Художники и фотографы обманывать не умеют...

«Алматинские истории в картинах художников» — такую тему прослушали ценители фактов на авторской лекции, составленной на основе фотографий, акварельных, графических и живописных работ.

Художники и фотографы обманывать не умеют...
«День Победы. Наши дни». Максим Ведерников.

«Картины моей земли»

Нашему изданию захотелось напомнить алматинцам и гостям культурной столицы Казахстана о некоторых знаковых событиях, случившихся в Алматы и повлиявших на ход развития сначала военного поселения, затем станицы, а позднее — крупнейшего мегаполиса страны.

Как рассказать об Алматы — этом городе мечты? Иногда не находишь нужных и лаконичных слов, часто эмоции не позволяют вместить в повествование все, что представляет собой этот чуткий и теплый, такой маленький и милый, громадный и бурлящий мегаполис.

В этом случае на помощь приходят художники и фотографы, владеющие талантом останавливать мгновение, фиксируя на пленку или холст всю мощь или все спокойствие определенного места — малоизвестного или ставшего визитной карточкой города, а возможно, уже исчезнувшего с его «радаров». Последнее, к сожалению, становится все более частым явлением.

Оксана Танская, искусствовед, гидэкскурсовод, знаток алматинских историй, считает, что сквозь призму живописи, графики и документальных фотографий можно многое узнать и рассказать об Алматы. Ее авторская лекция стала импульсом для появления этого материала. А картины, с которыми слушателей знакомили на лекции, представлены сегодня в галерее «Жаухар» при ГМИ РК имени А. Кастеева. К слову, слоган галереи — «Картины моей земли» — наиболее точно подходит к тематике встречи и данной публикации.

— Созерцая полотна художников, выполненные в жанре пейзажа, мы погружаемся в виртуальное путешествие по историческому прошлому нашего города — начиная с дореволюционной эпохи, затем проходим через советский период до эпохи независимости.

«Жибек жолы». Р. Кулбатыров

От «Кызыл-Тана» до первого аэропорта

Современный художник Рашид Кулбатыров на основе документальных фотоснимков (тогда фотошопа не было) изображает здание зимнего «Кызыл-Тана» — бывшего Верненского торгового дома, построенного в 1896 году по проекту архитектора П. Гурдэ, затем продолженного А. Зенковым. К счастью, оно сохранилось до нашего времени. Найти его можно на улице Жибек Жолы, 63. Что примечательно, монохромная живопись смотрится как фотография, и кажется, что Алматы все еще находится в XIX веке. Такие архитектурные объекты представляют собой шедевры, величайшее историческое достояние и могут быть интересны не только самим алматинцам, но и всем казахстанцам, а также туристам из разных стран мира.

А вот исторического здания аэропорта, как его ни защищали активисты Алматы, больше не существует. Уникальное архитектурное строение снесли буквально за ночь. Это было одно из четырех алматинских зданий с башенкой наверху — всеми любимых и считающихся символами города. Здание, которое исчезло «с радаров» мегаполиса, было создано в 1936 году по проекту Б. Заварзина и Г. Елькина.

Первый аэропорт — многие, возможно, в это не поверят — находился на месте современного Центрального стадиона. Он появился здесь в 1923 году, а новый построили в 1935-м. Улица Байтурсынова, она же бывшая Космонавтов, была тогда единственной взлетно-посадочной полосой. Собственно, из-за таких ассоциаций станция метро у стадиона называется «Байконур».

«Зимний «Кызылтан». Р. Кулбатыров, 2017 год (копия старого фото в живописи)

Яблоки Алматы

Конечно, Алматы и в своей этимологии, и в истории ассоциируется с яблоками. Слово «алма» в переводе с казахского языка на русский — «яблоко». Яблоневый край — таким был этот прекрасный город. К примеру, шымкентский художник Федор Потехин часто писал в натюрмортах яблоки. Другая художница — Валентина Кузнецова — известна своими нежными городскими пейзажами. Каким бы странным это ни показалось, еще один автор, больше известный нам изображениями космоса, портретов космонавтов (первым из художников был официально допущен к космодрому «Байконур» и являлся очевидцем многих исторических событий), написал для нас пейзаж, в котором город яблок утопает в розовых лепестках. Работа 1969 года, называется «Весенний Алатау».

Тогда город действительно утопал в садах и цветах. Неспроста и сегодня многие называют Алматы эдемским садом — раем на земле. Но создавали его люди — как местное население, так и многие приехавшие сюда ученые. Безусловно, родиной яблони Сиверса являются горы Алатау. К такому выводу пришли ученые из Оксфорда, которые лет 15 назад провели эксперимент, изучая ДНК яблок со всего мира.

Знаменитый алматинский апорт появился не просто так. Во второй половине XIX века почти год добирался до Алматы воронежский мичуринец Егор Редько. Привез он с собой и две кадки с саженцами. Скрестив свои яблони, выведенные в России, с саженцами яблонь Сиверса, он получил алматинский апорт — самое большое, ароматное, вкусное и красивое яблоко. В 1914 году главный инспектор садоводства С. Перковский писал: «Украшением города Верного можно назвать яблоки апорт и груши. Сначала он посадил апорт в саду (Редько. — Прим. автора) и только потом, по приказу генерала по имени Колпаков, высадил в городе деревья яблони апорта. В начале ХХ века апорт приобрел популярность в центре России. Он был очень популярен на ярмарках и рынках. В 1900 году в Париже апорт был признан лучшим яблоком и занял первое место. Лучшие оценки специалистов были достигнуты на выставке Мангейм в Германии в 1908 году» (ссылка на цитату https://wildticketasia.com/ru/166aport-apple-the-symbol-of-almaty-city.html).

Яблони высаживали и сами жители города на своих приусадебных участках и по всему Верному, ставшему затем Алма-Атой. Территория, засаженная яблонями апорта, занимала в Верном огромное место, потому город и стали называть яблоневым центром.

«Весенний Алатау». А. Степанов, 1969 год

Братья Баумы

Не только Редько перекочевал в наши края. По приглашению генерал-губернатора Колпаковского сюда также приехали многие другие ученые, в их числе братья Баумы.

Эдуард Баум 47 лет прожил в Алматы. Его имя носит знаменитая роща, которая, дай бог, не будет никем застроена. Он имел отношение не только к созданию этого уникального зеленого парка. По его инициативе саженцы появлялись по всему городу, к примеру, в 1902 году вдоль русла реки Малая Алматинка появилось более 1500 разных саженцев. Многие годы существовала и введенная им традиция «Праздник древонасаждения», которая проводилась ежегодно 15 апреля. Он же распространил по всей территории Семиречья семена карагача — дерева, ставшего знаменитым своей выносливостью не только в Алматы, но и во всем южном засушливом Казахстане. Брат его Отто Баум был директором Казенного сада, заведовал школой садоводства и немало сделал для озеленения города.

Черный мерседес и шайтан-арба

Первый поезд в Алма-Ате встретили в 1929 году. Красноречиво рассказывает нам о его прибытии знаменитое полотно Абылхана Кастеева «Турксиб». К слову, ТуркестаноСибирскую магистраль начали прокладывать еще при Николае II, но работа завершилась только в начале 30-х годов прошлого века.

Оксана Танская упомянула, что был в этом поезде литературный вагон, в котором ехали писатели и журналисты, фиксировавшие историческое событие нового века и современной эпохи. На станции вокзала Алматы на перрон вместе с ними вышли Ильф и Петров, а вторая глава их самого известного романа посвящена свершившемуся факту.

Местные жители называли поезда шайтан-арба. Понять можно — гремит, шумит, дымит, не понятно, как движется.

А первый автомобиль появился в Верном, причем в единственном экземпляре, в 1910 году. Это был черный мерседес, посмотреть на который выходили все жители города. И тогда же случилось первое ДТП в Верном — автомобиль сбил курицу на мощеной улице.

Троллейбус, который увидели жители Алма-Аты, прокатился по его просторным улицам первым составом в 1937 году.

«Коттеджи на «Чимбулаке». М. Ведерников, 2013 год.

«Шымбулак» — гордость страны

Самый высокогорный ночной лыжный курорт мира появился относительно недавно. Уникальный состав снега, разнообразный рельеф горных склонов открыли лыжники, которые первыми пешком поднялись на высоту 2200 метров над уровнем моря. Чтобы подняться на «Шымбулак» пешим ходом, другим любителям адреналина нужно было около трех часов.

Скоростная трасса появилась здесь в 50-х годах и стала первой в СССР, на которой начали проводить всесоюзные соревнования. Со временем здесь построили канатно-буксировочную дорогу — своеобразный «лифт» для спортсменов. С 1954 года началась новая эпоха, но только в 1997-м были запущены две очереди новых канатно-кресельных дорог, а в 2011 году и канатная дорога с фуникулерами, соединяющая высокогорный ледовый каток «Медеу» и «Шымбулак».

Сегодня «Шымбулак» представляет собой полноценный горнолыжный курорт международного уровня, вошедший в 2023 году в Книгу рекордов Гиннесса как самая высокая в мире ночная горнолыжная трасса. И кажется, что он был всегда. На холсте Максима Ведерникова мы видим современный «Шымбулак», застроенный коттеджами.

Кабинет Домбровского

Конечно, хочется рассказать обо всем, но для этого нужны тома энциклопедий, специально собранных об Алматы. Однако о Свято-Вознесенском соборе в советский период упомянем прямо сейчас. Тогда в нем находился не храм, а музей, при котором хранителем служил Юрий Домбровский. Писатель пережил четыре ссылки, из них три провел в Алма-Ате, потому знал город как коренной житель. Город яблок стал главным героем в двух главных романах его жизни — «Факультет ненужных вещей» и «Хранитель древностей».

— В «Хранителе древностей» он описывает себя, и кабинет его до сих пор сохранился в соборе. Если кто знает, в храме есть замечательный человек — ключарь Александр Суворов. Так вот, его рабочее место сейчас находится в кабинете Домбровского, — поведала Оксана Танская.

Об Алматы с любовью отзывались многие писатели и поэты — Джамбул Джабаев, и Мухтар Ауэзов, Константин Паустовский, Дина Рубина, Дмитрий Фурманов, Михаил Зощенко...

Этот город невозможно не любить, разрушать его нельзя!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру