Встреча интеллектуалов в Алматы

Уникальный лекторий в Caspian University

На базе Caspian University с 17 по 21 сентября впервые в Алматы состоялся обширный лекторий идей по теме «Интеллектуальная история казахстанского общества второй половины ХХ века».

Уникальный лекторий в Caspian University

Великие идеи дня настоящего

Инициаторами события стал Международный центр сближения культур под эгидой ЮНЕСКО, возглавляемый Олжасом Омаровичем Сулейменовым, при спонсорской поддержке Арманжана Байтасова в партнерстве с Tan Media Group, Caspian University и Halyk Finance. Мероприятие прошло в рамках практической реализации идей Международного десятилетия сближения культур и в поддержку устремлений ЮНЕСКО по строительству обществ знаний.

Основной целью цикла лекций стало осмысление интеллектуального наследия и опыта обретения исторической субъектности казахстанской интеллигенцией второй половины ХХ века через диалог и сближение культур.

У основания лектория, как и у многих наиболее значимых начинаний в культурной и общественной жизни Казахстана последних 60 лет, стоит Олжас Сулейменов. Неслучайно, посетив Всемирные игры кочевников, проводившиеся в этом году в Астане, генеральный секретарь ТЮРКСОЙ Султан Раев сказал: «Сегодня у тюрков есть два символа. Один из них — наша юрта, другой — Олжас Сулейменов».

— В жизнетворчестве Олжаса Омаровича переплетаются автобиографическое и историческое, выхватывая читателей из повседневности в пространство возвышающейся истории, — сказал на открытии лектория Игорь Крупко, один из главных организаторов события, заместитель директора Международного центра сближения культур под эгидой ЮНЕСКО, доктор философии. — Олжас Сулейменов уникален и тем, что он единственный из поэтов создал свою теорию языкознания, превратив поэзию в археологию знака и слова, а затем — в этимологию знаний. Он — автор века, разгадавший интеллектуальную биографию человечества.

Сегодня, когда историю творят герои нелитературного времени, он вновь нашел в себе силы начать с начала, погружаясь в процесс восстановления и обретения знаний. Знаний о том, что такое культура и какой путь проделало человечество на своих маршрутах в будущее.

Новое открытие Олжаса Сулейменова

Сам Олжас Омарович Сулейменов, известный казахстанский общественный деятель, дипломат, поэт, философ и гражданин, выступил в лектории с приветственной речью и новой лекцией, в которой детально изложил важные открытия в истории мира. Он поделился со слушателями своим открытием этимологии имени древнеегипетского бога Осириса. К слову, об этом специально готовится развернутая статья Олжаса Сулейменова для нашего издания.

Выступление Олжаса Омаровича можно посмотреть в записи на канале YouTube.

Его выступление по теме «1001 слово», или Лекция о процессе восстановления исторических знаний о казахах, открытиях археологии знака и слова и культурном наследии Первого знака Человека разумного», сразу же придало мероприятию статус значимого республиканского и даже мирового события.

Олжас Омарович сказал следующее: «Тема «Тюрки в Древнем Египте» до сих пор вызывает молчание в академических кабинетах. Поэтому мы воспользовались возможностью выступить перед широкой аудиторией лектория, созданного под эгидой нашего Центра сближения культур, чтобы озвучить удивительное открытие имени главного бога и фараона Древнего Египта Осириса. К этим открытиям я приблизился за 60 лет занятий археологией знака и слова».

Олжас Омарович дал свои «расшифровки» понятия Osiris. Мы приведем лишь их краткое описание: «Бог растений Osiris. Тюрко-кипчакские диалекты отчетливо проявили себя в древнеегипетском. Прежде всего они помогают разобраться в происхождении имени бога растений — Osiris. Он и главный фараон, и отец бога солнца Гора (Gör).

Знак Осириса — Ψ. Этого бога изображали лежащим на спине, а через его тело прорастали прямые длинные ростки, воплощая его божественную функцию.

Этот знак только тюрки называли ös’ — ос («расти»). От него — ösir (осір) — «взращивай», ösiris (осіріс) — «взращивание» (каз.). Имя Osiris на древнеегипетском и означало «взращивание», как говорилось в Древней Греции.

Иероглиф Ψ — ös’ был знаком и славянам. Общее название сложного знака они присвоили детали — вертикальной черте, проходившей посередине. И ее название стало словом «ось», обозначающим именно это понятие, выраженное знаком. Но и прежнее, тюркское, значение «расти» осталось в славянских названиях быстрорастущих деревьев (осина, осьпа, осика) и растений (осока).

Можно ли опровергнуть эту этимологию? Наверное, можно, опираясь на утвержденный почти 100 лет назад в мировом языкознании возраст тюркского этноса и его языка — начальные века первого тысячелетия нашей эры. Тогда пусть египтологи предложат другую этимологию имени Бога растений! Но ее за века египтологии просто не появилось. Слово Osiris и вся картина его развития есть только в тюрко-кипчакском. И с этим фактом надо или доказательно бороться, или согласиться.

То, что предки вечных кочевников были когда-то земледельцами и поклонялись Богу растений, делает историю тюрков диалектически более сложной и живой.

Проходили тысячелетия, кочевья продолжались, и народы забыли о веках земледелия. А теперь археология знака и слова доказывает факт пребывания тюрков в Древнем Египте не как случайных гостей, но как активных участников исторического процесса во времена, относимые нами еще вчера к доистории».

Говоря об исторической роли казахстанской интеллигенции

В программе лектория выступили и другие именитые ученые и деятели культуры Казахстана — эксперты в области истории, литературы, востоковедения, китаеведения, философии и других гуманитарных наук.

Игорь Крупко стал автором кинолектория «История знака коровы», рассказывая об одноименном фильме, снятом в 1968 году режиссером Ю. Мингазитдиновым и оператором В. Осенниковым на студии «Казахфильм». Автором сценария этой киноленты является Олжас Сулейменов. Фильм дает глубинные пояснения символа, оберега, существа, созданного Всевышним.

На тему лекции «Интеллектуальная история китаеведения в Казахстане» рассуждала Клара Хафизова, доктор исторических наук, профессор. Ее выступление, подготовленное от Международного центра сближения культур, было посвящено научной школе китаеведения в РК, главных уроках китайской истории и интеллектуальных биографиях казахских историков в ХХ веке.

В один из вечеров лектория для слушателей был предложен просмотр архивного видеоальбома «Автор века», посвященного 88-летию Олжаса Сулейменова. В этом уникальном документальном материале Олжаса Омаровича можно видеть молодым, красивым и гордым, горячо выступающим перед публикой поэтом. Записи разных лет сложились в единую панораму портрета личности нашей эпохи, а стихи, прозвучавшие словно сегодня в реальности времени, потрясли молодых людей, пришедших на лекцию. Голос поэта звучал призывно, трогал самые потаенные струны души. «Пока честен, влетай в свое небо стрелой», — слышим мы его голос, когда он читает свое стихотворение «Красный гонец и черный гонец». Вечер стихов в Останкино, вечер поэзии в Париже — весь мир, даже если не понимал языка, чувствовал через харизматичную манеру выступлений, честность и характер автора каждое выступление Сулейменова. И аплодировал.

Игорь Крупко в этой части лектория выступил с темой, объединяющей основную концепцию состоявшегося проекта. В его исследовательской работе были раскрыты ранее засекреченные архивные документы, которые накопились в свое время вокруг дискуссий о книге «Аз и Я», и, собственно, говорил он об обретении казахстанской интеллигенцией исторической субъектности в диалоге с мировыми культурами в ХХ веке на примере жизнетворчества Олжаса Сулейменова. В следующем году со дня первого издания книги «Аз и Я» исполнится 50 лет.

С онлайн-лекцией «Ауэзовы. История идей» выступила Зифа-Алуа Ауэзова, кандидат философских наук, дочь известного казахстанского мыслителя, писателя и видного общественного деятеля Мурата Мухтаровича Ауэзова. Она делилась идейным наследием семьи Ауэзовых, ставшим достоянием всей республики. За ее словами последовал показ фильма «Слово о Мухтаре Ауэзове», снятого в 1977 году режиссером Эмиром Файком на «Казахфильме». Автором сценария этой киноленты также стал Олжас Сулейменов, всегда придающий огромное значение наследию семьи Ауэзовых в интеллектуальной и интеллигентной составляющей Казахстана. За кадрами мы слышим громоподобный голос Олжаса Сулейменова, чем усиливается фабула кинокартины.

Еще один фильм под названием «Мурат Ауэзов: странник осевого времени», созданный в соавторстве Бахытжаном Канапьяновым и Игорем Крупко, стал для многих слушателей лекций большим откровением, заставил задуматься о судьбе сына известного писателя, личности глубокой и неординарной, или, как говорил о многих своих друзьях и коллегах сам Мурат Мухтарович, пассионарной.

С речью на тему «Культурная и историческая роль движения «Невада-Семипалатинск» обратился к слушателям Валерий Жандаулетов, вице-президент Международного антиядерного движения «Невада-Семипалатинск», вице-президент Академии журналистики. Он же подготовил всех к просмотру нового фильма «Заман-ай: история одного гимна». Эта лента посвящена историческому подвигу казахстанского народа, который в борьбе за мир против ядерных испытаний объединил Олжас Сулейменов. Тридцать пять лет назад 28 февраля 1989 года им было создано Международное антиядерное движение «Невада - Семипалатинск», выступившего против испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне и во всем мире.

Благодаря деятельности движения «Невада-Семипалатинск» 19 октября 1989 года были остановлены испытания на Семипалатинском полигоне, а спустя почти два года Семипалатинский полигон был закрыт. Автором фильма является Игорь Крупко.

Также в один из вечеров лектория были показаны фрагменты фильма «Память земли», созданного в 1970 году, а со своей книгой «Экспедиция «Махамбет» познакомил слушателей Ринат Шаяхметов, исследователь истории.

Арманжан Байтасов, казахстанский бизнесмен и медиаменеджер, завершил пять вечеров встреч публичной дискуссией лекторов. В полемике поднималась тема будущего казахстанских элит в XXI веке, а итогом этого общения стал вывод об универсальности формулы «осознанной взаимозависимости», применимой не только к взаимодействию народов и стран, но и социальных групп в одном обществе: взаимодействие власти и общества, бизнеса и интеллигенции, литературы и науки.

Замечательно, что сами студенты Caspian University и других вузов Алматы принимали активное участие в обсуждении всех тем лекций, высказывая свою точку зрения и задавая грамотные вопросы. Проект лектория показал важность и необходимость своего существования. Остается надеяться, что эта инициатива будет расширена и продолжена.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру