То ли люди, то ли куклы

Это не игрушки, а носители исторических и эстетических традиций

Центральный государственный музей Республики Казахстан совместно с творческим союзом кукольников Казахстана Asia Doll представляет выставку авторских кукол и медведей Тедди.

Это не игрушки, а носители исторических и эстетических традиций

Со строчки известного хита Андрея Макаревича захотелось начать повествование о данной выставке. На ней мы видим не кем-то ведомых марионеток, а такие произведения высокого мастерства и искусства, которые заставляют задуматься: куклы ли вообще предстали перед нами. Точная архитектура построения их корпусов, детальная проработка сухожилий на руках, выражений лиц и характеров — все это профессионализм авторов, работающих над созданием кукольных образов.

— Это пятая выставка кукол от авторов нашего сообщества. Экспозиция несет большую смысловую нагрузку: у нас есть долгосрочный проект о ценностях Великого Шелкового пути, — поясняет Татьяна Семенова, организатор выставки и руководитель творческого союза кукольников Казахстана Asia Doll. — Многие люди за рубежом имеют скудное представление об истории Шелкового пути, но на его пространстве, особенно в Центральной Азии, было много интересной ткани, фактуры, камня, металлов, а казахский народ испокон веков хорошо и красиво одевался. И мы можем в миниатюре показать, насколько богат национальный костюм с натуральными мехами, шелками, отделкой, ювелирными аксессуарами. Мастера трудятся не один месяц над созданием характера и истории каждой куклы. Таких кукол покупают в частные коллекции, и уже во многих странах мира принято говорить, что это не куклы, а скульптуры или малые архитектурные формы, так как в их создание вложено много работы. Это не игровые куклы, а статичные, несущие функции эстетики, интерьера, истории и своей философии.

Участниками выставки в этом году стало более 50 мастеров из разных городов Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, России и Беларуси. Они представили свои проекты, выполненные в различных техниках: авторские куклы из полимерной глины, текстильные куклы, куклы из войлока. Чтобы показать тему золотого века Великого Шелкового пути, мастера потрудились над созданием большой коллекции, состоящей из персонажей сказок народов, через чьи земли пролегала историческая торговая дорога, образов исторических героев и кукол в этнических костюмах.

Все работы эксклюзивные, выполненные в единственном экземпляре. Всего в экспозиции выставки около ста объектов, в которые вложены талант, душа и время.

— Сначала наши авторы придумывают героя, затем рисуют эскиз, потом подбирают необходимый материал и уже после этого создают образ. Но бывает, что работа не идет и все из рук валится, тогда уходит несколько месяцев на то, чтобы, наконец, миру явилась новая кукла, — делится Татьяна Семенова. — Только профессионалам удается вдохнуть в куклу жизнь и создать ее невероятно похожей на человека или животное. Конечно, присутствие такой куклы может быть ощутимым, кого-то даже пугать. Но это нормально. Люди же, которые коллекционируют кукол, восхищаются ими, как правило, видят только эстетическую и смысловую составляющие. Могу сказать, что сегодня на Казахстан обратили внимание западные коллекционеры, которым нравится, как наши мастера умеют работать с яркими красками, образами, этническим материалом, использовать антиквариат. Восточный колорит, цветовая палитра и богатая фактура выделяют наших мастеров среди всех остальных. И когда казахи, а это все представители нашей страны из числа кукольников, приезжают куда-либо, в ту же «Москву-Сити», пространство меняется и оживает.

Впрочем, вы сами можете в этом убедиться, если посмотрите на лица и образы кукол Татьяны Фисенко, Ирины Итахуновой, других мастеров. К примеру, кукла в образе девушки — реки Сырдарьи несет в своей многослойной одежде малахитовый колорит бурлящей воды, а кукла, названная «Умай. Млечный путь», показывает тенгрианскую волшебницу матерью-Землей с младенцем в руках. С каждой куклой рождается своя история. В этом плане всегда любопытны куклы-сюжеты Ольги Феденевой. Она умеет создавать такие сцены, в которых считываются человеческие ценности. Ее работа «Своя ноша» — это семья, где мужчина несет на себе через реку жену, ребенка, домашний скарб в узле, на котором примостились собака и кот, табуретка и чайник.

— Я создала этот сюжет по мотивам работы художника Сергея Меренкова «Паром», — рассказывает Ольга Феденева. — Списалась с автором и получила разрешение на свою работу. Сейчас такие смутные и скользкие времена, и важно, чтобы каждому человеку было на что опереться, на свое нерушимое, на то, что не исчезнет, не разрушится. Всегда рядом должны быть люди, которым доверяешь как себе, и душевное тепло. Куда бы мы ни уходили, мы не бросаем самое ценное: и своих близких, и кота, и собаку — все берем с собой. Животные — это члены семьи. Они мало живут, но дают нам много радости. А стул или табуретка, если сделаны своими руками, — это не просто вещи, а память о своем роде, о тех, кто вложил в них свою живую энергию, душу. Они греют не только воспоминаниями, но и любовью.

Также Ольга рассказала о работе «Без названия», где печальный мужчина прижимает к груди картонку в виде креста с едва уловимым на нем силуэтом женщины.

— Я боялась ее показывать — вдруг подумают о какой-то пошлости. Все можно рассказать куклами. Когда родной человек ушел из жизни, нам не хватает его тепла, тактильности. Говорят, что люди остаются жить в сердце, но этого очень мало.

Такие волнующие грустные размышления и радостные эмоции дарят куклы. Всех персонажей выставки от Asia Doll можно увидеть до 18 ноября 2024 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру