Казахстанская идиллия знаменитого живописца

В этом году выдающемуся художнику, этнографу и краеведу Николаю Хлудову исполняется 175 лет

К юбилею известного живописца, этнографа, краеведа, члена Туркестанского кружка любителей археологии, учредителя Семиреченского отдела Русского географического общества, создателя первой художественной школы в Казахстане Центральный государственный музей Республики Казахстан подготовил масштабную впечатляющую выставку.

В этом году выдающемуся художнику, этнографу и краеведу Николаю Хлудову исполняется 175 лет

Два полотна едва не стали добычей контрабандистов

В Центральном государственном музее РК (ЦГМ РК) хранится самая большая коллекция наследия художника, а это 211 работ. В экспозиции под названием «Степная палитра» представлена значительная часть из этой коллекции, а именно — 117 живописных полотен, 39 карандашных зарисовок, 55 акварелей и три альбома с этюдами и зарисовками.

Николай Гаврилович Хлудов (1850 — 1935) является автором множества ориенталистских, этнографических и антропологических работ Семиреченской (ныне Жетысуской) области. Хлудов также живописал быт, создавал пейзажи, портреты и занимался иконописью. И это еще далеко не все грани таланта одной личности, сыгравшей большую роль в развитии науки и искусства Казахстана. Однако именно художественные произведения Хлудова представляют собой уникальное бесценное художественное наследие. В 2003 году музей впервые издал каталог-альбом, куда вошла большая часть произведений художника из фондовой коллекции ЦГМ РК. С акварелями же Хлудова зритель знакомится на открывшейся выставке в первый раз.

— Впервые за всю историю выставок работ Хлудова наш музей демонстрирует акварели художника, в том числе две, которые три года назад пытались вывезти из страны контрабандой. Это «Портрет мужчины» и «Горный пейзаж», написанные в начале ХХ века, — говорит Айнур Маулен, руководитель пресс-службы ЦГМ РК.

Эти две работы теперь также хранит фонд музея, и они презентованы сегодня в экспозиции — самые последние в ряду акварелей с правой стороны.

Также среди экспонатов выставки представлен фрагмент домашнего уголка живописца с креслом, столиком, подсвечником из фарфора, палитрой и инструментами художника. Здесь же размещены портреты: военного губернатора Семиреченской области Г. Иванова, дочери Хлудова Клеопатры, и икона Святого Иоанна Крондштадского. Кисти Хлудова принадлежат портреты многих исторических личностей, в том числе цесаревича Алексея Николаевича. По портретным изображениям перед нами открывается настоящий художник, умеющий передавать не только внешний образ своих героев, но также их характер.

А под стеклом стеллажей в открывшейся экспозиции можно увидеть документальные фотографии семьи Хлудова, его пленэрные работы, зарисовки карандашом, письма, а также, к примеру, бумажное удостоверение, на котором чернилами написано, что оно «дано... т. Хлудову в том, что он действительно работает в Казахском научно-исследовательском институте национальной культуры».

Хлудова принято считать художником, оказавшим большое влияние не только на развитие, но и на зарождение профессионального искусства в Средней Азии и Казахстане. Он был и межевиком-землемером, а в славянской мифологии межевик — это еще и дух, обитающий на полевых межах. Хлудов провел в степях и горах Казахстана и Средней Азии немало времени, наблюдая и фиксируя детали быта и традиций казахского, уйгурского, узбекского и киргизского народов.

Из Санкт-Петербурга — в город Верный

Родился Хлудов 25 ноября 1850 года в городе Брянске Российской империи. Первое художественное образование получил в Одесской рисовальной школе, затем продолжил обучение в художественной мастерской Нила Гоголинского в Санкт-Петербурге.

В Верном (такое название носил город Алматы прежде) он появился, приехав в 1877 году из Петербурга, откуда его в Семиреченское областное правление определили на должность чертежника. Верненцы постоянно видели живописца с блокнотом в руке и карандашом на Веригиной горе (ныне Кок-Тобе), в других живописных уголках природы и вблизи интересных архитектурных строений города.

Известно, что Хлудов расписывал иконостас Свято-Вознесенского кафедрального собора (работы мастера были утеряны и до сих пор не найдены), был главным художником-оформителем в театральных постановках Верного, работал учителем рисования и черчения в Верненской семинарии и женской гимназии, позднее — в сельскохозяйственном техникуме. В 1921 году Николай Гаврилович возглавил художественную студию, сыграв огромную роль в формировании первых казахских и киргизских художников. Среди них и Абылхан Кастеев, которого называют первым профессиональным казахским художником.

Хлудов стал писать людей, в том числе женщин, приоткрывая красоту их тела, что поначалу было вызывающим для традиций всех стран Азии. К примеру, это были изображения кормящих матерей, которые привычно было видеть в библейских сюжетах. Слегка обнаженная грудь также встречается в работах художника, на которых запечатлены сцены сбора урожая или другой привычной для кочевника, а теперь уже и горожанина, работы. Многие такие документирующие быт холсты до сих пор не решаются показывать зрителям даже в музеях. Однако своей достоверностью они отвечают историческим хроникам и реальности времени. В большинстве же случаев мы находим в произведениях Хлудова фиксацию жизни народов Средней Азии, в большей степени полюбившегося ему Казахстана.

Дух степи и восхождения в составе экспедиций

В городе Верном Николая Хлудова сначала поддразнивали рисовальщиком. Но позднее, когда его пригласили быть штатным художником в научных экспедициях А.Краснова, И. Игнатьева, затем и И. Мушкетова, к нему начали относиться с должным уважением. Он заслужил это своими разносторонними талантами, способностями и стремлением детально и при этом документально изучить край.

Во многом работы Хлудова помогали развитию географической науки. Хлудов побывал в разных труднодоступных местах Заилийского Алатау, поднимался в составе экспедиций на горные вершины, проходил через реки и ущелья с блокнотом и карандашами в руках.

На общем собрании Императорского Русского географического общества 4 февраля 1887 года горный инженер Иван Игнатьев зачитывал отчет об экспедиции на Хан-Тенгри. В ходе доклада обрастали живыми подробностями лаконичные записи его полевого дневника, скупо гласившие: «Пошел снег, и, следовательно, мы ничего вдали видеть не могли», «Спуск с перевала на расстоянии четырех верст очень крут», «Мы переезжали несколько раз вброд речку, берущую свое начало из ледников». Участники собрания узнавали в деталях не только о наблюдениях, сделанных путешественниками, но и о том, чего им это стоило. «Дополняли рассказ рисунки, сделанные одним из спутников Игнатьева Николаем Хлудовым», — пишут о нем на сайте Русского географического общества. И там же называют Николая Хлудова, причем совершенно обоснованно, художником-межевиком, первопроходцем — он поднимался на ледяные пики, об этом есть свидетельства в отчетах об экспедиции для исследования горной группы Хан-Тенгри 1887 года. Также Хлудов — художник-многостаночник, который фиксировал в чертежах последствия сильнейшего Верненского землетрясения 1887 года, расписывал иконостас Вознесенского собора, был учителем рисования, затем преподавал живопись. Был он и художником-этнографом, о котором в «Литературной газете» в 1936 году написали: «Полотна Хлудова являются маленькой энциклопедией Казахстана, передающей своеобразие этого края в красках и линиях».

А в 2020 году вышла книга «Материалы экспедиции Императорского Русского географического общества на Хан-Тенгри в 1886 году», где дневник и отчет Ивана Игнатьева дополнены не только каталогами добытых коллекций и картой с ниткой маршрута экспедиции, но и акварелями Хлудова.

«Все, что он видел, он видел с точностью призматического бинокля, — писал Домбровский. — Он не признавал ненастье и серое небо. Все, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне. Но тут ему уже не было соперников. Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный край. И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеется от радости». И он же написал в своей книге «Хранитель древностей»: «Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенес на холст. Я люблю его за солнце, которое так и бьет на меня со всех его картин. Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают... чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками».

Николай Хлудов и сегодня открывается зрителю радостью своего изумления степным и горным миром Средней Азии и Казахстана, его людей, животных и природных явлений.

Цель выставки — познакомить зрителя с бесценным творческим наследием выдающегося художника-живописца Н.Г. Хлудова, продемонстрировать зрителю реалистичное воспроизведение традиционного образа жизни и быта казахов и других народов Азии в их этнически характерных чертах.

Выставка продлится до 25 февраля 2025 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру