Все экспонаты открывшейся выставки, а это живописные работы, графика, скульптура, объединены названием «Фигуративное искусство». Организаторами большого события в Алматы выступили министерства культуры Казахстана и России при поддержке международного культурного проекта Правительства России «Русские сезоны».
На выставке можно увидеть работы таких современных художников, скульпторов и графиков из России, как Хамида Савкуева, Юрий Калюта, Александр Чувин, Константин и Екатерина Грачевы, Алексей Перепелкин, Илья Зорькин, Александр Тыщенко, Иветта Лохматова, Андрей Скляренко, Максим Раздобурдина, Андрей Новиков и Екатерина Пильникова. Также в проекте СанктПетербурга представлены работы выпускников академии из разных стран мира.
Ось всей экспозиции — работа казахстанского скульптора Жанны Нугербековой под названием «Невеста». Воспитанница педагога В.Э. Горевого Санкт-Петербургской академии художеств имени И. Репина создала этот проект в качестве дипломной работы, и он стал символичным, так как несет в себе четкую этническую казахскую составляющую. Нежная девушка в подвенечном национальном наряде и специальном головном уборе саукеле, устремляющемся ввысь к небу, робко ступает между двумя каменными плитами. Несмотря на внушительный размер фигуры высотой в три метра, многосложность выполненных деталей, ее скульптурный образ смотрится легким, почти невесомым, ускользающим и в то же время стильным и сильным.
Невеста Жанны Нугербековой связала все три выставочных пространства музея в одну линию и задала тон общему настроению экспозиции, при этом не перетянула на себя все внимание, так как каждая работа выставки притягивает зрителя, держит его рядом, волнуя глаза и эмоции. Мощь и дух каждого представленного произведения искусства, а еще размах фантазии или отражения реальности, высокий уровень профессионализма художников и скульпторов не просто впечатляют, но и глубоко поражают сознание.
Что касается воспитанников репинской академии из Казахстана, то имена многих из них у всех на слуху и вписаны в историю казахстанского искусства золотыми буквами. Это Евгений Сидоркин, Гульфайрус Исмаилова, Канафия Тельжанов, Камиль Шаяхметов, Сабур Мамбеев и многие другие.
Знаменитую академию окончила и заместитель директора по научной работе ГМИ РК имени А. Кастеева, кандидат искусствоведения Светлана Кобжанова. В своей статье «Академические ценности в современном культурном пространстве. «Фигуративная живопись» в залах ГМИ РК имени Абылхана Кастеева», подготовленной специально для каталога проходящей выставки, она отмечает следующее: «Говоря о художниках-классиках Казахстана, мы можем свидетельствовать, что «академические» художники не просто повлияли на становление изобразительной школы республики, но способствовали резкому скачку и вывели ее на передовой уровень».
Размышляя о том, насколько феноменальным в своей основе является формат образования в академии, она также отмечает: «Графики М. Искаков, Б. Пак, Е. Сидоркин и другие получили свое фундаментальное образование в ЛИЖСА имени И.Е. Репина. (ЛИЖСА — прежняя аббревиатура академии. — Прим. автора). Плеяда художников, овладевших профессиональными качествами академической школы, у себя на родине создала произведения, ставшие открытием нового мира. Романтика жизни, истории была переложена на язык изобразительного искусства, который был новым как в передаче, так и в восприятии. Сегодня для искусства Казахстана обычным явлением стало воплощение красоты земли, людей, национальных традиций. Воспевая образ и быт родного народа, художники становились первооткрывателями своей страны. Традиции преемственности поколений продолжаются по настоящее время, и в экспозиции размещены работы нового, современного поколения выпускников из РК.
Представленные дипломные работы свидетельствуют о возможностях молодых проявить свое творческое дарование, оставаясь в рамках системы правил классической академической школы. Щедрость тематического охвата — библейские, мифологические, исторические сцены, пейзажи, иллюстрации, жанровые сюжеты, портреты известных личностей — сопрягается со своеобразием творческой интерпретации авторов. Важной составляющей произведений в экспозиции является безупречная техника выполнения картины, графического листа и скульптуры на любую тематику».
Говоря о самом каталоге «Фигуративное искусство». Санкт-Петербургская академия художеств», стоит отметить, что его издание взяла на себя казахстанская сторона. Меценатом, дизайнером и издателем выступил Серик Есентаев.
В каталог вошли все работы, представленные в экспозиции, а также статьи директора ГМИ РК имени А. Кастеева Гулайым Жумабековой и ректора Санкт-Петербургской академии художеств имени И. Репина, заслуженного деятеля искусств РФ Семена Ильича Михайловского. В ней от отметил, что «Санкт-Петербургская академия художеств была создана в середине ХVIII века (основана в 1757 году, учреждена в 1764-м) для обучения и воспитания талантливых художников, скульпторов и архитекторов. Первыми педагогами были европейцы, со временем уступившие место выдающимся русским художникам. В стенах величественного здания на набережной Невы создавались картины и скульптуры на библейские темы, проекты общественных зданий в классических архитектурных формах. Здесь всегда ценились выразительность образных решений, композиционная и пластическая цельность, цветовая гармония, синтез искусств».
В настоящее время в академии обучаются студенты из 40 стран мира — многих талантливых художников и скульпторов притягивает эта точка на карте единого пространства искусства и культуры. И сегодня она в Алматы. Экспозицию для солнечного города привезли из города на Неве на два месяца. До 28 ноября все представленные на ней экспонаты можно, не спеша, рассматривать, запоминая, как выглядит почерк настоящих мастеров, принимая в себя мир прекрасного.