В палитре солнца
Каждый настоящий художник по-своему уникален, но в чем состоит оригинальность работ Мажита Байтенова, может разобраться даже обычный ценитель искусства.
Мастер, исследуя, изучая, познавая, чувствуя всю свою жизнь древнюю историю кочевников, степные и горные легенды и мифы, старается разгадать особенности и загадки родной земли. А они скрыты за веками, разбросаны по невероятно огромным просторам Казахстана. Но духи предков, или аруахи, иногда позволяют искренним и талантливым людям чуть подсмотреть за ними сквозь время и расстояния.
Автор назвал свою персональную выставку «Легенды Великой Степи». Все работы практически свежие, разве что среди некоторых серий, которые художник давно «проповедует» в своем творчестве, есть и холсты прошлых лет. Однако и прежние работы, и новые взаимосвязаны единым настроением и характером того, кто их создавал. И если вы никогда вживую не встречались с Мажитом Байтеновым, а проживает он не в городе Алматы, то даже невольно почувствуете, что это человек с добрым сердцем, большим жизнелюбием, радостью в душе, солнцем на пальчиках рук. Вся его палитра эмоций и красок словно радуга, в которой преобладают оттенки огненного.
С профессиональным наследием
Мажит Байтенов родился в селе Кызылжар недалеко от северного казахстанского Петропавловска. Художник-график, живописец, доцент искусствоведения, профессор КазАТУ имени С. Сейфуллина, академик Академии художеств РК, член СХ РК и член Международного евразийского союза дизайнеров, заслуженный деятель РК. Автор представленных в музее А. Кастеева работ состоит в российском рейтинге лучших художников стран СНГ, является членом Союза художников Российской Федерации. Сам считает себя живописцем и графиком советской школы, с гордостью перенявшим лучшее от таких мэтров искусства Казахстана, как Жанатай Шарденов, Салихитдин Айтбаев.
— Вот как с вами сейчас, я тогда общался и участвовал в пленэрах с Жанатаем Шарденовым, Салихитдином Айтбаевым, — признался накануне открытия выставки Мажит Байтенов.
В его работах можно найти и отголоски почерка Сергея Калмыкова, и многих других выдающихся мастеров кисти. Но стиль художника собственный, и, если один раз увидишь, станешь его определять среди других мастеров кисти. Он пишет смело, бодро, от души, используя размашистые мазки, яркие и контрастные краски. Позволяет себе в каждой работе оставить за собой интригующую сюжетную недосказанность. При этом композиция каждой его работы выстроена четко, выверенно, аккуратно и чувственно.
Свои произведения искусства Мажит Байтенов представляет публике, галеристам и искусствоведам начиная с 1975 года.
Работы мастера хранятся в ГМИ РК имени А. Кастеева, музеях Астаны, Павлодара, Караганды, у частных коллекционеров в Америке, Израиле, России, Германии.
В 1959 году он окончил Алматинское художественное училище, тогда носящее имя Николая Гоголя, а сегодня называющееся Алматинским колледжем декоративно-прикладного искусства имени О. Тансыкбаева. Педагогами Мажита Байтенова были выдающиеся художники Казахстана. Среди них В. Лебедев, А. Бортников, Б. Табиев.
В 1994-м он получил диплом Карагандинского университета имени Е. Букетова. Многие годы работал в городе шахтеров. С 2007 года и по настоящее время является доцентом Агротехнического университета имени С. Сейфуллина при кафедре «архитектура». В настоящее время живет в столице Казахстана.
Быки и метафоричный шаманизм
Иногда кажется, что его полотна уносят в иные миры и пространства. И в то же время их понимаешь, и осознаешь, почему невозможно, к примеру, написать образы духов — так же, как и душу шаманов. Но передать энергию можно. У художника Мажита это получается. Иногда кажется, что он сам ближе язычеству, но он так описывает это состояние:
— Скорее, конкретно к шаманству, тюркской тематике и истории. Мне близки все наши древние захоронения, бал-балы, каменные изваяния. Сейчас мне интересна тема познания истории Борового, или Бурабая. То есть я все время работаю над созданием серии творческих работ под названием «Легенды Великой Степи». И вы верно отметили, что в моих работах есть какая-то недосказанность. Возможно, даже некоторая недоработка сюжетов. Я так зашифровываю все, чтобы человек сам мог довести свою мысль или фантазию до какого-то предела, до своего понимания и представления о душе нашей земли и о своей — тоже.
А еще на полотнах художника много изображений быков и бычков. Они есть веселые и озорные, а есть похищающие Азию. Он сам носит на груди талисман с образом быка. И, конечно, возник вопрос к автору, почему именно это животное он изображает так часто и с большой любовью.
— Бык — это, правда, мой символ, мой талисман. Я родился в Год Быка, а остальное можете домыслить сами, — отвечает Мажит Байтенов.
Воссоединение с Азией
«Представляемые на выставке произведения «Культегин», «Воссоединение с Азией», «Пляжный отдых», «Саукеле», «Кобызист» и другие выполнены в стилистике знаковой живописи с использованием замысловатых линий и смелой цветовой палитры. Например, в произведении «Воссоединение с Азией» художник посредством декоративных мазков добился глубокого, убедительного раскрытия темы. Можно отметить, что произведения, которые на первый взгляд кажутся непонятными, трансформируются в символико-линейный метод сложившегося кубистического стиля художника. Мажит Байтенов словно мост между старым и новым. Через сформировавшийся уникальный авторский стиль художник неутомимо запечатлевает на полотнах легенды, философские мысли и духовный мир Великой Степи. Его внутренний мир наполнен глубокими философскими и творческими поисками, обращенными к национальному стилю. Это, конечно, нашло отражение в произведениях, представленных на выставке. На полотнах художника через яркие краски и своеобразную манеру письма отражены многогранные символы тюркского мира», — пишет о нем куратор экспозиции Нусип Акжигит.
Тюркский дух, его неуловимые ни временем, ни ветром, ни познанием послания на полотнах Мажита Байтенова становятся родными и согревающими.