«Балхашская сага». Продолжение следует

В Международном центре сближения культур под эгидой ЮНЕСКО состоялся просмотр и следом за ним обсуждение документального фильма «Балхашская сага». Снятый в 1990 году, он зазвучал сегодня поновому, поднимая и саму тему сближения культур, и вопросы отношения человека к своей земле и планете.

«Балхашская сага». Продолжение следует

Прислушиваясь к ветрам

...Отшельник Имант Андерсон вслушивается в окружающую его природу, задавая себе и всем нам философские вопросы. В казахские степи судьба завела его, скорее всего, неслучайно, как неспроста именно ему открылись артефакты древних кочевников. В этом заключается главная канва фильма «Балхашская сага». Прошло 33 года, и сага прозвучала мощнее, отдав колокольным набатом в груди предупреждение о хрупкости человеческой жизни и мира.

Документальная лента «Балхашская сага» повествует о таинственном шведе, биографию которого разве что можно сложить из исторических событий начала прошлого века. Швед, рожденный в Латвии, скорее всего, был депортирован вместе со своими родителями на специальное поселение в Казахстан. Преодолев какие-то тяжелые испытания, оставшись одиноким, он принимает решение стать отшельником, а точнее, человеком свободным, зависимым исключительно от природы и того места, которое его принимает. И об этом человеке мы, возможно, никогда бы не услышали, как не увидели бы запечатленные в этой киноленте беседы на Великом Шелковом пути, которые ведут между собой на равных плохо говорящий скиталец, известные казахстанские культурологи и археологи. Всем вместе далеко не безразлично развитие картины мира.

Одна сага на всех

Авторами фильма выступили Бахытжан Канапьянов и Рымбек Альпиев, а консультантом и одним из главных персонажей в нем, связывающим диалоги и размышления в единый поток мыслей, стал Мурат Ауэзов.

Этих людей можно назвать не только авторами фильма-метафоры, но и представителями той части духовной интеллигенции Казахстана, которая способна влиять на наше сознание, менять общечеловеческие ценности, возвращать к ним. Однако в этой ленте и каждый герой, и каждый голос, и даже музыкальное звучание домбры и камыша составляют единый ряд визуально-слуховой картины и устного повествования.

Кадр из фильма "Балхашская сага"

Мурат Мухтарович Ауэзов — казахстанский общественный деятель, культуролог, автор более 200 публикаций по теории и практике художественного процесса. Автор монографий «Времен связующая нить», «Иппокрена. Хождения к колодцам времен». Многие помнят его телевизионную передачу «Времен связующая нить» и масштабный проект «Беседы на Великом Шелковом пути». Мурат Ауэзов — сын известного писателя, с честью несущий фамилию своего отца. Он руководил деятельностью Национальной библиотеки Республики Казахстан, был президентом фонда «Сорос-Казахстан», главным редактором киностудии «Казахфильм», а сегодня выступает консультантом во многих документальных, художественных и публицистических проектах, продолжает вести свою культурологическую миссию.

Бахытжан Канапьянов — советский и казахстанский поэт, писатель, переводчик, сценарист, кинорежиссер. Лауреат Государственной премии Республики Казахстан в области литературы и искусства, заслуженный деятель Казахстана, почетный гражданин города Кокчетава (Кокшетау), участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Он является членом Союза писателей Казахстана, членом правления Европейского конгресса литераторов, где представляет литературу Казахстана и Центральной Азии.

Рымбек Нигметович Альпиев — казахстанский кинорежиссер, заслуженный деятель Казахстана. Он снял более 50 документальных и ряд художественных фильмов, ставших лауреатами и призерами многих региональных, всесоюзных и международных кино- и телефестивалей.

Кадр из фильма "Балхашская сага"

— Диалоги культуролога Мурата Ауэзова, главного собеседника Андерсона в фильме — форма, которую принимают монологические попытки преодоления героем молчания, обретения голоса, способного выразить стихию его невнятной речи, превращающей обыденное слово в заклинание баксы, а молчание истории кочевников — в симфонию освобождения исторической памяти, — отмечает Игорь Крупко, доктор философии (PhD), ответственный редактор научного журнала «Бильгамеш», руководитель отдела выставок и конференций Международного центра сближения культур под эгидой ЮНЕСКО.

Хочется отметить, что Игорь Крупко, вновь выступивший ведущим и модератором встречи в Международном центре сближения культур под эгидой ЮНЕСКО, всегда очень бережно относится к материалу и подает его через собственные философские исследования. Так что, можно сказать, сопричастность разных поколений и разных общественных деятелей Казахстана к единой линии размышлений о вопросах, затронутых в «Балхашской саге», также монолитно естественна.

Колодец времен

Теперь о фабуле самого фильма, в которой наблюдается сразу несколько основных срезов повествования.

Прежде всего фильм основан на странной ситуации, когда скандинавский отшельник Имант Андерсон попадает в степи Казахстана и находит вблизи своей хижины некие артефакты. Понимая, что он совершил неожиданную и бесценную находку, пытается донести нужными и правильными словами информацию кому-то, заинтересованному в этом. Он пишет письмо на русском языке ровным скандинавским почерком, и его послание чудом попадает в руки Мурату Ауэзову. Везение! С этого момента начинается исследовательская экспедиция к озеру Балхаш.

Кадр из фильма "Балхашская сага"

В составе экспедиции были Мурат Ауэзов, Бахытжан Канапьянов, операторы и известный представитель общества охраны памятников археолог Олег Ельтокович Дильмухамедов. Как ни странно, судьба и время не меняют этих людей, сохраняя их внешний облик и голоса. И очень приятно узнавать их через кадры фильма, снятого более чем 30 лет назад.

Вот Олег Ельтокович, демонстрируя многочисленные наконечники стрел, предметы быта и охоты, обнаруженные Имантом вблизи Балхаша, говорит так, будто именно сегодня удивлен увиденным:

— Это огромное подспорье науке. Вот буквально сейчас мы за 15 минут пребывания в этой местности нашли материалы, которые охватывают период в пять-шесть тысячелетий, начиная от раннего неолита и кончая средневековьем.

Олег Дильмухамедов даже высказал предположение, что на этом месте находилось древнее поселение на пути караванных путей. И только в такой отшельнической среде могла возникнуть сильнейшая связь времен. Подтверждает эту мысль и Мурат Ауэзов, предположивший, что на месте хижины отшельника, скорее всего, когда-то была стоянка кочевников и вода здесь тоже всегда была.

Следующий срез — это сам аул, балхашские «прерии», сухой камыш, пение птиц, косые саманные домики и мостики из бревнышек, ослики и дети. Сам Имант добывает себе хлеб тем, что плетет из камыша маты, из которых обычно застилают крыши домов, ставят его стены. Это необходимый строительный, утепляющий материал для сельской местности. Словом, живет простой жизнью людей, совершенно не похожей на суету мегаполисов. В ней больше смысла, труда, грусти и радости. Об этом и думают главный персонаж Имант и его собеседник при той состоявшейся встрече Мурат Ауэзов. Сидя у деревянного окна, за которым глухо шумит камыш, Мурат Мухтарович задает страннику вопрос:

— Как думаете, сможем ли мы когда-нибудь отказаться от ядерных бомб?

И тихий спокойный отшельник отвечает:

— Мы их достойны. Такие, какие мы есть сегодня, и какими станем завтра. Мы их достойны... Это мы заслужили.

Еще один вопрос и странный ответ. Напомним, что фильм снят 33 года назад.

— В это новое тысячелетие мы войдем благополучно? Пять миллиардов человек...

— Доползти можно. Но теперь времени у нас мало... Или будем решать, как нам дальше жить, или на все махнем рукой, и нам капут, — отвечает Имант Андерсон.

В этом ключе осмысленной стала еще одна линия фильма — митинг, инициированный Международным антиядерным движением «Невада-Семипалатинск». Антиядерная линия. Вкрапленные в киноленту документальные кадры исторического народного митинга, проходившего 6 августа 1989 года в ауле под названием Караул, что расположен недалеко от родины Абая и ядерного полигона, тоже резанули память и сознание. Кадры настолько мощные по силе движения, нарастания и обозначения причины конфликта, что невольно хочется присоединиться к митингующим. И мы слышим в них мощный глас Олжаса Сулейменова, основавшего МАД «Невада-Семипалатинск». Сегодня Олжас Омарович по-прежнему остается со своим народом и страной и возглавляет всемирную миссию сближения культур. Руководя деятельностью Международного центра сближения культур под эгидой ЮНЕСКО, он, как всегда, является главным идейным вдохновителем встреч, которые постоянно проходят в офисе центра или вне его стен, выходя далеко за границы одного города, страны, континента.

Так же, как Имант, он продолжает слышать дыхание земли и так же, как его соратник Мурат Ауэзов, понимает, что только глубокие знания своих культуры, истории, искренняя любовь к родине, ко всей планете способны совершить путь к обретению главных духовных ценностей человечества.

И если Имант Андерсон, уходящий в степь, все же оставляет нас без многих ответов, то Казахстан способен и сегодня оставаться местом притяжения и сближения культур, точкой встречи людей в веках и настоящем моменте. Пусть отсюда начнется и духовный ренессанс во всем мире.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру