпохи. Как у автомобилей есть бензин, так у ребят из «Трех товарищей» есть топливо с точки зрения рома. Мы сильно обошли реальные события в Берлине в 1928 году, когда там появились наркотики, проституция во всех ее проявлениях. Берлин за золотые 20-е вырос во много раз по размерам. Этот город стал точкой притяжения людей немного потерянных, и в нем жили те самые герои романа Ремарка.

«...Кто одинок, тот не будет покинут».

Алматы стал новым убежищем для театра, как и для многих.

— Город впечатляющий, и что в нем невозможно игнорировать или как-то обступить, обойти — это, когда я иду или еду куда-нибудь, всюду и все время вижу горы. И у меня поднимается настроение. Потому что горы были до нас, они сейчас с нами и останутся после нас. И это дает ощущение монументального спокойствия, — делится Виталий. — Что здесь как бы потряхивает иногда, мне тоже интересно. До того как я сам прочувствовал это, мне было прикольно, как это вообще происходит — неужели прям земля трясется? А я приехал из мест, где этого не было никогда. И тут я подумал: «Ага, вот так я могу умереть. Потому — ок, и больше мне это показывать не надо». Но тревожный чемоданчик у нас в семье появился, и пусть он будет. Радует меня здесь и погода. Последние пять лет я жил в Ханты-Мансийском автономном округе, а там зима всегда и снега под три метра. А здесь четыре времени года — и прекрасная весна, и отличное лето, и красивая осень, чуть вредноватая зима, но меня все устраивает. И я готов все простить Алматы, потому что слетал в январе в Астану, и понял, что рай все-таки есть и он вблизи гор. Алматы добренький и принимает всех с душой. Меня также радует, что здесь много театров, и это очень важно для общей культуры. На каждый контент найдется свой зритель. Еще отрадно, что работает такая штука, как досуг. Это не просто пойти в кино, поесть в кафе, а выбрать свой спектакль в определенном театре как само собой разумеющееся. Разве это не радость!.. А в 2act много всего. Есть спектакль про трудоголизм, про цезуру государственную, есть пьеса по вопросам любви. Мы говорим о том, что нам хочется озвучить, и я приятно удивлен, когда у людей в зале наши темы находят отклик.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру