«Сокровища» русалки. Страшные сказки нашей реальности

В «Доме 36» открылась коллективная выставка «Течение жизни: вода и ее цена». Художники, представляя работы, делятся со зрителем своими исследованиями проблем загрязнения и сохранения воды в Центральной Азии, рассуждают о взаимоотношениях человека с водой, ставят вопрос о возможном кризисе и способах очищения и восстановления водного бассейна.

«Сокровища» русалки. Страшные сказки нашей реальности

Двухэтажный дом с садом, расположенный по адресу: Алматы, улица Барибаева, 36, известный в городе как бывшее консульство Узбекистана, а ныне ставший популярным арт-пространством, превратился в эти дни в настоящий театр, где на «сцене» происходит нечто, способное воздействовать на сознание человека через визуальные предметы и образы. Каждая точка «Дома 36» — входная группа, основной большой зал, все комнаты, коридоры и лестничные проемы — «декорирована» сегодня произведениями искусства. Масштабный независимый художественный проект предлагает поразмышлять на тему воды, ее значения для жизни человека и всей планеты.

Молодые художницы, а все работы представлены девушками, демонстрируют, насколько осознанно они мыслят. Всматриваясь в каждое произведение, невольно задумываешься и понимаешь, что будущее нашей страны и всей планеты перейдет в управление к умным, думающим, ответственным и добрым поколениям.

К примеру, художницы Интизор Отаниезова и Анастасия Коновалова в своем проекте «Сказка» вспоминают об арыках Алматы с грустью и сожалением, говоря о том, что их наличие в городе сегодня уже можно считать сказкой.

«Раньше арыки проходили через весь город, вода в них бурлила и бежала без препятствий. Люди активно пользовались ими: стирали в них, мыли ноги и так далее. Раньше люди могли сказать, что в арыках живут русалки, чуть позже, что по ним плавают яблоки, упавшие с деревьев, а сейчас мы замечаем лишь мусор в них. Теперь мы падаем в них, они затапливают нас во время ливней, и, как бы ни хотелось ностальгировать об арыках, стоит признать, что нам нужны более современные ливневая и поливная системы. Возможно, скоро об арыках мы будем рассказывать друг другу лишь в сказках», — говорят они о своей работе.

Анастасия Коновалова также представила инсталляцию, посвященную водным проблемам Центральной Азии. Ее работа — серия фотографий водоемов, как действующих, так и находящихся на грани исчезновения или почти высохших. Уникальность этих фотоснимков состоит в том, что все они сшиты в единый ковер, выполненный в стиле казахского лоскутного шитья курак, где каждое звено, каждый фрагмент важны, сцепляя все полотно в единую композицию.

— Водные ресурсы Центральной Азии умирают на глазах. Если мы не обратим на это внимание сейчас, то итоги для экосистемы всей планеты будут катастрофическими. Моя работа — призыв к осознанию того, что баланс между разрушением и созиданием находится в наших руках, — говорит девушка.

Айдана Русланова в своем проекте «Доброе утро» показывает зрителю умывальники без водопровода, которые раньше можно было увидеть в домах, не имеющих благ цивилизации. Художница ставит вопрос о том, что мы можем столкнуться с такой же проблемой в скором будущем, если не будем относиться к водным ресурсам с заботой.

— Моей бабушке, которая жила в 20 километрах от Бишкека, по утрам нужно было идти за водой к ближайшей колонке и набирать ее во множество фляг. Это было частью жизни. В летнюю жару дедушка никогда не позволял пить холодную воду — только кипяток, чтобы не подхватить паразитов. Это было важным правилом безопасности, несмотря на зной и желание выпить что-то прохладное, — вспоминает о своем детстве художница. Она призывает посмотреть на воду как на драгоценный ресурс жизни, так как нехватка воды остается актуальной для многих жителей нашей планеты.

Известная казахстанская художница Сауле Сулейменова вспоминает об идее возникновения своего проекта для этой выставки:

— Когда в 2022 году меня пригласили провести мастер-класс по целлофановой живописи для молодых лидеров Центральной Азии, я подумала, что было бы здорово поговорить о воде — общей проблеме нашего региона. Тогда, летом 2022 года, в том первом мастер-классе про воду участвовали 50 человек. Следующий мастер-класс был проведен в Атырау в рамках инициативы Tabiğat Labs в сентябре 2023 года. В нем участвовали 29 человек разного возраста, от 4 до 84 лет, и разного бэкграунда — от художников до водителей. В октябре того же года я участвовала в выставке Kuzeu. Displaced Identity в Германии, где тоже провела мастер-класс Plastic Su. И, наконец, последний мастер-класс прошел недавно, 19 октября 2024 года, в Бишкеке в рамках конференции и выставки «Караван по дорогам памяти». Таким образом, сегодня общее количество всех визуальных воплощений воды с помощью пластиковых пакетов ровно 120! Три страны, четыре города и 120 пластиковых работ. Все работы остались со своими авторами, я только фотографировала получившиеся панно, которые затем соединила в коллаж.

Изюминкой выставки в «Доме 36» стал, конечно же, перформанс Маши Гольм, актрисы театра-студии «Дом Q». Маша, воплотившись в русалку наших дней, показала, как ей живется среди отходов человеческой «цивилизации». В качестве «сокровищ» русалки она представила мусор, которым загрязнены озера и моря планеты, а это столетиями неразлагающиеся бутылки, жестяные банки, пластик, целлофан и бензин, в несмываемый цвет которого окрашена сама русалка.

«Сокровища русалки» — это живая инсталляция, погружающая зрителей в пугающую реальность, где мифологическое существо стало заложником современного мира.

— Русалка, лишенная природной красоты, вынуждена носить украшения из мусора — пластиковых бутылок, банок, собранных всего лишь с двух дворов одного района нашего города. Это не далекие следы глобальных экологических катастроф, а загрязнение, которое в каждом городе буквально под ногами, — комментирует свою работу девушка. — Создание этого образа стало для меня личным опытом осознания, насколько глубоко загрязнение проникло в нашу жизнь. Во время подготовки инсталляции я испытала неожиданное отвращение, когда дождь размыл мусор, который я препарировала для инсталляции. Это было реальное физическое отторжение, хотя я никогда не считала себя брезгливым человеком. Этот момент стал своеобразным флешбэком — я вспомнила, как в детстве наблюдала за птицами, купающимися в лужах с бензиновыми разводами и мусором, как будто для них это привычная среда. Это ощущение пронизало мою работу. «Сокровища русалки» — больше чем просто инсталляция. Это живая сцена, где русалка существует в токсичной воде, ее «сокровища» — это следы безразличия и загрязнения, которые стали частью ее тела.

В экспозиции есть и другие впечатляющие «кричащие» работы, заставляющие пересмотреть свое отношение не только к воде, но и в целом к экологии сознания. Выставка продлится до 10 ноября. Приходите за впечатлениями и размышлениями.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру