Непревзойденный соловей Бибигуль Тулегенова

На прошлой неделе, 16 декабря, отметила свой день рождения вечно молодая, жизнерадостная и неизменно прекрасная Бибигуль Тулегенова. Накануне мы подготовили интервью с Бибигуль Ахметовной, в котором народная любимица делится личным опытом и дает оценку перспективам развития казахстанского вокального искусства.

Непревзойденный соловей Бибигуль Тулегенова

Легенда оперной сцены, народная артистка СССР, знаменитая казахстанская певица Бибигуль Ахметовна Тулегенова дарит зрителям свое творчество уже более семи десятков лет, однако и сегодня она полна энергии, делиться которой готова с каждым, кто находится рядом. Обладательница сильнейшего и непревзойденного голоса страны сохраняет титул Казахстанского соловья.

— Бибигуль Ахметовна, не одно поколение казахстанцев восхищается вашим творчеством. Поделитесь, пожалуйста, самыми важными вехами вашего творческого пути. Какие наиболее яркие моменты первыми всплывают в памяти?

— Я люблю народ, поэтому, наверное, и народ любит меня. Я считаю, что именно благодаря этому мне и удалось достичь таких высот - меня поднял народ. Ведь фактически свое творчество я начала с села, казахского радио.

Какие вехи… Конечно, все думают, что искусство пения - это красиво одеться, выйти и спеть, поклониться и уйти. Но никто не думает о кропотливой рутинной работе, которую мы проделываем, когда готовим произведение. А ведь там, за кулисами, очень много работы.

Сначала необходимо найти само произведение, прочитать и прочувствовать его. Потом уже постараться его продекламировать. И только третий шаг, который и доходит до зрителя, заключен в пенье, написанном композитором.

Главная веха, я считаю, в творчестве каждого - тот этап, когда артист смог познать и полюбить свое национальное искусство. Когда ты узнаешь свое национальное искусство, тогда сможешь воспринимать с большой любовью и классику, и западную, и русскую, и современную музыку.

Иногда мне коллеги делают замечание, мол, почему вы, Бибигуль Ахметовна, когда выходите на сцену, улыбаетесь и кланяетесь? Зачем заискивать перед публикой? Выпрашиваете аплодисменты? А я всегда отвечаю: «За нашу улыбку, наш поклон народ платит деньги. Они пришли, чтобы нас не только услышать, но и увидеть. Когда выходишь на сцену, нужно проявить внимание к публике, слушателям, сидящим в зале».

Я всегда выходила на сцену, как на первое свидание, с большим волнением, большой любовью, большим восторгом и большим уважением. Поэтому считаю, что для того, чтобы быть любимцем в искусстве, надо любить народ. Тогда и народ будет вас любить.

— Что вы думаете о современном творчестве, насколько сильно оно отличается от того, которое было в период Союза?

— Да, конечно, оно очень отличается, поскольку в советское время люди любили высокое искусство и ценили, в первую очередь, именно голос артиста, его вокальные данные, и только потом уже обращали внимание на все остальное, тот же образ. Конечно, нельзя выходить на сцену в чем попало, надо выглядеть аккуратно и красиво, но при этом одетыми не вычурно, как сейчас делают у нас многие артисты.

В наше время было по-другому, сейчас иначе. Может, так и должно быть. В наше время никогда не обращали внимания на внешние данные певца. Приходили в театр слушать, а не смотреть на фигуру.

Помню, как-то к нам приехала из Армении певица Гоар Гаспарян. Великая певица с прекрасным голосом. Она приехала в Армению из Ливана и плохо говорила по-русски, в опере «Травиата» пела на итальянском языке. И когда она вышла на сцену, я была удивлена. Ранее я слышала ее голос. Он был просто великолепный, беспредельные верха, техника, колоратура, очень красивый голос. Но при этом певица обладала фигурой, далекой от так называемого эталона красоты. И когда я ее в первый раз увидела, подумала: такая маленькая, полненькая. Но когда она запела, я просто закрыла глаза, слушала ее, и уже не видела ни фигуры, ни туалетов, ничего не видела. Я только слушала этот прекрасный голос, от которого получала огромное наслаждение и одухотворение!

А у нас сейчас так: если актриса выходит на сцену, она должна быть в шикарном концертном туалете и с великолепной фигурой. В первую очередь, должна внешне хорошо выглядеть, а вокальные данные - не главное.

Была такая великая певица - Евгения Мирошниченко, которая говорила: «В худом теле - худой звук». Вот выходят такие изящные, все в красивых туалетах, а когда поют - «на пять копеек». Конечно, не все, но, к сожалению, таких много. Я хочу отметить: главное, чтобы у тебя был настоящий голос, а талия 54, рост 160 - это уже второстепенное. Когда человек голодный, когда изнуряет себя, у него голос никогда не будет хорошо звучать. Это мое мнение.

В период Советского Союза на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени Абая выступали такие выдающиеся певцы, как Куляш Байсеитова, Роза Багланова, Шабал Бейсекова, Роза Джаманова. Их имена внесены золотыми буквами в историю казахского оперного искусства. К сожалению, таких лидеров в нашем оперном театре сейчас нет. Но они появятся - я уверена!

— Насколько трудно сегодня попасть на сцену, для этого достаточно быть одаренным или определяющую роль играют, как говорится, деньги и связи?

— Я сейчас в театре не работаю, но сталкиваюсь с таким. У кого нет поддержки, тем очень трудно в театре, им не дают нормально работать. Скажу больше. Как только в коллективе появляются полуталанты, которые ничего собой не представляют, они тут же начинают доводить талантливого человека до такого состояния, чтобы он на их фоне не выделялся, чтобы во время пения у него были срывы. Или берут совершенно неопытных певцов.

Для чего существует стажерская группа в театре? Для того чтобы молодой певец постепенно привыкал к сцене, сценическим костюмам, гриму и общению с партнерами. И для этого, конечно, нужно время. А у нас так не получается.

Приходит человек с образованием и сразу хочет петь большие партии. Он сразу хочет быть примадонной или премьером. А потом получает узлы на связках или кровоизлияние, что отрицательно влияет на состояние голоса. Потом у человека появляется комплекс, он начинает бояться полноценно исполнять. Например, поет произведение, а когда подходит к определенной ноте, у него начинается паника.

Для того чтобы такого не случалось, в консерваториях преподавали ансамблевое пение, сценическое мастерство. Сейчас, к сожалению, эти дисциплины в консерватории отсутствуют. В наше время, когда я училась, было сценическое мастерство, ритмика. Был танец для того, чтобы двигаться красиво. На сцене надо уметь танцевать, причем под любую музыку.

Чтобы быть по-настоящему большим артистом, надо очень много и скрупулезно работать. Для нас не существует таких слов, как «не умею», «не могу», «не получается», «не знаю». Не умеешь - учись, не знаешь – учись, не получается - учись. Например, по «Болашаку» у нас едут за рубеж учиться, и, когда они возвращаются, их сразу сажают на какие-то должности. А что он знает, если он только пришел? Никакой практики нет, сплошное образование. Не все, конечно, но такое встречается. А раньше, в наше время, не так было. Человека посылали работать на периферию, и если он два года не отработает там, то диплом не получит. Зато к тому моменту, когда он приступал к работе, знал о своей профессии все с азов. Такой специалист мог быть и руководителем.

— Должен ли бизнес поддерживать перспективных и талантливых артистов. Какова ваша позиция в этом вопросе и есть ли примеры положительного опыта?

— Никто никому ничего не должен. Это добрая воля каждого человека. Совсем не нужно, чтобы человек был большим бизнесменом для того, чтобы кому-то оказать какую-то спонсорскую помощь. У меня были моменты, когда мне помогали простые люди. Они свою месячную зарплату давали, я была этому благодарна. У государства не бездонный карман, это понятно. Мы проводим конкурс профессиональных вокалистов, и того, что нам государство дает, к сожалению, очень мало, нам приходится с протянутой рукой обращаться к таким людям. Наши постоянные давние партнеры с самого начала конкурса - это компании «Петроказахстан», «Шеврон», в последние несколько лет нас очень хорошо поддерживал «Самрук-Казына». Мы очень благодарны им. Каждый помогает как может.

Конечно, я считаю, что талантам нужно помогать, потому что это наше достояние в будущем. Но это не обязательство. Просто хотелось бы, чтобы представители бизнеса чаще протягивали руку помощи молодым талантам, большая часть которых - выходцы из семей со средним и низким достатком.

Сейчас у людей возможностей больше. Раньше, когда я хотела поехать на стажировку в Италию, у нас был министр культуры Фурцева. Когда ей сказали, что Бибигуль Тулегенову хотят отправить хотя бы на полгода в Италию на стажировку, она запретила. Мол… Бибигуль и так хорошо поет. А сейчас другое время. Если у тебя есть деньги, если у тебя есть хороший спонсор, можешь поехать в любую страну для учебы. А в наше время мы все ждали, когда нам из Москвы разрешение дадут. Без разрешения мы ничего не могли сделать.

— Насколько сильно изменилась сцена оперы в Казахстане, каковы ее перспективы на мировой арене?

— Раньше, в союзное время, в Казахстане был единственный театр, а сейчас их несколько. Главный сейчас - театр оперы и балета имени Абая – этот театр мы называем «қара шаңырақ». Сейчас у нас есть прекрасный театр «Астана опера» в столице. Набирает силы Шымкентский оперный театр. Время идет, и все меняется. Появляются новые возможности, новые учебные заведения. У нас есть университет искусств Айман Мусаходжаевой, а также много мест, где специалисты могут себя реализовать. Раньше все, кто заканчивал консерваторию, шли в театр оперы и балета имени Абая или в филармонию. Других мест не было. А сейчас, окончив университет или консерваторию, можешь идти в разные театры. Работы хватает.

— Как родителю не упустить в ребенке талант, разглядев его? С чего начать творческий путь так, чтобы ребенок не потерял интерес?

— Когда я пришла в Алматинскую государственную консерваторию, мне было 18 лет. Я пришла из Семипалатинского мясокомбината, была простой рабочей консервного завода, поэтому никакого музыкального образования у меня не было. Я очень благодарна академику Ахмету Жубанову, который заставил меня учиться в Алматинской консерватории, в которой он был ректором. Это был 1948 год. Конечно, мне было очень трудно. Но так как у меня был абсолютный слух, хорошая память, я быстро учила произведения. Мне было очень легко учить музыкальные предметы. На подготовительном курсе даже получала повышенную стипендию.

Самое удивительное, что в консерваторию поступила с семиклассным вечерним образованием. Было очень тяжело. Но когда пошли теоретические предметы, стало еще сложнее. По специальности я шла высоко, по общеобразовательным предметам все было не так радужно. А сейчас другое время. Сейчас детей с детства учат играть на домбре, гитаре, баяне, фортепиано, скрипке. Сейчас детям с шести-семи лет дают музыкальное образование. Далее они идут в музыкальное училище, колледж, а потом в консерваторию. Дети приходят в консерваторию уже со средним специальным образованием! И это, поверьте, очень много. Они свободно владеют инструментом, могут сами себе аккомпанировать. У нашего поколения, к сожалению, такой возможности не было.

Мы формировались после репрессии, потом была Великая Отечественная война. Я, когда была в Семипалатинске, не знала, что есть музыкальные учебные заведения. Когда мою маму спрашивали, почему она не отдает свою дочь учиться музыке, она отвечала: «А зачем учиться? Поет - и пусть поет. Надо семью кормить, петь потом будет».

Только потом, когда я пришла в консерваторию, осознала, что для того, чтобы быть хорошей певицей, необходимо очень много работать над собой. Хотя я не пою на сцене, тем не менее я стараюсь над собой работать даже сейчас. Иногда какие-то произведения разбираю и распеваюсь.

Повторюсь. Сейчас у детей есть большие возможности. Абитуриенты приходят в высшее музыкальное учреждение готовыми специалистами. Даже если ребенок не будет музыкантом, детям нужно изучать музыку хотя бы потому, что она учит усидчивости и терпению. Многое ребенок получает, когда учится музыке. Конечно же, в первые годы сложно, ребенок может плакать и даже капризничать. Тем не менее, когда он начинает понимать музыку, то получает много. Есть дети, которые сразу чувствуют музыку, им интересно, когда они ноты и гаммы учат, а некоторые позже начинают понимать, что такое настоящая музыка. У каждого по-своему просыпается внутренний талант, его необходимо развивать. Когда я бываю на детских конкурсах, то вижу, как родители наряжают своих детей, костюмы шьют, сами бегают с ними по конкурсам, болеют за них. А в наше время этого не было. Детства у нас не было. Мы работали, помогали взрослым.

