Что такое холивар?

Зачем театр БАТА предлагает зрителям «священную войну»?

Нетипичный спектакль-квест под названием «Холивар. Фронтовой концерт» с успехом дает алматинский независимый современный театр БАТА. О нем расходятся по городу слухи, попасть на него стремятся самые разные люди, в том числе и несовершеннолетние. Но допускаются только лица старше 18 лет. Интригующее название и содержание действа привели к нему и представителей нашей редакции.

Зачем театр БАТА предлагает зрителям «священную войну»?

Кипит наш разум возмущенный?

Начинается спектакль с вопроса к зрителям, знают ли они, что такое холивар. Ктото знает. Большинство — нет. И главный персонаж встречи, а также режиссер и актриса театра Вероника Насальская дает пояснение. Основной смысл сводится к тому, что английское выражение holy war — это «священная война», и означает она непрекращающийся спор, дискуссию в интернете, которая вышла за рациональные рамки и превратилась в бессмысленный конфликт.

Холивар как символ горячей вражды, острого столкновения непримиримых оппонентов, придерживающихся противоположных мнений и не желающих их менять. Это глобальное явление современной жизни, которое проще принимать как данность, а не рассматривать через призму хорошего и плохого.

После такого пояснения становится понятным экспериментальный формат спектакля, в который невольно вовлечен каждый зритель, даже своим противостоянием и молчанием, когда не желает идти на конфликт или начинать общение, но мысли у каждого начинают так кипеть в голове, что в зале становится невероятно жарко.

Трилогия для ума

Все три части спектакля созданы в совершенно разных жанрах. По сути, это даже три отдельных спектакля. Первая часть — интерактивный тренинг, вторая — европейский условный текстоцентричный и в то же время имеющий визуальные элементы театр, а третья часть — концерт для перезагрузки и удовольствия от качественной музыки. В музыкальной части зрители видят и слышат Веронику Насальскую, Нодара Машурова, Яна Томингаса, Станислава Насальского, Ирину Хольцман, Вячеслава Евстафьева, Юлию Шабайкину и Нургуль Алпысбаеву.

«Холивар. Фронтовой концерт» — это также три абсолютно разные игры со зрителем. Игры непредсказуемые, вскрывающие многие внутренние раны, обиды, конфликты, слабости и, наоборот, — открывающие спрятанные не развитые пока имеющиеся ресурсы и возможности.

Постановочную команду спектакля составили Вероника Насальская, Дмитрий Гомзяков, Александр Андрияшкин. Художником-постановщиком выступила Виолетта Богданова, художником анимации — Евгения Садомскова. Марсианские костюмы создали Тамара Саид и Всеволод Демидов. Почерк Севы можно узнать мгновенно. Такие головные уборы мог изобрести только его мозг и талант! Тоже марсианский.

А поскольку идея и тексты принадлежат Веронике Насальской и она же выступила в главной роли, став тем самым провокатором, поставившим перед собой цель показать, что все мы разные и имеем право на свое мнение, а также молчание, противостояние, то с ней мы и поговорили о сути необычного театрального проекта, точнее, внезапного квеста, в который попадает зритель и, заинтригованный, начинает участвовать в нем.

Вероника в образе Бога войны и планеты Марс оскорбляла, провоцировала, командовала, задавала ритм и тон игры-размышления. Это действительно было внезапно, любопытно, удивительно, иногда чрезмерно странно и восхитительно. На таком театральном проекте интересно наблюдать не только за актерами, но и зрителями, собственными эмоциями и мыслями. И не только во время действия, но и после него.

Марс, Маркс, Маск...

— Постановка этого спектакля тянулась долго. Около трех лет создавались драматургический материал, композиция, драматургический коллаж, — поясняет Вероника Насальская. — Менялись вокруг нас политические, социальные обстоятельства. Мы начинали подготовку спектакля еще в пандемию коронавируса, потом в Алматы грянул кантар, затем произошли события февраля в России и Украине. Все это вместе и по отдельности влияло на то, что сама мысль спектакля и сама форма спектакля сильно менялись. Из-за происходящих ситуаций и явлений нам пришлось выходить на внесистемный уровень. Но главной оставалась тема исследования природы конфликта всяческого — конфликта как войны; конфликта как противоборства мнений; конфликта как системы взаимоотношений в интернете; конфликта как энергии. В какой-то момент мы поняли, что нас интересует этот момент в контексте планеты Марс и главного персонажа спектакля Бога войны. Потому, если вычленять главную тему проекта, то это природа конфликта.

С одной стороны, конфликт — это хорошо, потому что это разные мнения и проявление индивидуальности, то есть в каком-то смысле конфликт — это созидательная вещь, но иногда в какой-то определенный момент он перерастает во что-то совсем несозидательное, а в тот самый холивар, когда конфликт из состояния нормы между разными мнениями переходит в стадию болезненной формы, когда начинаются взаимные оскорбления и уничтожение мнения другого человека. И вот во многом эта тема нас интересовала внутри спектакля.

Эксперимент со зрителями

На самом деле было действительно любопытно наблюдать за зрителями и их реакцией на разные провокации. А на выбор давались секунды, и выбор был небольшой. Ты или там, или здесь: или пьешь чай, или кофе, или идешь воевать, или нет, и так далее.

— Зрители, конечно же, проявляют себя совершенно по-разному в первой и третьей концертных частях, во второй же больше становятся наблюдателями. Иногда реакция бывает очень позитивной и включенной в игру. Иногда людям становится некомфортно, потому что спектакль провоцирует их на контакт с какими-то частями себя, на контакт со своими эмоциями, ощущениями, мировоззрением, мировоззрением других людей, — говорит уже о своих наблюдениях за зрителями Вероника Насальская. — Один раз на спектакль пришла молодая девушка, хотя у нас ограничение 18+, но она была с мамой, и ее мама очень попросила, чтобы дочь посмотрела действие. И эта девушка вызвалась на самый непростой интерактивный момент работы с пощечиной. И она принимала пощечину, и она давала пощечину.

Это был очень крутой фрагмент спектакля, так как далеко не каждый решается пойти на такую форму провокации. Иногда приходят зрители, которые владеют огромным объемом знаний и информации на какието темы. И когда в первом акте начинается взаимодействие по поводу планеты Марс, Карла Маркса, находятся те, кто выдает глубокие знания в интерактивном режиме. А есть зрители, которые ярко проявляют себя в концерте — танцуют, создают ритмические кружева внутри песен через аплодисменты, подпевание, какие-то звуки. В музыкальной части спектакля использован самый разнообразный материал, где есть и Дэвид Боуи, и Леонид Утесов, и японский джаз, и советская киноклассика, и Кейт Буш, и даже Агутин. Это коллаж из разных музыкальных фактур. Мы осознанно выбирали, как для яркого лоскутного одеяла, самые разноплановые хиты, чтобы пространство наполнилось и разновидностью музыкальных жанров, и открыло возможности для самовыражения зрителям.

И в то же время встречаются зрители, принципиально не включающиеся в игру, так как понимают, что за этим есть определенная в хорошем смысле провокация театра идти на контакт, проявление реакции. И такие зрители осознанно не позволяют манипулировать собой внутри спектакля.

Как не ввязаться в бессмысленный конфликт?

— Мне кажется, если мы будем сохранять внутренний фокус, связанный с принятием мнения других людей, разности других людей, возможности быть самому другим, мыслить и думать по-своему, то у нас будет все меньше и меньше причин, оснований и поводов ввязываться в холивар — эмоциональный, национальный, политический, любой, — считает Вероника. — То есть все упирается в ненасилие по отношению к другим людям, к принятию другой природы живых существ. Есть такое мнение, что санкционирована только та деятельность, которая несет благо всем живым существам. И мне кажется, что своя внутренняя работа с такими качествами, как зависть по отношению к другим людям, жадность, корысть, злоба, вожделение, гнев, тщеславие автоматически и постепенно дает нам возможность не ввязываться в холивар. Есть во второй части спектакля такой текст: «Повоюем лучше на внутренних фронтах! Враги не снаружи, враги внутри». То есть весь наш основной посыл об этом.

Кажется, в этих ответах основателя театра БАТА есть все ответы о смысловой нагрузке спектакля. Но искать их интереснее на самом спектакле самостоятельно. Следующий драматургический интригующий внимание квест «Холивар. Фронтовой концерт» запланирован на 4 июня.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру