Чувства, кисти и краски Асии Хайрулиной

Известный акварелист Казахстана предлагает увидеть и почуствовать более ста своих работ, представленных сегодня в Госудаственном музее искусств имени А. Кастееева.

Чувства, кисти и краски Асии Хайрулиной

Член СХ РК, Международной ассоциации акварелистов IWS Kazakhstan, ассоциации художников «Мост», обладательница золотой медали имени Абылхана Кастеева Асия Укеевна Хайрулина открывается нам в персональной выставке под зовущим названием «Почувствуй...». Выставка продлится до 20 марта 2024 года. Куратором экспозиции выступила Гульнар Куандыковна Жуваниязова, руководитель отдела «Педагогика и экскурсии» ГМИ РК имени Абылхана Кастеева.

«Почувствуй...»

Асию Хайрулину любит художественный мир, особенно искусствоведы, которым любопытно исследовать ее творчество.

— Художница предана акварели. И даже рождена для акварели, что пребывает на зыбкой границе между живописью и графикой. Сила и нежность, плотность и прозрачность краски, преображающейся в цвет мира и метафору чувств, — все это чудесным образом оживает на хрупком листе бумаги, призывающей к бережному касанию. Среди ее работ есть изображения предметов, интерьеров, ландшафтов, сюжетов и чудесных лиц, реальных и воображаемых. Однако даже если явлен вполне узнаваемый предмет, он взят не столько в качестве объекта, сколько в качестве отклика субъекта на здесь и сейчас происходящее.

В некотором смысле Асия идет за всполохами ощущений, чувств, ассоциаций, за тем, что возникает в глубине души и властно требует выхода, желает обрести цветовое звучание, цветовую определенность, то многоцветную, то монохромную, но с множеством оттенков...

Художница проявляет интерес не только к реальному миру, но и к мифическому, мистическому, к символам веры, вглядывается в мир вечных истин, таинственных связей души и духа. И тогда формы и цвет превращаются в знаки и символы, указующие на то, что обитает за пределами предметной оболочки, — неуловимое и прекрасное.

Асия Хайрулина — удивительный акварелист. Она понимает язык этой техники и умеет работать на полюсах ее возможностей — чутко передавать приметы реального мира и создавать абстрактные цветовые мелодии личных ощущений и представлений. На одних листах оживают ландшафты с прозрачными далями и плотными почвами. На других — вещный мир, по-разному увиденный: то восхищенным взором, то смешливым. Иной раз может возникнуть тонкий лирический образ, сообщающий серебристой своей гаммой о хрупкой красоте бытия. Мастерская Хайрулиной сродни лаборатории средневекового алхимика, где что-то смешивается, наносится на лист, промывается проточной водой, снова наносится, снова промывается. На вопрос, что и как возникает, следует приблизительно такой ответ: «Чтобы приготовить эликсир мудрецов или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва», — дала свой отзыв искусствовед Баян Барманкулова.

Ускользающее и дающее свое прочтение

Художник-акварелист Асия Хайрулина родилась в 1957 году в городе Алма-Ате. Окончила Алматинское художественное училище имени Н. Гоголя, затем Алматинский государственный театрально-художественный институт имени Т. Жургенова. Стажировалась в Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Ее отец — известный в стране художник-акварелист Уке Ажиев. Он, так же, как и она, завлекает своей необычной акварелью в мир мистики и таинственности, который не сразу открывается зрителю, но точно погружает в иные пространства осознания бытия и нахождения в нем своей роли.

— Мне близки фрагменты, мозаика и детали момента, секунды скользящих неповторимых впечатлений и непредсказуемое сплетение эмоций и образов... Только искусство позволяет людям быть такими разными, никак не вмещающимися в придуманные ими же стандарты и правила. Акварель — фантастический материал. Начиная работу, представляешь один результат, но неожиданно попадаешь в совершенно другое измерение и пространство. Именно это привлекает меня в этой технике, которая предполагает самые неожиданные приемы и эффекты, — поясняет художница.

Если понимать виды искусства, то акварель — такая нежная и интригующая — оказывается в них самой сложной. Невозможно что-то исправить на водяных слоях краски, тогда как в живописи, графике или скульптуре автору предоставляется такая возможность — можно даже заново все прописать или сделать слепок, что, конечно же, не умаляет достоинства этих жанров. Это лишь ремарка для того, чтобы понимать, насколько первозданен и чист лист акварели. Тем более такой таинственной, как у Асии Хайрулиной.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру