Вместо холста кошма

Оставляя на войлоке тени надежды

Выставки бывают разные, и, когда они поистине удивляют, это явление, заслуживающее особенного внимания. Более чем на 40 метров в длину по периметру всего пространства алматинской Aspan Gallery растянулась инсталляция из войлока, выполненная художницей Гульнур Мукажановой.

Оставляя на войлоке тени надежды

Персональная выставка под названием «Уміт шуагы» — «Тени надежды» представляет собой единую дорожку из одного 16-метрового полотна и добавленных к нему до 41 метра еще нескольких работ из войлока, соединенных одной горизонталью и яркой палитрой красок. Визуально кажется, что экспозиция собрана не из войлока, а из живописных произведений. Известно, что работа с войлоком трудоемкая, и, чтобы достичь качественного результата после его покраски, валяния, совмещения нужных цветовых, орнаментальных или композиционных решений, необходимо иметь не только талант, но еще терпение и большую любовь к натуральному материалу с характером.

Первоначально монументальное полотно длиной более 16 метров создавалось для креативного пространства Mill6CHAT в Гонконге, где и было показано в прошлом году. Далее в течение нескольких месяцев Гульнур Мукажанова «наращивала» основную идею своего проекта для масштабной инсталляции, чтобы привезти ее к себе на родину в Казахстан.

Дело в том, что Гульнур уже 15 лет живет в Берлине, бережно сохраняя свои корни и связи с Казахстаном.

— Находясь в Европе, я больше живу тем, что происходит здесь, — признается художница. — Такую инсталляцию я впервые представляю именно в Казахстане.

Гульнур Мукажанова родилась в Семипалатинске в 1984 году. Окончила факультет текстиля Казахской Национальной академии искусств имени Т. Жургенова. Из всех тканей и шерсти для нее ближе всего оказалась работа с традиционным для всей Центральной Азии войлоком.

«Обычно используемые в быту материалы в произведениях художницы становятся сложными инсталляциями или реквизитами для фото- и видео-проектов. В творчестве Мукажановой акцент смещается с самого материала на его перформативный аспект, запечатлевая переходное состояние. Родная страна художницы — Казахстан — также находится в промежуточном состоянии и часто является предметом исследования автора с точки зрений глобализации и политики идентичности. В результате произведения художницы обладают мощным физическим присутствием и позволяют ей делать громкие высказывания о глобальных проблемах на примере своей собственной страны», — пишет о ней сайт Aspan Gallery, презентующий сегодня нам творчество художницы.

В мировом пространстве современного искусства имя Гульнур Мукажановой известно, а такие ее проекты, как Bread & Roses, показанный в 2018 году в Берлине, Post Nomadic Mind, представленный в Лондоне, и другие инсталляции, отмеченные на международных биеннале, давно заявили о ней как о личности со своими индивидуальным почерком и узнаваемым стилем.

О том, как возникла идея создать инсталляцию «Тени надежды», рассказывает сама художница:

— Экспозицию, которую вы видите сегодня, я сделана в одном цельном пространстве. Это линия горизонта, которая раздроблена на части, а раздробление — это чаще всего конфликт, проблемы. В данном случае мне хотелось отразить в своем проекте состояние нашего казахстанского общества, которое наблюдается в настоящий момент. То есть моя работа могла бы быть единой, и она таковою смотрится. Но если внимательнее присмотреться, то в ней постепенно после 16 метров и далее нарастает накал, появляется другая цветовая палитра. Да, она объединена одним колоритным решением, но где-то в нее вкрадываются иные оттенки, а последняя работа и вовсе представлена с проявлением в ней черного цвета. В инсталляции много перспектив и направлений. Если говорить о создании, то самое длинное полотно из войлока было сделано мною в Гонконге во время арт-резиденции. Там инсталляция состояла из двух частей, где на одной висел войлок, а на другой — китайская ткань. Это был некий диалог культур — диалог как отражение друг друга и своего рода тень. Когда ты идешь мимо чего-то, за тобой всюду остается тень, твоя тень. Продолжение своей инсталляции я завершила в Казахстане, назвав работу «Тени надежды», потому что надежда всегда с нами. Она и в войлочных полотнах проявляется в яркой цветовой гамме, символизирующей чувства, эмоции. В одних фрагментах вы можете видеть их очень однородными, в других очень интенсивными. Мое личное эмоциональное состояние передается через руки, и мне кажется, что это считывает зритель, увидевший мои работы.

Также девушка рассказала, что, проживая в Германии, она не только чувствует свои корни, но постоянно стремится к новым встречам в Казахстане. Однако войлок легко находит и в Берлине, куда его привозят из разных стран, окрашивают натуральными красками, не имеющими химикатов. Транспортировка многокилометровых «холстов» Гульнур тоже не представляет для нее проблем, так как тонкий войлок легко складывается, как ткань, в рулоны, а затем на месте натягивается на багеты.

На вопрос о том, какие ассоциации вызывает у Гульнур войлок, она ответила:

— Работа с войлоком для меня прежде всего связь с корнями. Это наша история, тот материал, который связывает меня с Казахстаном и дает большой импульс творить.

А что получается из этого, можно поразмышлять самостоятельно. Инсталляция Гульнур Мукажановой будет находиться в Алматы до 22 сентября 2024 года. Вход в Aspan Gallery свободный.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру