Дом, в котором живет скульптор Фархад
Если встречается на пути человек с огромным сердцем и открытой душой, при этом наделенный небывалым талантом, бесконечно трудолюбивый и находящийся в созидательных порывах, то этот счастливый момент запоминается на всю жизнь. Когда-то случай свел меня с Фархадом Камаловым, а второй визит в его мастерскую состоялся пять лет спустя, буквально на днях. Он стал итогом телефонного звонка скульптора. Оказалось, Фархад увидел опубликованный о нем материал в «МК» в Казахстане» лишь спустя пять лет и очень обрадовался. (При этом скульптор постоянно покупает наше издание, и у него на всех журнальных столиках лежит по нескольку экземпляров «МК»). Узнать голос Фархада Камалова по телефону было легко, хотя встреча с ним до этого была единожды. Легкий веселый открытый человек, как правило, обладает незабываемым тембром. Но поводом для новой встречи стало не только его приглашение в дом и мастерскую, но еще три знаковых приближающихся события: в следующем, 2025-м, году скульптору исполнится 80 лет. Он планирует издать каталог своих работ и организовать персональную выставку в Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева. Есть и четвертый повод, но пусть он станет сюрпризом для ценителей настоящего искусства. И мы едем к нему вместе с дизайнером Лидией Вайн. Ей любопытны личность скульптора и его работы, также она желает сделать несколько фотографий и записать видео.
В доме, который построен по проекту Камалова, многое сделано из дерева — и ступеньки из лиственницы, и полы, и широкие подоконники. Дерево в доме Камаловых всюду, но в основном в работах скульптора. Огромных размеров маски, панно, станковые скульптуры, роскошная авторская мебель, новые высоченные фигуры — все выполнены из цельных стволов и корней дерева, все внутри полые, а снаружи зрелищно впечатляющие, и все рассказывают о любви между мужчиной и женщиной и о музыке.
Много в этом пространстве и картин. Больше — живописных. Фархад как большой эстет и художник ценит мастерство коллег. Он приобретает работы или выменивает их на свои скульптуры и предметы интерьерной авторской мебели.
— Пришел Аскар Есдаулет (известный казахстанский художник. — Прим. автора), и ему очень понравилось кресло, которое я сделал из карагача. Он просто «зашизел» от него, и вот у него есть мое кресло, а у меня появилось несколько работ Есдаулета в коллекции.
Слова «шизею», «зашизел» в лексиконе скульптора звучат неожиданно, но так смачно, так нелитературно и в то же время художественно, что о многом сообщают. И прежде всего о широкой и ничего не скрывающей, в том числе своих эмоций, натуре.
В галерее Камалова есть работы его любимых авторов Александра Маркова, Ольги Кацюбы, Михаила Махова.
Супруга скульптора по имени Роза — музыкант, преподаватель консерватории. Пара давно на пенсии, но старается об этом не знать и не думать. Роза преподает, играет на скрипке, Фархад ходит в бассейн и на массаж. В их доме царит не только атмосфера искусства, но чистоты и порядка во всем.
— Роза всем моим работам дает названия. Она — необыкновенный человек, — говорит о супруге Фархад и показывает портреты жены и подаренные ей скульптуры, выполненные разными художниками.
Карагач обычный, скульптор необычайный
Фархад творит в своей мастерской постоянно, отдавая предпочтение карагачу, об исключительных свойствах которого мало кто знает, а нам о них он рассказал в первый визит, после чего отношение к дереву изменилось как к магическому, а не только красивому и полезному во всем.
— Карагач — это вечное дерево. Оно боится только больших пожаров. С ним веками ничего не случается. Я вдохновляюсь творчеством Исаака Иткинда. У него была мастерская в районе Зеленого базара. Он тоже любил карагач, но еще березу. Надо сказать, что карагач больше мужское дерево, а береза — женское, даже в названиях пол разный. Так вот, при пожаре у Иткинда многие скульптуры сгорели. Это беда, — говорит Фархад.
О карагаче скульптор может говорить долго, считая его древом, полным исцеляющих сил для мужчин. Это дерево и в древности олицетворяло богатырскую силу, его отождествляли с мужеством и мужским здоровьем. Фархад говорит, что, если посидеть в кресле из карагача год, любая хворь по мужской линии исчезнет. Ассоциировался карагач или вяз и с богом виноделия Бахусом. Воздавали ему почести в знак благодарности за хорошие урожаи. Наши предки изготавливали из карагача рукоятки для ножей, некоторые виды оружия.
Сохранились до наших дней и народные приметы, связанные с этим деревом и его свойствами. Мы нашли такие: «Талисманы, изготовленные из вяза, приносят удачу и берегут путника в долгой дороге», «Посаженный у дома вяз обещает хозяину поддержку во всех его делах и начинаниях», «Карагач не помогает лентяям».
Считается также, что карагач помогает быть благоразумнее, защищая от чрезмерной импульсивности. Он успокаивает и удерживает от необдуманных поступков. Для некоторых народов это дерево является символом материнства и семейного очага. Срубать его нельзя, чтобы не навлечь беды, если только дерево не высохло. Да что тут говорить! Карагач просто красив и величествен. Его ствол словно скульптурный феномен, а крона дает мощную тень и кислород.
Фархад Камалов в беседе вспомнил, как один из акимов Алматы зачем-то приказал вырубить карагачи в Парке 28 гвардейцев-панфиловцев:
— Эти деревья живут до тысячи лет! А он их просто так вырубил. Но мне позвонили тогда люди, которые знают, что я всегда охочусь за срубленными деревьями. Мне тогда достался джек-пот — я привез в мастерскую много природного материала, которым до сих пор пользуюсь.
Рассказывая о карагаче, любимых скульпторах, он говорит о том, что получает вдохновение от многих художников, и сегодня у него появляются новые сюжеты и герои. В основном это музыканты, но увидели мы и масштабные, выше двух метров в высоту, скульптуры под названиями «Украина», «Встреча», дуэт «Моди и Анна».
Не тайный роман стал вдохновением для скульптора
«Короткая связь художника и поэтессы, с самого начала казавшаяся невозможной, подарила Модильяни музу его египетского периода, а нам — огромное количество рисунков Ахматовой. Ее рисовали многие художники, но большинство из них изображали возвышенную поэтессу, и только Модильяни — чувственную женщину».
— Я люблю безумно Модильяни еще со студенческих лет. Он мой самый любимый художник. В своей манере я где-то подражаю ему, создаю такие же вытянутые лица, фигуры. И меня восхищает его история любви с Анной Ахматовой. «Моди и Анна» — так я назвал свою новую работу. У них неделю всего роман был в Париже, а сколько потом сохранилось страсти в душе, отразившейся в их творчестве!
Анна Ахматова называла Амедео Модильяни «Моди», всегда интересовалась его судьбой, старалась сохранить подаренные им рисунки. Она писала:
«В синеватом Париж тумане,
И, наверно, опять Модильяни
Незаметно бродит за мной».
Как тут не получить впечатление и не уйти в поиски информации об Ахматовой и Модильяни.
Скоро этот скульптурный дуэт увидит Музей имени А. Кастеева, и история любви вновь оживет.
Фархад Камалов начинал свой диалог с деревом под влиянием и другого художника — Сэрэнжава Балдано.
«Этoт алматинский чудак безo всякoгo специальнoгo oбразoвания в кoнце 70-х гoдoв за непoлных 15 лет свoегo твoрчества стал автoрoм бoлее 200 масoк, прoславивших егo. Он изучил лучшие образцы мирового искусства, традиционной культуры Востока, достижения современных художников, чтoбы сoздавать свoи маски. На негo oказали влияние и егo современники — ярчайшие личнoсти алматинскoй худoжественнoй мысли И.Я. Иткинд, А. Кастеев, А.М. Черкасский, С.М. Калмыков. А я сразу стал нахoдить свoи скульптуры и маски в самoй прирoде. Она их безукoризненнo сoздает или пoказывает. Вы же видели мoегo «Запoрoжца»! В егo oбразе бoльшую рoль сыграла прирoда, а я тoлькo вoвремя заметил и дoшлифoвал. Нo никoгда никтo из нас не сделает ничегo лучше, чем этo пoлучается у Вселеннoй», — об этом рассказал при нашей первой встрече скульптор.
Множество массивных масок создает Фархад Камалов и в настоящее время, и часть из них войдет в каталог, который скульптор мечтает издать в лучшем качестве. Сейчас он ищет возможность для этого. Каталог готов к печати полностью. Он с прекрасными фотографиями и текстом от замечательного искусствоведа Камиллы Витальевны Ли.
Фархад готовится к своему юбилею и выставке, много работает, не берет заказов, так как считает, что они могут отвлекать от творческого процесса. Он высаживает красивые растения и ухаживает за ними, поддерживает свою физическую форму, и вообще трудно вообразить, что такому юному человеку скоро исполнится 80.
— Единственный мой недостаток — уединение. Я варюсь в своей кухне, чтобы не отвлекаться от процесса искусства, — делится Фархад. А на прощание машет нам рукой, шутит и снова ждет в гости к накрытому от души дастархану и открытой настежь душе.