Один из первых казахских художников Абылхан Кастеев благодаря своему таланту и творческой самоотверженности до сих пор воплощает яркое явление в истории изобразительного искусства Казахстана. Его имя стоит в одном ряду с такими выдающимися деятелями национальной истории и культуры, как Валиханов и Ауэзов, Айманов и Маргулан, Сатпаев и многие другие, чьи жизнь и талант были полностью отданы беззаветному служению своему народу.
Кастеева всегда считали самобытным художником, творчество которого отличали собственный стиль и умение передать на полотнах любовь к родной земле. Большим достижением стал тот факт, что 100-летие художника в 2004 году отмечалось на уровне ЮНЕСКО. И это несмотря на то, что Кастеев не признавал устоявшиеся каноны, а шел собственным творческим путем. Окружающих поражали выносливость и работоспособность художника. Если он начинал картину, то не вставал, пока ее не закончит. Кастеев оставил после себя более трех тысяч художественных произведений, выполненных в различных жанрах. Эти картины сегодня являются частью золотого фонда изобразительного искусства Казахстана.
Между тем профессионального образования Абылхан Кастеев не имел. Он лишь в течение двух лет посещал художественную студию в Москве, брал уроки у знаменитого Николая Хлудова. Тем не менее его творчество искусствоведы относят к академическому и называют летописью советского Казахстана. Художник чутко откликался на все происходящие исторические события, охватив период с 1930 и вплоть до 1970 года прошлого века. Он старался показать облик новой республики, максимально точно передать образ нового человека. Так Кастеев стал классиком отечественной живописи.
Что касается театральной художницы Гульфайрус Исмаиловой, то ее настоящее имя — Кульпаш Конарбаева, однако еще в раннем детстве девочку удочерил Мансур Исмаилов. Так будущая мастерица обрела новое имя.
Гульфайрус внесла большой вклад в развитие театрального и киноискусства, а также в художественное оформление известных опер и фильмов. Плюс с успехом проявила себя как актриса, сыграв главные роли в таких известных отечественных кинопроизведениях, как «Кыз Жибек» и «Ботагоз».
Ее картины носили бархатную манеру самовыражения. Напомним, что по ее эскизам были оформлены такие известные оперы, как «Биржан и Сара», «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Ер-Таргын», «Чио-Чио-Сан», «Алпамыс». У нее было непревзойденное ощущение прекрасного и очень тонкий благородный художественный вкус. Работая над оформлением балета, она воплощала в своих декорациях мелодию и танец. Более того, говорят, Гульфайрус ощущала постановку как единое целое, не разделяя декоративное и художественное.
Любопытна интересная особенность творческого метода Исмаиловой, который заключался в том, что после каждого спектакля она создавала так называемые выставочные композиции костюмов и декораций, поскольку рабочие варианты, как правило, приходили в негодность и утрачивались. Тогда как эти работы должны были, по замыслу автора, представлять собой законченные композиции. Все свои эскизы к театральным постановкам Гульфайрус Исмаилова всегда выполняла в техниках акварели и гуаши. Возможно, поэтому ее художественный почерк прозвали, как уже было сказано выше, бархатным. Но главным ее качеством и свойством ее произведений, причем выполненных абсолютно в любых, самых разных жанрах, была и остается художественная и творческая неповторимость.