Сейчас Аркаим получил большую популярность. Каждый год сюда помимо туристов приезжают поклонники чудес и эзотерики. Для них важно пройти на вершине горы по выложенным в виде спирали камням. Сначала они идут по этой спирали по часовой стрелке, при этом проговаривают, что они бы хотели из своей жизни отпустить. А потом идут против часовой и уже загадывают желания.
Аркаим был одновременно крепостью, коммуной, мастерской, общественным и религиозным центром. Созданный по единому плану, он четко ориентирован на точки восхода и захода Солнца и Луны. Археологи нашли здесь гончарные изделия и инструменты, формы для отливки изделий из металла, наковальни, наконечники стрел, лошадиные сбруи, водопровод и канализацию.
Александр Михайлович Кисленко, заместитель директора челябинского государственного музея-заповедника «Аркаим», — уроженец Казахстана, окончил исторический факультет Петропавловского педагогического института, проводил исследования на памятнике меднокаменного века «Поселение Ботай» в Северном Казахстане.
Видимо, поэтому на площадке музея «Аркаим» представлены ботайские жилища энеолита, которые Александр Михайлович возводил здесь своими руками, передавая опыт российским коллегам. Благодарные ученые говорят, что во многом благодаря его неутомимым стараниям и неугасающему оптимизму Аркаим в глухих челябинских степях получил асфальтированную дорогу, связь, доступ в интернет. Раскопки этого загадочного объекта начались 30 лет назад. Кисленко — старожил этого музея — начинал его строить, но Ботай ему также близок. Здесь же, на Аркаиме, Александр Михайлович создал и первую в истории южноуральской археологии действующую реконструкцию колесницы синташтинской культуры в натуральную величину. Из года в год он снаряжал в дорогу полевые отряды археологов. Если бы не эта поддержка, часть экспедиций точно бы не состоялась.
Как отмечает Александр Кислицын, круглогодичное наблюдение за реконструированным жилищем меднокаменного века позволило сделать важные выводы. Поскольку человек той эпохи во многом зависел от природы, он старался всецело слиться с окружающим миром, не нарушать естественных процессов. Поэтому округлая приземистая полуземлянка хорошо вписывалась в микрорельеф мелкосопочника, создавая минимальное сопротивление суровым степным ветрам. Полуземляночный тип построек в условиях многоснежной зимы позволял с максимальной рациональностью сохранять тепло внутри помещения. Постройки округлой формы были довольно широко распространены у народов в зонах жесткого климата. Вместе с тем жилище, по представлениям предков, отражало структуру мирового пространства, его единство.
Древние навыки и традиции сохраняются очень долго. Например, в эпоху кочевников многие племена строили гробницы для своих вождей по образу ботайского дома. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить реконструкцию кургана «Темир» в Аркаиме. Это точная копия родовой усыпальницы кочевников, воссозданная археологами в 1991 году по образцу кургана, найденного в Чесменском районе Челябинской области. И в наши дни на зимовках пастухов можно увидеть юрты, а в поселках — хозяйственные постройки, жилища пастухов с круглым основанием — шошолы, которые удивительно напоминают ботайские жилища.
— Душу свою я вложил в Ботай, начинал его раскопки с первого дня открытия этой древней культуры Виктором Зайбертом в 1980 году, — говорит Александр Михайлович. — Ботайские памятники, на мой взгляд, намного выразительнее, «разговорчивее» аркаимских. Ботай — это предыстория Аркаима. Если бы не было ботайских памятников, не было бы и аркаимских. Природная зона у нас одна. Оба объекта хорошо изучены и наглядно представляют наше прошлое. Памятники ботайской культуры часто встречаются и на территории Челябинской области, непосредственно на краю Аркаима. К примеру, приносят мне археологи древний горшочек, если бы не сказали, что он местный, я бы подумал, что кто-то его втихую с Ботая привез.
Как рассказывает Александр Кисленко, древняя история сильно интересует обычных людей — туристы приезжают и приезжают в Аркаим. Поскольку одно крыло ботайской культуры протянулось на Южный Урал, здесь не только реконструировали жилища по образцу ботайской культуры, но и улицу в поселке Аркаим назвали Ботайской. Теперь пришло время выпустить монографию на эту тему.
— Ботайские дома воспроизводят устройство космоса, — убежден Куаныш Шакшаков, директор государственного историко-культурного музея-заповедника «Ботай». — Округло-многоугольная форма дома, шаровое перекрытие имитируют небесный свод, в центре жилища располагается очаг с огнем — это, по представлениям древних, копия солнца. Днем лучи настоящего солнца проникают через круглое дымовое отверстие, ночью костер-очаг — искусственное солнце — освещает жилище. То есть светило ночью не умирает. Люди поддерживают его жизнь магическими действиями, и тьма победить не может. При этом дымовое отверстие играло мистическую роль воссоединения искусственного и живого солнц. Взаимопроникновение аркаимской и ботайской культур, по мнению ученых, требуют их совместного тщательного изучения.