Тайны бескрайней степи Казахстана — в музее Кастеева

Каждый уважающий себя музей имеет в своих фондах коллекцию национального декоративно-прикладного искусства. Это позволяет глубже понимать и изучать традиции страны, их истоки и развитие в настоящем времени.

Тайны бескрайней степи Казахстана — в музее Кастеева

Государственный музей искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева дорожит своими фондами. Часть коллекции представлена в постоянных экспозициях. А сегодня можно увидеть только что открывшуюся выставку «Душа традиций. Сокровища степей», в экспозиции которой собрано более 60 оригинальных исторических и современнных произведений декоративно-прикладного искусства Казахстана.

Кочевая культура номадов, которым необходимо было постоянно перемещаться из одной точки в другую, научила народы быть во всем функциональными и практичными. Переносная мебель, посуда, ковры, белье, одежда, украшения, оружие... Даже дома — юрты — можно было не только быстро разобрать и собрать, но и придать им особенный узнаваемый декоративный вид. Мастера и совсем юные ремесленники, мужчины и женщины, умели создавать настоящие произведения искусства, несущие не только функцию эстетического наслаждения, но и смысловую, сакральную, родовую, территориальную. К примеру, сегодня только искусствоведы могут понять, откуда привезен или где был найден определенный предмет быта номадов, а в прежние времена по материалу, из которого он изготовлен, по рисунку и орнаменту многие могли догадаться, откуда родом гость или недруг, и даже расшифровать по его одежде и снаряжению, с какой целью он пришел.

Так вот, экспозиция в музее Кастеева дает возможность разгадать тайны бескрайней степи Казахстана. Музей из фондов представляет редкие экспонаты, созданные ремесленниками и профессиональными художниками разных временных периодов. Что-то демонстрируется впервые. И ко всему хочется прикоснуться, чтобы ощутить руками теплый природный материал, из которого сделаны гобелены, ковры, посуда, серьги, седла, прочувствовать замысел мастеров, вложивших в каждый кувшин, музыкальный инструмент, тканый предмет не только талант, но и свою душу.

Декоративные произведения из войлока и ткани и ранее, и сегодня украшают пространства, в которых живут люди. На территории всей Центральной Азии этот элемент текстиля ручной работы всегда актуален и сохраняет в себе код древних традиций.

— Тканый ковер является высшим достижением материальной культуры кочевых и полукочевых народов Востока. В его орнаменте сохранились отголоски древних мифов, магические и религиозные представления людей, накопленный веками огромный запас изобразительных впечатлений об окружающем мире, — говорит куратор выставки Наталья Баженова, руководитель отдела декоративно-прикладного искусства Казахстана ГМИ РК имени А. Кастеева.

Среди казахских предметов быта, представленных ткаными и вышитыми коврами, наиболее популярными всегда были и сейчас являются напольные текеметы, которые мастера делают на основе белого войлока, вбивая в него цветные узоры; сырмаки, которыми также украшают и утепляют полы, — они узнаваемы по узорам белого и черного цветов; а также настенные ковры тус-киизы, которые не только декорируют пространство, но и являются своего рода оберегами каждого места проживания целых поколений, так как передаются по наследству.

К примеру, сегодня в музее Кастеева можно не только увидеть традиционные тус-киизы, но также познакомиться с историей их изготовления, заказав экскурсию с профессиональным гидом. История непростая и, к сожалению, сейчас многими подзабытая. Если обратить внимание, то все тус-киизы вышиты или набиты определенными орнаментами, растительными или зооморфными узорами, имеют П-образную форму и никогда не подшиты снизу. Дело в том, что это тоже символично. Такая незавершенная на первый взгляд форма позволяет людям несведущим думать, что работа над ковром не доведена до конца. Но здесь кроется главный смысл традиций. По неподшитым краям тус-кииза словно спускается в землю и уходит вся негативная энергия. Также это символизировало и продолжение начатого дела. Если бабушка или мама что-то не закончила, не успела сделать, это может завершить дочь. Никогда и нигде вы не встретите двух одинаковых казахских ковров. У каждого представителя декоративно-прикладного искусства свои почерк, стиль, знания, мастерство и душа.

Гобеленами и коврами на территории Казахстана во все времена занимались женщины, и кого-то может удивить, что есть у нас современный художник — мужчина, давно ставший знаменитым именно в изготовлении тканых панно и тус-киизов. Зейнелхан Мухамеджан, когда-то вернувшийся на свою историческую родину из Монголии, сегодня демонстрирует Казахстану и миру свое мастерство по созданию гобеленов. Он не только глубоко изучил это искусство, но и привнес в него новые направления. Член союзов художников Монголии и Казахстана делает свои работы эмоциональными, тематическими, изображая на них сцены кочевой жизни и самого человека. Его гобелены под названиями «Кочевники», «Шаман», «Дед и внук», «Сказание о кобызе» вошли в национальную и мировую историю. А сейчас в музее Кастеева можно полюбоваться огромным панно Зейнелхана Мухамеджана, названным им «Яблоневая палитра».

В самых сочных красках выполнены и произведения других мастеров и художников. Не хочется выходить из выставочного пространства, где знания и душа подпитываются яркой историей времен. Остается лишь удивляться усидчивости, изобретательности, талантам и фантазии мастеров, многие из которых никогда нигде не обучались, осваивая или создавая свое искусство самостоятельно.

Эта теплая выставка в ГМИ РК имени А. Кастеева продлится до 30 августа 2024 года. Однако постоянно действующие экспозиции для просмотра и знакомства с историей Казахстана открыты здесь всегда.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру