Событие для театрального города - Московский Художественный Театр в Алматы

В год 126-летия театра артисты МХТ им. А.П. Чехова дали спектакли в казахстанских городах - Байконур и Алматы. В Национальном драматическом театре имени М.Ю. Лермонтова знаменитый на весь мир чеховский театр показал спектакль «Дуэль». До этого показа гастроли московского театра в Алматы проходили в 2016 году.

Событие для театрального города - Московский Художественный Театр в Алматы

Московский художественный театр имени А. П. Чехова свой новый сезон отмечает большими гастролями в Японии, Белоруссии и Казахстане. В Алматы за неделю до начала спектакля «Дуэль», который шел два вечера подряд, были проданы все билеты. Зрители с замиранием дыхания внимали каждому слову Антона Павловича, с волнением и душой оценивали таланты гастролеров. И в Байконуре зритель также принял московских гостей на бис. А как иначе - это же легендарный Московский художественный театр!

МХАТ или МХТ?

И сразу же, чтобы вдруг кого не вводить в заблуждение, напомним страницы истории МХАТа, некогда разделившегося на два самостоятельных коллектива, где второй – это и есть МХТ имени Чехова.

В 1897 году в Москве Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко на встрече в ресторане «Славянский базар» в ходе многочасовых бесед было принято решение о создании Московского художественного театра. Тогда же во время этой встречи были заложены основные принципы нового театра. Станиславский писал: «Мы протестовали против старой манеры игры... и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров».

До 1901 года театр назывался художественно-общедоступным, а в 1919 году по решению советского правительства театр был переименован в академический, то есть, в Московский художественный академический театр. Позднее, в 1932 году, МХАТу было присвоено имя Максима Горького.

Премьера чеховской «Чайки» состоялась здесь 17 декабря 1898 года. Эту дату Немирович-Данченко назвал днем рождения театра, а чайка стала его символом.

МХАТ сформировал новый тип психологического актера и принципы существования на сцене, при котором на первый план вышла фигура режиссера. Большое внимание уделялось ансамблю всего театрального коллектива и атмосфере, которую должен формировать каждый спектакль. Станиславский и Немирович-Данченко, таким образом, стремились показать, передать зрителям сам дух человека, каждого персонажа. Также МХАТ стал и новатором в области выбора репертуара и использования современных технологий, когда еще в его прежние годы, находясь в здании в Камергерском переулке, был оснащен электрическим освещением, сложной системой люков и поворотным кругом.

Гастроли театра в 1922 году по странам Европы и США принесли ему огромную известность - мир принял систему Станиславского, и она легла в основу актерского образования во многих театральных вузах самых разных стран. В 1987 году МХАТ СССР им. М. Горького разделился на два театра: один сегодня функционирует под руководством Татьяны Дорониной и под прежним названием МХАТ им. М. Горького, а МХТ им. А. П. Чехова возглавляет ныне Константин Хабенский.

О Чехове в театре

«Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют. Бездарен не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто пишет и не умеет скрывать этого.

Мой совет: в пьесе старайся быть оригинальным и по возможности умным, но не бойся показаться глупым; нужно вольнодумство, а только тот вольнодумец, кто не боится писать глупостей. Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок», писал Антон Павлович Чехов.

Станиславский и Немирович-Данченко акцентировали внимание на том, что есть существенный принцип в драматическом движении чеховских пьес, его «подводное течение». За внешне бытовыми эпизодами и деталями они раскрыли присутствие непрерывного внутреннего интимно-лирического потока и приложили свои старания, чтобы донести его до зрителя. Таким образом, благодаря Станиславскому и Немировичу-Данченко заражающая сила пьес Чехова стала очевидной.

Сам Чехов после провала «Чайки» в 1896 году отрекся от театра. Когда же двумя годами позднее постановка «Чайки» в Московском художественном театре возымела небывалый успех у публики и у критики, Антон Павлович написал ещё три нетленных шедевра - пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишнёвый сад». До сих пор их ставят на сцене все признанные миром театральные площадки. И всякий раз Чехов ожидаем и востребован зрителем.  

«У меня мурашки бегут по коже»

В Казахстане гастроли МХТ имени А.П.Чехова проходили четыре дня - с 14 по 17 сентября. Они стали возможными благодаря поддержке министерств культуры Российской Федерации и Республики Казахстан.

На небольшой пресс-конференции, организованной пресс-службой театра Лермонтова, представители МХТ и РФ поделились своими впечатлениями, которые остались у них после посещения Байконура и Алматы, и в частности, теми добрыми эмоциями, которые испытали от казахстанских зрителей.

В конференции приняли участие артисты Игорь Золотовицкий и Валерий Трошин, начальник отдела гастрольных программ Росконцерта Владимир Черкасов, представитель Русских сезонов в мире Александр Огарев, директор Национального русского театра драмы имени М. Ю. Лермонтова Юрий Якушев и пресс-секретарь театра Лермонтова Алексей Гостев.

- Вчера такой порыв был на поклонах, что мы не могли не обратиться к публике, потому что всегда чувствуется, как зритель принимает спектакль. И даже в тишине и в паузе мы чувствовали, что весь зал на одной волне вместе с нами, - поделился Игорь Золотовицкий. - И когда я сейчас вспоминаю и говорю об этом, у меня мурашки бегут по коже. Для нас совершенно очевидно, что алматинцы следят за театральной жизнью, тонко понимают каждое слово Чехова. Я сам считаю его величайшим человеком, и нет никого, кто превзошел бы его по силе мысли и драматургии.

Дуэль с собой

Режиссером-постановщиком спектакля «Дуэль» выступил российский театральный деятель Антон Яковлев. Его соавторами стали художник Николай Слободяник, композитор Александр Маноцков. Помощники режиссёра - Людмила Сушкова, Ольга Липская.

В спектакле «Дуэль», поднимающем вопросы о том, кто мы сами перед собой и какую дуэль, в первую очередь, ведем с самими собой, внутри собственных мыслей, сыграли заслуженные артисты Российской Федерации Эдуард Чекмазов (Фон Корен), Игорь Золотовицкий (Самойленко), Валерий Трошин (дьякон Победов) и Виктор Кулюxин (Мустафа), артисты Александр Усов (Лаевский), Алексей Агапов (Кирилин), Мария Карпова (Надежда Фёдоровна), Вера Харыбина (Марья Константиновна), Армэн Арушанян (Ачмианов), Василий Люлюкин (ученик).

Алматинский зритель, избалованный огромным выбором театров и репертуарных постановок на любой вкус, рукоплескал приехавшим в город артистам. Взаимно приятный обмен душевным теплом произошел естественным ходом, что, к тому же, было обусловлено и похожей ментальностью душ, находившихся на сцене и в зрительном зале.

- Зарубежными гастролями наш приезд можно называть условно, потому что мы сюда приехали по нашим внутренним паспортам. И вообще, эта земля для меня родная, я ваш сосед, родом из Ташкента, и все мое детство связано с республиками, окружавшими Узбекистан - это и Киргизия, и Казахстан. И первые мои гастроли в середине 1980-х вместе с коллективом родного мне театра прошли здесь в Казахстане, на целине, - поделился Игоря Золотовицкий.

Он отметил, что и его кинематографическая карьера также началась с нашей казахстанской земли:

- Сергей Бодров-старший снимал здесь замечательное кино «Непрофессионалы» и утвердил меня на одну из ролей. Это была чистая история о том, как группа молодых музыкантов приезжает в дом престарелых. Трогательный прием, оказанный артистам, прикосновение к далекому от них миру одиноких старых людей, брошенных детьми, заставил участников ансамбля впервые осознать ответственность перед этими людьми и свою причастность к ним. Когда мы были с театральными гастролями в Астане, то после спектакля ко мне подошел представитель казахстанской киностудии, подарил мне диск с фильмом «Непрофессионалы» и сказал, что кинолента вошла в золотую коллекцию «Казахфильма».

Такой была красивая ария московского гостя, а что касается дальнейших гастролей Московского художественного театра имени А.П. Чехова, то о них для информбюро ТАСС рассказал Константин Хабенский: «То, о чем мы уже договорились: это Казахстан - Алматы, это Токио (весной полетим в Японию), и Минск. И переговоры с Китаем идут. Я думаю, что они закончатся совместным рукопожатием. Также театр планирует гастрольный тур по разным городам России». Японские зрители увидят спектакль «Дуэль» по одноименной повести Антона Павловича Чехова будущей весной, а алматинцы и гости южной столицы Казахстана посмотрели чеховскую пьесу на полгода раньше, и ждут чеховский театр вновь к себе в гости с любой постановкой, а лучше - с масштабной репертуарной программой, так, чтобы это было не два впечатляющих вечера, а хотя бы пару недель.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру