«Эта выставка позволяет нам снова собирать наши народы»
Латиф Казбеков и его 111 разнообразных по технике исполнения и сюжетному наполнению акварельных, живописных, рельефных работ, рисунков тушью и иллюстраций прибыли в родной Алматы из СанктПетербурга. А Андрей Бисти из Москвы и его 40 поражающих воображение скульптур впервые оказались в культурной столице Казахстана. Латиф назвал свою часть выставки «Бумажные миры», и это действительно миры, в которые хочется углубляться взглядом и мыслью, изучать, запоминать, приобретать. Андрей Бисти выступил перед казахстанцами с темой «Железная ирония», представив свои скульптуры живыми, легкими, веселыми и полными не только содержания, но и истории, поскольку каждый элемент композиции — это раритетные боевые, трудовые, бытовые орудия наших предков из разных стран мира. Многие из них сохранились со времен X века. Каждый предмет наделен автором характерным обликом и создает образную суть оригинальной фантазии художника.
Когда перед открытием выставки удалось пообщаться с двумя художниками, то каждый из них признался, что берет идеи из собственного интеллекта, который всегда в процессе, всегда работает, из головы, которая постоянно прочитывает множество книг, и из каждодневного труда, когда, не покладая рук, свершается творческий процесс или даже подвиг во имя искусства.
Этот же момент подметили и братья Юрий и Дмитрий Саулиди — руководители организации по развитию искусства и культуры «Свободные художники», благодаря которым выставка состоялась и в Алматы после того, как была представлена в Санкт-Петербурге и Москве. Братья родом из Алматы. Как и Латиф Казбеков, бывают здесь часто волею своих желаний и нередко случая.
— Фанфары бы не гремели в СанктПетербурге и Москве, если бы мы несколько лет назад не приехали в Алматы на рыбалку с Латифом, — сказал на открытии выставки Юрий Саулиди. — К счастью, у нас есть поводы сюда ездить. А тогда на рыбалке за разговорами появилась цель организовать большую выставку.
Двух художников Латифа Казбекова и Андрея Бисти помимо дружбы, любви к природе и человечеству в целом объединяет огромное трудолюбие.
Латиф воспитывался в большой семье, родился в казахско-греческой деревне. Я — грек родом из Алматы, Андрей — мытищинский грек, и эта выставка позволяет нам снова собирать наши народы. Она и случилась вопреки всему, потому что неожиданно возникали проблемы с оформлением документов, но благодаря таким же хорошим людям, как Латиф и Андрей, нашлись другие добрые люди, и они приняли решение, чтобы мы смогли транспортировать работы вовремя. Самое главное для нас сегодня в такое сложное время, чтобы благодаря культуре вернуть все на свои места, обратить человечество к гуманным ценностям. И в этой экспозиции нет ни одной злой работы. Они все наполнены добром, знаниями и любовью.
«Нас так замечательно приняли»
Куратором выставки выступила искусствовед Виолетта Вологодская, сама получившая сильное впечатление от невероятного размаха и масштаба экспозиции. Она обращает внимание на то, какими разноплановыми способностями обладает Латиф. У него бумага собственного изготовления, и ему подвластны разные техники. А Андрею Бисти, по ее словам, присущи «свежесть мысли и неугомонность фантазии, которые на примере трехмерных металлических композиций сочетаются в одном человеке со способностью к упорному созидательному труду. Спокойная уверенная сила, воплощенная в кованом изделии, в сочетании с его стародавней полезной функцией придает фантазийным «металлическим метафорам» художника актуальную убедительность». Другим идейным вдохновителем состоявшейся выставки стала искусствовед Елизавета Ким. На самом деле практически весь коллектив Музея имени А. Кастеева включился в подготовку выставки, во всем помогая кураторам и ее организаторам. Об этом не мог умолчать Латиф Казбеков.
— Нас так замечательно приняли, столько людей участвовало во всех процессах создания экспозиции, была такая теплая атмосфера игры, — отметил Латиф Казбеков. — Все так легко проходило, и было какое-то согласие, какого, к примеру, в Москве я не почувствовал. Я там устал, а здесь ни с кем не приходилось спорить, никому ничего доказывать. Также выставка состоялась благодаря моим друзьям. Они стали настоящими профессионалами в организации выставок. Я даже боюсь, что они скоро картины писать начнут.
Про каждого почти поэтически
В этом году еще один друг Латифа Казбекова Константин Победин выпустил каталог его работ, названный «Острова смыслов в потоке времени», который начинается со слов Поля Валери: «Наилучшим является также произведение, которое дольше других хранит свою тайну. Долгое время люди даже не подозревают, что в нем заключена тайна».
А тайное ведь всегда становится явным. К примеру, мало кто из нас знал, что многие детские книги иллюстрировал Латиф Казбеков, того же «Маугли» Киплинга. А вот на этой выставке стали узнаваемыми многие ранее прочитанные любимые книги.
Лириком, философом и величайшим экспериментатором давно окрестили искусствоведы Латифа.
А родился наш герой в 1954 году в Казахстане, и, как выше было отмечено, в казахско-греческой деревне. Он рано потерял отца, и в семье на плечах матери остались десять сыновей. Женщина не потеряла силы духа и каждого сумела воспитать, в каждом распознать таланты. Латиф с раннего детства тянулся к творчеству и узнавал о нем из книг по искусству. Он лепил, рисовал, а в 16 лет поступил в Алма-Атинское художественное училище имени Гоголя. Его руководителем в этом учебном заведении стал известный художник Казахстана Борис Пак. По его совету Казбеков продолжил обучение в Ленинграде, где окончил в 1981 году Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в мастерской профессора Г.Д. Епифанова.
На счету Латифа Казбекова с тех пор оформление около сотни книг, участие в российских и зарубежных выставках книжной и станковой графики, акварели и живописи. Причем Латиф постоянно экспериментирует, что привело его к созданию авторской бумаги, которую он готовит с помощью специального пресса. Он является достоянием России, заслуженным художником РФ, членом Санкт-Петербургской академии современного искусства. Также он преподает в мастерской «Художник мультипликационного фильма» на факультете искусств Санкт-Петербургского государственного университета.
Работы Латифа бережно хранятся и выставляются в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее, Музее городской скульптуры, Всероссийском музее Пушкина, в Алматы в ГМИ РК имени А. Кастеева, в Бишкеке в Государственном музее изобразительных искусств, в Калининградской государственной художественной галерее, Астраханской государственной художественной галерее имени Б.М. Кустодиева, в Хабаровске и Китае и во многих других музеях и галереях мира.
Андрей Дмитриевич Бисти — единственный в своей авторской технике график, живописец, скульптор — родился в 1953 году в городе Мытищи Московской области в семье известного советского художника Дмитрия Спиридоновича Бисти. Воспитываясь в творческой семье, Андрей не мог избежать влияния искусства. Окончив в 1976 году Московский полиграфический институт, он сразу же стал активным участником не только московских и всероссийских, но и международных выставок. Среди престижных наград Андрей Бисти имеет медаль Юрия Гагарина, полученную от Федерации космонавтики СССР за оформление книги Я. Голованова «Дорога на космодром».
Работы Бисти находятся в Москве в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, в Санкт-Петербурге в Государственном Эрмитаже, в Севастополе в Художественной картинной галерее, а также в частных коллекциях России, США, Греции, Франции, Швейцарии, Японии, Кореи, Дании, Болгарии, Польши.
В его каталоге «Железная ирония», изданном для состоявшейся выставки, вы не найдете описания работ, зато, пролистав его, можно узнать, какие объекты послужили основой для создания сюжетных скульптур. Вот, к примеру, «Архангел Михаил» создан из циркуля XIX века, фрагмента сошницы и скобы. В «Цитате» использованы орало XVIII века и пешня XIX века, на создание «Горца» творца вдохновили вилы XIX века, а в «Молитве» можно узнать деревянную часть сохи XVII века. Есть у автора и находки, датируемые X веком. По его признанию, все эти «железяки» приходят к нему сами, просто примагничиваются по запросу Вселенной.
— Когда что-то находишь, из этого и рождаются идея, тема. Мои впечатления основаны на том ржавом железе, из которого я беру вдохновение, новые образы и новую реальность. Я стараюсь, чтобы возникли новый образ и новая реальность, — признается Андрей Бисти.
А еще он считает, что всегда надо работать, и только тогда возникает вдохновение. Впрочем, о том, насколько гениально мыслят и работают Латиф Казбеков и Андрей Бисти, может убедить сама выставка. Ни одна репродукция не передаст того ощущения настоящего ценного, каким оно является в реальности.