«Божии глаз» и «необратимость успеха»

Художественная династия Аканаевых

В частной галерее Карины Сарсеновой Art Galaxy Alma-Ata открылась выставка двух ярких представителей династии художников Аканаевых — Бейсебека и Тимура, отца и сына. Два элегантных художника приоткрыли дверь в мир своего искусства. Назвав выставку «Искусство — не десерт», они тем самым призвали зрителя обратить внимание на «вкусовые» качества духовного мира человека. И у них это получилось.

Художественная династия Аканаевых

На древней арбе

Кто-то писал, что в семье Аканаевых рисуют, то есть пишут картины, все. Так и есть, потому что даже внуки двух самых старших представителей семьи — Амандоса и Бейсебека Аканаевых, если еще не знаменитые художники, то начинающие — точно.

Эта семья вызывает восхищение своим аристократизмом, высочайшим мастерством не только в сфере искусства, но и ораторства. Каждый из ее членов красив собою, приветлив, открыт, при этом умеет говорить на важные для всего человечества темы.

И разговор этот, конечно же, продолжается в творчестве. В этот раз Бейсебек и Тимур Аканаевы показали, насколько они созвучны друг другу тематически и стилистически. И при всей мудрой цельности выставки двух разных художников смотрится она легко, где-то даже игриво и весело.

Всевозможные букашки, улиточки, слоники, птички, верблюды, бабочки, закрученные в восточные стилистические мотивы и темы, внезапно переворачиваются или умещаются на колеса древней арбы, перемещаются с одного полотна на другое, образуя единый караван мыслеформ и настроений.

К примеру, многочисленная серия графики Бейсебека Аканаева под названием «Божий глаз» представляет собой некий лабиринт или ребус, который любопытно рассматривать, проходить и разгадывать. Лучше найти побольше времени для того, чтобы получить полноценное удовольствие от восприятия искусства, требующего усидчивости, концентрации внимания, умиротворенного созерцания жизни, и от тех мыслей, которые оно формирует у зрителя.

А божий глаз, действительно, прорисован и проявляется во всех графических работах, иногда несколько раз в каждой. Если, к примеру, красавец-павлин изображен мастером со своим глазом, то бодрый верблюд, который перевозит на себе практически весь мир номадов, имеет несколько пар глаз, и два из них смотрят на нас прямо изнутри самого древнего и сакрального тюркского музыкального инструмента кобыза. Кобыз часто кочует с одного графического изображения на другое, появляется он и в работах сына художника Тимура.

Смотреть на работы приятно не только глазу божьему, но и человеческому.

— Эта серия возникла смешно и интересно, — говорит Бейсебек Аканаев. — Получилось, что мои дети решили отдохнуть на Иссык-Куле, а я остался дома один, разве что с кошками и собаками. Что делать? Взял бумагу и начал писать. Когда дети вернулись, сын спросил, когда я успел сделать эти работы. Я ответил, что пока их не было. Два дня ушло на создание пяти-шести работ.

Он тогда спросил: «А пятьсот сможешь сделать?». Я ответил: «Ты с ума сошел, что ли!». Но потом стал вдумчиво создавать эту серию — идеи, мысли приходили сами, и в каждой работе какая-то деталь рождала новую. Одна из моих внучек любит лошадей, она занималась на ипподроме в цирке. Я возил ее на занятия, и пока она каталась, ждал ее и рисовал. Так появилась вся большая серия. А название такое, потому что божий глаз везде. И внучкам я говорю, что Бог везде, всюду — и внутри нас тоже. Это энергия. Я верующий человек, мы связаны с природой, и мне близка философия Тенгри, которая учит уважительному отношению к природе и человеку. Когда мы забываем об этом, случаются разные неприятные катаклизмы.

«Счастливая лошадь»

Тимур Аканаев признался, что чаще всего вдохновляется музыкой, не какой-то конкретной, а разной, а также искусством. Божий глаз есть и над ним, и он ведет его по таким же путям, что и всех его талантливых родных. Удивительно, что ряд работ Тимура сложно вычленить из единой концепции данной экспозиции. Он так же детально наполняет все свои произведения, использует смешанную технику, восточный колорит. Его огромное полотно под названием «Счастливая лошадь» символизирует чистый экологический мир кочевников. Лошадь прекрасна на фоне голубого неба. Мчится она вместе с ветром или навстречу ему. Но главное — то, чем она наполнена. А это не только движение, но также символы. В эту счастливую лошадь вписалось многое: уютные юрты, казан, караван верблюдов, кобыз, женщина, готовящая еду, и даже дерево.

А в другой работе Тимура — «Необратимость успеха», на которой изображен перевернутый слоник, он передает состояние успеха, когда событие или действие еще не состоялось, но интуиция подсказывает полную определенность, внутреннее тепло от предвкушения.

К слову, перед каждой выставкой Аканаевых есть приятное предвкушение встречи с авторами и их произведениями.

Связь поколений прослеживается в творчестве всех представителей этой фамилии. Но в этой экспозиции отец и сын показали, что такая связь важна не только в искусстве.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру