Cимпозиум был посвящен 120-летию со дня рождения двух выдающихся художников — Абылхана Кастеева и Орала Тансыкбаева. Эта дата отмечалась в 2024 году.
Симпозиум-пленэр «Туранские горы» стал проектом межгосударственного масштаба, в котором обозначилась дань глубокого уважения не только уникальным мастерам кисти Абылхану Кастееву и Оралу Тансыкбаеву, но также всему искусству и истории Центральной Азии. Симпозиум и данная выставка — это серьезное заявление самих художников на пути сохранения, развития и пропаганды искусства и культуры всего Евразийского пространства. Также по результатам симпозиума на открытии выставки был создан и презентован каталог представленных в экспозиции работ. Его получили в подарок авторы симпозиума, искусствоведы и меценаты проекта.
Проект открыл новые возможности для творческого обмена и укрепления культурных связей между тюркскими странами, став важной площадкой для обмена опытом между художниками разных поколений, работающими в различных стилях и направлениях. На выставке, представленной в музее Кастеева, до 23 января можно увидеть более 80 работ, созданных в прошлом году мастерами Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и России.
Эту инициативу пленэра и выставки поддержал фонд Болатбека Далелханулы «АRменТЕК», деятельность которого направлена на реализацию культурно-социальных проектов, способствующих всестороннему развитию общества. В практике всей Центральной Азии такой симпозиум проводился впервые сразу на трех географически разнообразных площадках и длился несколько месяцев. Например, в июле художники жили в Кыргызстане и вдохновлялись живописной природой его озер и гор. Принимал у себя мастеров кисти из разных стран народный художник модернист Кырзыстана, профессор Юристанбек Шыгаев.
— Летом ушедшего года к нам в Кыргызстан приехало много художников из разных стран — участников симпозиума. И в моем частном музее Modern Art в Кольсае жили и работали мастера в течение десяти дней. Они любовались природой, писали ее на пленэрах, улавливая настроения, которые им нравились. В этом году к нам хотят приехать и художники из Литвы и Эстонии, — говорит Юристанбек Шыгаев. — У меня есть идея создать на территории Центральной Азии, думаю, в Алматы — как в центре евразийского культурного пространства, музей азиатского импрессионизма по типу такого, какой открылся в Москве. Там появился музей русского импрессионизма. Это очень необходимо для воспитания подрастающего поколения, архивирования произведений искусства современных художников.
Для экспозиции данной выставки Юристанбек Шыгаев написал колоритную работу «Горы Каджи-Сая», где природный ландшафт напоминает лоскутное восточное одеяло. Писал мастер этот холст, смотря на горы из окна своего музея.
Из запомнившихся полотен выставки хотелось бы отметить и работу Сабиржана Рахметова «У Ляби-хауза», на которой изображен очень старый и могучий ствол карагача, а на его фоне испещренное глубокими морщинами лицо аксакала. А если присмотреться, то на дереве прорисовывается и морда собаки породы казахская тазы. Возможно, это произошло не по задумке автора, так увиделось через камеру сотового телефона.
А древние виды Бухары наиболее отчетливо удались художнику Файзулле Ахмадалиеву. Озера и реки, горы и джайляу, леса и домики, а также старинная архитектура известных городов — на этой выставке можно увидеть широкую и разнообразную географическую палитру, а объединяет все холсты профессиональный почерк их авторов и большая любовь к природе и всему окружающему миру.
— В августе пленэр проходил на пастбище Мерке Кегенского района в горах ТяньШаня, Казахстан, где художники работали в гармонии с местными ландшафтами, степями и горными вершинами, передавая богатство природы этого региона. Завершающий этап симпозиума прошел в исторических городах Центральной Азии — Самарканде, Бухаре и Ташкенте, которые являются не только культурным и архитектурным наследием, но и духовными центрами региона. В этих городах художники продолжили свою работу, отражая в своих произведениях дух истории и искусства, живущий в этих древних стенах.
Настоящая любовь к родной земле начинается с познания ее уникальных и красивых уголков. Природа родного края является неиссякаемым источником вдохновения для художников, и каждый из них, создавая свои произведения, стремится не просто повторить природу, а передать ее величие и уникальность, — говорит куратор экспозиции Самал Мамытова.
Среди узнаваемых фамилий на этой выставке встретятся такие авторы, как Г. Баянов, А. Даутбаев, Х. Файзуллин, А. Уткин, Ю. Шыгаев, А. Шаржанов, Э. Палымбетов, Ж. Натбаев, Б. Арыков, Н. Сауытбеков, Ш. Батан, А. Кашкарбаев, Д. Бекназаров, Ж. Молдабеков, А. Кабылбек и О. Аят, Ф. Ахмадалиев, С. Рахметов, Ж. Кайрамбаев, Г. Баймуханов, З. Мелиев, Н. Диеров, С. Торобеков. Все эти свежие современные работы пропитаны духом одной-единой для всей земли. Искусство снова спасает мир и говорит о том, что в нем надо сохранить все подаренное человеку Вселенной. И в контексте этого проекта художники выступили как бессмертные горы, способные защищать искусство от негативных влияний современного мира.