— Международному конкурсу вокалистов Бибигуль Тулегеновой больше 20 лет. Расскажите об его особенностях и концепции. Что изменилось за эти годы? Каких результатов удалось добиться его финалистам?

— Первый международный конкурс вокалистов Бибигуль Тулегеновой состоялся в сентябре 2001 года. Это детище моей младшей дочери Мариямгуль, которой, к сожалению, сейчас с нами нет. Ее не стало в марте 2007 года. Двадцать лет назад она мне сказала: «Все народные артисты СССР создают конкурсы, давай и мы попробуем». Тогда я ответила отказом. Она, ничего мне не говоря, начала собирать информацию, ездила в Москву, готовила для конкурса всю документацию. Два конкурса она провела сама. Остальные конкурсы мы со старшей дочерью Гузель проводили сами. Это было непросто, ведь Гузель - доктор технических наук, человек из совсем другой отрасли. Так сложилась судьба, что ей пришлось вникнуть в искусство, если раньше она соприкасалась с музыкой через нас, то сейчас занимается всеми организационными вопросами.

Сегодня 21 год как существует наш конкурс. Даст Бог, на следующий год у нас будет XII конкурс. В 2019 году, на 70 лет моей творческой деятельности, прошел 10-й по счету конкурс вокалистов Бибигуль Тулегеновой. Это был наш юбилейный год.

В начале участниками конкурса были в основном представители Казахстана и ближнего зарубежья, но потом география постепенно расширялась. К нам стали приезжать конкурсанты из дальнего зарубежья: из Болгарии, Чехии, Южной Кореи, КНР, Монголии. Обладателями Гран-при конкурса становились представители Узбекистана, Монголии, России.

По иронии судьбы, у нас Гран-при почему-то чаще получают наши казахстанские певцы. Не потому, что мы своих «тянем», просто они долго и упорно готовятся. Но на 10-м конкурсе к нам приехал молодой итальянский певец Оресто Козимо. Он у нас здесь, в Алматы, получил Гран-при. Позже мне дочь показала в интернете, как наш лауреат поет в La Scala с Анной Нетребко «Травиату». Очень искренний молодой человек. Оресто говорил, как счастлив, что приезжал к нам, выиграл Гран-при и получил статуэтку с моим изображением. Он меня настолько окрылил своими словами благодарности! Позже Козимо рассказал, что нашу статуэтку возит с собой по всем миру. Вот такие благодарные люди бывают.

Сейчас география конкурса очень обширная. Наш конкурс ждут и спрашивают. Дай Бог, с 2023 года начнем работу над XII конкурсом, ведь его результаты налицо: в самом большом театре Казахстана «Астана опера» 60 процентов солистов - это лауреаты нашего конкурса. Азамат Жилтыркозов, Медет Чотабаев, Альфия Каримова, Талгат Мусабаев, Бибигуль Жанузак и многие другие – наша гордость. Также в алматинском театре оперы и балета имени Абая больше 30 певцов также наши лауреаты. В их числе Андрей Трегубенко, Дулат Токанов, Талгат Кузембаев, Наталья Мезина и другие.

Я могу похвастаться тем, что лауреат конкурса Наталья Мизюк, завоевавшая Гран-при нашего второго конкурса, уехала на стажировку в Австрию и теперь там работает, преподает. Мне очень приятно, что все наши конкурсанты и лауреаты звонят и пишут мне, рассказывают о своих достижениях и высылают свои видео. Они все для меня как дети. Я ими очень горжусь. Я рада, что, по мере возможностей, вношу свою лепту в искусство Казахстана.      

— Дорогая Бибигуль Ахметовна, в преддверии вашего дня рождения, который совпадает с Днем Независимости РК, позвольте пожелать вам крепчайшего здоровья, оставаться такой же активной и бодрой. Вы - пример для подражания и вдохновения! Что бы Вы пожелали молодому поколению, тем, кто сегодня стоит у истоков создания Нового Казахстана?

— Самое главное – нам всем чистого, ясного и мирного неба. Чтобы ничто в нашем суверенном государстве не мешало строить свою жизнь, свое государство. Молодежи нельзя сидеть сложа руки. Вокалист должен работать всю жизнь, делать концертные программы. Мы можем советовать, но решать будущее должна наша молодежь. Желаю всем успехов и созидательного труда.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру