Немного об истории создания балета в Казахстане
Как известно, балет у нас в стране еще довольно молодой. Только при советской власти на его создание и развитие обратили внимание, хотя сам танец существовал в Казахстане издревле. Но искусства балета до начала 1930-х годов здесь не было, и только в 1935-м в Алма-Ате, прежней столице Казахской ССР, на основе музыкальной студии открылся Казахский музыкальный театр, который сегодня мы знаем как Казахский национальный театр оперы и балета имени Абая. В нем тогда появилось и балетное отделение. Развитию национального балетного искусства способствовала деятельность известного советского и казахстанского балетмейстера, педагога и танцовщика Александра Артемьевича Александрова, приехавшего в Алма-Ату из Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург). Именно он организовал балетное отделение хореографической школы. Работать начинал с советским и казахстанским композитором Евгением Георгиевичем Брусиловским, также приехавшим в Алма-Ату из России. Его ученицами стали такие прославленные артисты балета, как Шара Жиенкулова, Даурен Абиров, Магзун Манасов, Гульнахран Ахимбекова и многие другие. Опера «Кыз-Жибек», написанная Брусиловским и поставленная Александровым, стала эталоном совмещения танца и драмы. Эта опера до сих пор популярна и идет в Казахстане.
Появление в городе Куйбышевского передвижного театра оперы и балета и эвакуация в годы Великой Отечественной войны многих деятелей профессионального балета повлияли на дальнейшее развитие театра. Тогда здесь были поставлены многие балеты, в том числе на музыку Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро».
Многим известно, что в годы эвакуации на сцене театра выступала знаменитая балерина Галина Уланова. Затем уже после войны ученики первых балетмейстеров стали ставить собственные хореографические спектакли.
Искусство летописи
Что касается выставки картин «Казахский балет: 90 лет истории», открывшейся в Музее имени А. Кастеева, то она возникла как продолжение издательского проекта арт-альбома «89 лет казахскому балету», осуществленному под руководством Тогжан Молдалим, магистра музыкальной критики, докторанта Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, преподавателя Алматинского хореографического училища имени А. Селезнева. Проект осуществился при поддержке Qazaq Ballet Creative Lab и Фонда Нурсултана Назарбаева.
Цель такого культурного события организаторы определили как сохранение и популяризацию национальной музыкально-хореографической культуры посредством художественного и дизайнерского искусств.
Выставка любопытна тем, что представляет собой реконструкцию исторических и современных национальных спектаклей, которые были поставлены за 90-летний период существования профессионального хореографического искусства Казахстана.
Куратором экспозиции выступила Айгерим Копжурсин.
— Выставка состоит из авторских живописных картин, созданных на основе редких архивных фото, видео и текстов из музейных, театральных, частных архивов. Картины изображают сцены из национальных спектаклей за 90-летний период существования казахского оперно-балетного театра, — комментирует она. — Среди них спектакли Казахского национального театра оперы и балета имени Абая, Государственного академического театра танца Республики Казахстан, театра современного танца «Самрук», Танцевального театра сестер Габбасовых, Национального театра оперы и балета имени Куляш Байсеитовой, театра «Астана Балет», Государственного театра оперы и балета «Астана Опера». Представлены в экспонатах и спектакли Алматинского хореографического училища имени А. Селезнева и Казахского национального университета искусств.
Перед открытием выставки для гостей музея выступили артисты Казахского национального театра оперы и балета имени Абая и театра Булата Аюханова, а также музыканты из Казахской национальной консерватории имени Курмангазы.
Экспозиция небольшая, но предлагает поистине уникальные материалы, позволяющие увидеть и ощутить, как менялся балет, как достойно представлен сегодня за такой малый срок своего развития.
Выставку можно посмотреть до 7 июня 2024 года.