Рыбы, птицы и небо Султана Иляева

Ангелы и хранительницы очага — вечные символы в новой выставке живописца

В одном из алматинских артпространств открылась выставка художественных работ Султана Иляева. Можно сказать, что это одна из нескольких презентаций творчества, приуроченная к 70-летию автора.

Ангелы и хранительницы очага — вечные символы в новой выставке живописца

В 2018-м казахстанское издательство Meloman Publishing небольшим тиражом в 500 экземпляров издало серию ежедневников с репродукциями картин известного художника Султана Иляева. Текст составлен автором этой заметки. В нем приводятся и слова самого художника: «Я с детства рисовал, и символы всегда были свойственны моему творчеству, но у меня есть основные — рыбы, птицы и небо. Я хочу, чтобы мои работы вызывали положительные эмоции у людей. Это большая честь для меня. Радостно, если могу своим искусством приносить пользу родному городу, стране».

Родной город для Султана Иляева — Шымкент. Здесь он родился в 1954 году в семье знаменитого казахстанского художника Гани Иляева — личности, чья жизнь была полностью посвящена поиску, собиранию, исследованию, воссозданию и рисунку всех видов традиционного казахского орнамента. Художник пошел по стопам отца, однако создает он собственные «орнаменты» — преобразует древнейшие символы в современные знаки и искусство.

Султан Иляев в 1977 году окончил художественно-графический факультет Шымкентского педагогического института. В 1981 году он был принят в члены Союза художников СССР. В 1991 — 1995 годах возглавлял Союз художников Южно-Казахстанской (ныне Туркестанской) области, а с 2010-го вновь руководит им. Султан Иляев являлся главным художником города Шымкента, заместителем начальника управления дизайна акима города, с 1998 года вошел в состав Союза дизайнеров РК. Имеет высокие звания — QР МRдениет Sайраткері, заслуженный деятель РК, деятель культуры страны, награжден медалью акима ЮКО «ОблысSа сіUірген еUбегі Vшін», является кавалером ордена «QWрмет» Республики Казахстан.

В своей новой экспозиции в одном из торгово-развлекательных центров культурной столицы Казахстана художник показал ряд колоритных художественных работ, повествующих о самых главных символах жизни. Если посмотреть на его полотна, то практически на каждом из них можно заметить если и не полноценное изображение рыб и ангелов, крыльев, птиц и облаков, то их очертания, и, конечно, женщину, которая будет находиться в центре холста как сердце домашнего очага, поддержания в нем гармонии и тепла.

В настоящей выставке представлено произведение Иляева «Летний день». На картине не только апашка, чья одежда рисунком напоминает казахское корпеше — цветное одеяльце из разноцветных лоскутков, но и уютные маленькие домики и юрточки в степи. Над женщиной парит большая птица, или ангел-хранитель, а рядом с ней, сидящей на родной земле, растет цветок, листочки которого завиты в казахский орнамент. В работе «Серебряный ангел» также можно рассмотреть, если быть внимательным, множество символов. Здесь и конь — быстрый, как степной ветер, и бык, и снова рыбы, и, конечно, человек как часть природы. Другая работа, выполненная маслом, под названием «Сон» говорит нам о правильной структуре юрты — как архитектурного шедевра, так и жилого пространства, в котором все устремлено и соединено с космосом и жизнью человека на Земле и во всей Вселенной. А такая работа-размышление, как «Аквариум», — тоже аллюзия, тоже символ жизни человека в его слиянии с бесконечностью мироздания. Эта работа художника — рыба рыб в данной экспозиции, или рыба — дом, рыба — планета Земля, где внутри одной пестрой представительницы водной стихии есть все: и домики, и другие рыбки, и степи, и горы, и реки, и озера, и моря. И под такой космической летающей рыбой находятся дома, а может, наоборот, над домами проплывает рыбка. Если в христианстве рыба связана с греческим словом ΙΧΘΥΣ («ихтис»), представляющим аббревиатуру слов «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель», в других религиях и народных сказаниях рыбу также наделяют мудростью, считают прародительницей всего живого на Земле. Она же — вода учений, главный атрибут богини Афродиты. Если все соединить, то смысл будет заключаться в значении — где рыба, там и вода, где вода, там и жизнь. Именно об этом говорит нам в своих работах автор.

И можно было бы добавить к описанию творчества Султана Иляева его приверженность эстетике и всем компонентам декоративно-прикладного искусства Казахстана, что будет верным, но также стоит вспомнить, что он не только сын своего талантливого отца, но и человек, чья художественная судьба формировалась в окружении таких личностей, как Сакен Сейфуллин, Беймбет Майлин, Турар Рыскулов, Ильяс Жансугуров, Мухтар Ауэзов, а также других известных деятелей культуры, науки Казахстана. Есть в архиве Иляевых и документальная фотография, на которой пятилетний мальчик Султан Иляев сидит на коленях Абылхана Кастеева. Генетика и воспитание — великие составляющие каждого достойного человека. Султану Ганиевичу Иляеву в этом очень повезло. Повезло и нам как ценителям искусства.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру