Electric smoke
Юрий Васильев — актер театра и кино, снявшийся во многих известных российских сериалах. Но и в Алматы он уже успел выступить в спектаклях «Иранская конференция», «Блонди», представить два авторских проекта. Сейчас преподает ораторское искусство в театре-студии «Дом культуры», где также ставит спектакль совместно с алматинской актрисой и театральным педагогом Еленой Набоковой. Юрий работает в разных жанрах, и в одном из них — своем, который называет electric smoke.
— Это отдельная часть моего творчества, которая называется electric smoke. Она является продолжением московского проекта моего однокурсника. Он назывался electric wind, то есть электрический ветер, но, приехав в Алматы, я увидел, что здесь не wind, а smoke, и соответственно назвал это свое направление творчества таким образом. И здесь следует сказать о произведениях, которые я выбираю. Естественно, я опираюсь на ту поэзию, которая касается моих переживаний и осмыслений, которая давно мне известна. К примеру, Симонова я знаю с раннего детства благодаря бабушке и дедушке. Мне близки его поэмы, связанные с любовной лирикой. Когда-то я сделал разовый проект на основе его поэмы «Иван да Марья». Она чуть милитаристская, но в ней все же больше раскрывается история женщины. Это был 50-минутный контент одного текста, который рассказывался наизусть. И мой выбор на определенных литературных произведениях, конечно же, не ограничивается Симоновым и Бродским. Следующим на очереди идет, к примеру, Маяковский.
Также мы сегодня обговариваем с Еленой Набоковой парную историю на основе произведений Пастернака. Мой план — за ближайшие полгода расширить свои проекты в стиле electric smoke до шести произведений, с которыми можно работать в разных пространствах. Это может быть и ресторан с определенной площадкой, к примеру. Так вот, electric smoke — это музыкально-видео-поэтический перформанс, и это лишь одна часть моего проекта, — говорит Юрий.
Поэзия — глас народа?
— В последнее время поэтическое слово вернулось на сцену и даже на трибуны, оно становится все актуальнее, набирает мощь. Существует ли какая-то взаимосвязь между поэзией, политикой, современным обществом? К примеру, Маяковского слушали без перевода в разных странах мира, как и нашего казахстанского поэта Олжаса Сулейменова.
— Я бы сказал так: все-таки, поскольку я нахожусь внутри самой профессии, но не театральный критик, культуролог, то и не наблюдаю так масштабно какие-то процессы. Я всего лишь делаю то, что является непосредственно для меня внутренним стимулом. Могу только после проверить попадаю ли в общую волну настроения. Мне сложно оценить, насколько публика, воспринимающая поэзию, растет в своем количестве, но вижу потребность в ней у тех, кто приходит на мои выступления. И мне самому, к примеру, нравятся какие-то короткие стихи в исполнении Гафта — приятно слушать, как он это делает. Он берет какие-то простые, осмысленные темы, но передает их по-своему.
Ария московского гостя
— Выше мы упомянули проекты, в которых задействован московский гость в Алматы. И это далеко не одна «ария», и человек, переехавший в новое для него место, старается раскрыть его для себя, как и себя для него.
— 28 сентября 2022 года я пересек границу Алматы, и после нового года выложил пост в Инстаграме о том, что успел сделать за три месяца в новом для себя городе. На тот момент это был спектакль «Блонди» в постановке режиссера Николая Бермана на площадке арт-убежища Bunker — пьеса была показана уже четыре раза. Затем был спектакль «Иранская конференция» в постановке того же режиссера при театре «Трансформа». Здесь площадкой для выступления послужил зал университета AlmaU. Далее я сделал проект по произведениям Иосифа Бродского, снялся в новогодней короткометражке «Как кошка с собакой» и еще в одном фильме. Так же до нового года успел поработать несколько часов в качестве преподавателя сценической речи и основ ораторского искусства в «Доме культуры» на курсе Елены Набоковой «Вектор». Сделал предновогодний треш-марш-бросок в образе Дела Мороза в порыве новогоднего заработка. Правда, сие действо логично закончилось тем, что 1 января я слег в постель на пять дней. А сегодня я веду курс ораторского мастерства в «Доме культуры», участвую в процессе репетиций в ряде проектов для разных театров и киностудий. И 28 марта настоящего года исполнилось полгода моего пребывания в Алматы.
Кстати, на быстрое решение приехать меня вдохновил Чингиз Капин. И здесь меня удивило и приободрило местное гостеприимство. Я как-то сразу стал частью алматинского рая. Я был здесь, когда учился в третьем классе. Тогда мой дед, академик педагогических наук, привез меня сюда. Он, к слову, многому меня научил и всегда говорил, что мудр не тот, кто много жил, а тот, кто много видел. В Алматы мне комфортно с самого начала.
О театральном потенциале Алматы
— Алматинцам везет во многом — рядом не только горы, но и в доступности множество галерей, музеев и театров самых различных форматов.
— Я посмотрел несколько спектаклей в АRTиШОКе, где работает мой однокурсник по ВГИКу и давний друг с ранней юности Чингиз Капин. Могу сказать, что в ARTиШОКе большие профессионалы, неутомимые труженики театра-дома. Мне понятно, что этот театр рожден из уличного, где в основе всегда хэппи-энд как таковой, и эта площадка — на светлой стороне. Я посмотрел кое-что в Немецком театре и вижу там большой потенциал и жажду хорошей режиссуры. Я увидел неограниченные возможности Тотального театра, который всегда битком набит и нацелен на сентиментальность и разноплановость. Антон Зайцев для меня — это Театр Художника. Что-то не успеваю посмотреть, так как распределяю свое время больше для актерских и режиссерских предложений. И даже в горы пока ни разу не сходил, но доберусь.
Обретение в Алматы
— Понятно, что Алматы — это не Москва, и, возможно, его ритм несколько замедлен, но тем и хороша культурная столица нашей родины, что все в ней можно смаковать не спеша.
— Я точно здесь что-то обрел, и пока не рискну этого озвучивать, так как это больше на уровне ощущения. Я бы сказал иначе: это же мой первый опыт выезда на долгое время или навсегда в другую страну. И перед этим у меня был внутренний вопрос — чем я могу быть здесь по-настоящему полезен, что я по-настоящему могу здесь дать людям, в чем они нуждаются помимо того, что и так имеют. И этот вопрос во мне каждый день. Я бы не нагружал это принципиальными смыслами, а придал определенную ясность и легкость, которая появляется и уточняется всякий раз, когда я сам начинаю получать какие-то ответы на свой вопрос. Сейчас я занимаюсь гигиеническим творческим процессом внутри себя, чтобы уточнить свой курс, и тот же самый вопрос уже выходит на следующий уровень. Это тест для самого себя, и он во мне все время крутится.
Практическая часть от преподавателя
Пройдя пару занятий по сценической речи и ораторскому искусству у Юрия, становится понятно, что он знает не только многие техники работы со словом, голосом, дыханием, но и внутренними состояниями. Вопрос к нему был и о том, как все успевать сегодня, когда время набирает бег, и иногда так задыхаешься, что не можешь сконцентрироваться на чем-то и притормозить ход мыслей.
— Неврастения накапливается внутри организма, и в потоке огромного количества дел надо остановиться и буквально посмотреть вокруг, — понимая вопрос, отвечает Юрий. — Человек в городе вынужден много чего успевать, особенно сейчас, когда надо и фитнесом заниматься, и на кофе с коллегами или друзьями выходить, быть примерным семьянином, достаточно зарабатывать. Такое количество требований к себе, что организм может не справиться. Поэтому просто необходимо ОСТАНОВИТЬСЯ! Сложность в том, что это нелегко исполнить, но важно ввести в привычку. Надо остановиться, чтобы просто подышать, просто попробовать ничего не делать, ни о чем не думать несколько минут и ощутить себя не должным что-то делать. Это рецепт для тех, кто уже загнан делами и ответственностью. Но по-хорошему надо расставить приоритеты для своего здорового состояния. Для этого важно каждому человеку с самым суровым тайм-менеджментом прежде всего планировать свой отдых. То есть планировать не то, что ты будешь делать, а отдых, от которого уже выстраивать всю структуру остальных планов и действий. Потому что отдых — святое. Если все время находиться в состоянии беспокойства, в итоге это отразится на здоровье.
Зачем и кому это нужно? Мы куда-то несемся, разгоняемся, забывая, что у нас есть тормоза, мыслительный процесс, чтобы осознавать, что мы делаем. А если кто-то из нас все еще продолжает делать то, что насилует тебя, расходует, это надо немедленно прекратить. Возможно, это опять же проще сказать, но каждый должен пытаться что-то изменить для себя. Остановки — это есть некое правильное дыхание жизни, которое надо вводить в свой ритм. Поделюсь одним из самых простых советов в практиках ораторского искусства: когда ты выходишь к аудитории, становишься перед ней, то не начинаешь сразу говорить, а берешь паузу, смотришь на всех, ожидаешь, когда все замолчат, сконцентрируют свое внимание. Не спеши «трындеть», посмотри, кто вообще перед тобой, дай пространству стать полезным тебе, и тогда оно тоже поможет тебе сделать что-то полезное, и даже только потому, что ты сумел взять паузу.