«Имаджинариум» — это название популярной настольной игры, в которой участники придумывают ассоциации к необычным изображениям. На вопрос о связи с игрой Наталья ответила: «Нет, я даже не знаю об этой игре. Возможно, идея навеяна фильмом «Воображариум доктора Парнаса». У меня много фантазийных работ с вымышленными существами, но в итоге каждый видит в моих картинах что-то свое».
— Два года назад в Алматы прошла ваша выставка «Осколки». Представленные работы созданы после нее?
— Я живу в Алматы уже пять лет, и это моя третья персональная выставка в городе. Выставка «Осколки» была посвящена антивоенной тематике, тогда как на текущей выставке представлены работы различных направлений, включая те, что были созданы как во время пандемии, так и до нее.
— Как называется техника, которую вы используете при создании картин?
— Большинство моих работ выполнено в технике коллажа, которую я разработала самостоятельно. Я использую инженерную кальку, на которую наношу акриловыми красками различные узоры и фигуры в свободной интуитивной манере, без конкретного замысла. Этот процесс позволяет подсознанию проявить себя. Затем я разрываю и разрезаю кальку на фрагменты, которые приклеиваю на холст, создавая из них композицию. В завершение добавляю детали, дорисовывая акрилом, а затем завершаю работу масляными красками.
— Многие ваши картины крупные по размеру. Вам нравится работать с большими форматами?
— Очень. Возможно, я компенсирую свою небольшую комплекцию (смеется). Транспортировать их, конечно, непросто. Нужна «Газель», да и отправить работы за границу сложно.
— На ваших картинах часто изображены цветы, растения, птицы, рыбы. Они несут символическое значение?
— Рыбы — древний символ, встречающийся в христианстве и других культурах. Я родилась 28 февраля, и мой знак зодиака — Рыбы. Возможно, это тоже сыграло роль. У меня есть полиптих «Круговорот жизни» — пять картин, объединенных общим сюжетом и цветом, на которых изображены рыбы, птицы, животные и растения.
— Кажется, что, изображая птиц, вы ищете «птицу счастья»...
— Возможно, вы имеете в виду картины с фазанами, написанными более реалистично, чем другие. Весной, вскоре после приезда в Казахстан, я встретила их в предгорьях. Это было необычное зрелище, которое я решила запечатлеть. Меня также вдохновила весенняя природа, окружавшая фазанов.
— Пять работ перекочевали с выставки «Осколки». На них изображены голуби мира. Это символизм?
— Например, разноцветный голубь символизирует силу и способность защищаться, показывая, что эта птица не всегда должна быть просто мирным символом. На другой картине голубь вылетает из яркого пространства в темноту, оставляя за собой цветной шлейф, словно раздвигая мрак и неся свет жизни. Многие посетители отмечали, что это произведение обладает гипнотическим эффектом и может использоваться в арт-терапии.
— Интерес вызывает картина Good bye, fashion. На ней изображены фигуры, одна из которых напоминает Фриду Кало. Это так?
— Нет, это не Фрида. Картина была написана во время пандемии, когда мы все много времени проводили дома. Мне захотелось создать что-то гламурное, яркое и выходящее за рамки повседневности. Некоторые зрители сравнили ее с вечерней улицей, наполненной атмосферой праздника.
— Вам когда-либо заказывали портреты?
— Я не работаю в жанре портрета. Написала несколько портретов своих близких, которые не выставляю, и автопортрет, где изображена я в разные годы. Он представлен на выставке.
— Как бы вы описали свой стиль?
— Фигуративный экспрессионизм.
— Как долго вы работаете над одной картиной?
— Этот вопрос задают довольно часто. Я обычно работаю над несколькими картинами одновременно. Время, затраченное на создание, не всегда определяет ценность произведения. Крупные полотна требуют больше времени и длительного высыхания, но иногда спонтанные и быстро созданные работы могут оказаться более выразительными.
— Вы также занимаетесь лепкой. Как началось ваше увлечение глиной?
— С осени прошлого года я увлеклась лепкой, пройдя несколько мастер-классов в студии Art Time. Затем начала работать с глиной дома, воплощая свои идеи самостоятельно.
— Несмотря на отсутствие академического художественного образования, вы участвуете в выставках. Как вы пришли в мир искусства?
— С детства я обожала рисовать и уже в пять лет твердо заявила родителям, что это мое призвание. Постоянно занималась творчеством. Однако работа в банковской сфере со временем отодвинула рисование на второй план. Лишь после переезда в Киев я смогла вернуться к своему увлечению и посвятить ему больше времени.
— На открытии выставки выступали артисты. Как это было организовано?
— Галерея организовала это замечательное открытие буквально на одном дыхании. Все прошло удивительно быстро, словно попутный ветер нам помогал. На мероприятии выступали Тимур Иманджанов, чья фамилия даже перекликается с названием выставки, и группа «Тенгри». Я очень благодарна Карине Сарсеновой за возможность выставиться в этом прекрасном пространстве, за теплые слова в мой адрес и за создание такой праздничной атмосферы.
— Вам интересны работы казахстанских художников?
— Да, я часто бываю в Музее имени А. Кастеева, где представлены работы казахстанских художников советского периода. Особенно меня впечатлил Сергей Калмыков, художник-авангардист. Я также слежу за творчеством современных художников Алматы и даже знакома с некоторыми из них. Мне нравятся работы Сергея Ноды, Жанар Ерланкызы, Акмарал Абулхаир, Эдуарда Казаряна, Сауле Сулейменовой, Елены Григорян и многих других.