«Осколки»: мечты в России, вдохновение в Украине, созидание в Казахстане

Экспозицию художественных работ Натальи Звонковой под названием «Осколки» сегодня можно увидеть в алматинском творческом пространстве Art Lane.

Несложно догадаться, о каких в буквальном смысле осколках идет речь, но экспозиция художницы также представляет собой осколки, на которые разорваны сегодня души многих людей. Они могут проживать в разных странах и даже на отдаленных друг от друга морями и океанами континентах, но все равно будут объединены желанием жить в мире, согласии и спокойствии.

Экспозицию художественных работ Натальи Звонковой под названием «Осколки» сегодня можно увидеть в алматинском творческом пространстве Art Lane.

Эти мысли и условности не всегда зависят от нас, но у каждого есть право на собственный дом хотя бы внутри себя, свои принципы и интересы, свои вкусы и предпочтения, свои мышление и творчество.

Как раз колоритность творческого мышления Натальи Звонковой в первое же мгновение бросается в глаза, пробирается в мысли и душу. Написанные художницей прекрасные девы, птицы и цветы кажутся порхающими и праздничными, если бы не черный фон, вкрапления выжженных огнем элементов и деталей ее коллажей. Именно в такой интерпретации мыслей художницы предстала зрителям ее экспозиция «Осколки».

— С Айной Зубаир, хозяйкой творческого пространства Art Lane, где сегодня проходит моя выставка, меня познакомила подруга из международного женского клуба. Так вышло, что при первом же знакомстве она предложила мне провести в ее салоне мою персональную выставку. Возможно, она уже была ранее знакома с моим творчеством. И мне понравилось, как колоритно были подготовлены стены под каждую из моих работ.

Из серого в звонкое

Наталья Звонкова родилась в Воронеже и до шести лет оставалась в этом городе, а после вместе с родителями переехала в Москву, где долгое время жила.

— Я родилась и выросла в Советском Союзе. Серые дома, скучная школьная форма, похожая выцветшая одежда и одинаковая мебель на одних и тех же этажах, — рассказывает о себе она. — Отсутствие цвета в детстве объясняет мою жажду использовать в творчестве яркую цветовую гамму. Не могу заставить себя создавать что-то однотонное. И если цвет — мой бесспорный чемпион, то фактура — по праву вторая. Я хотела стать художником с самого раннего детства, но в итоге окончила институт железнодорожного транспорта, получив профессию инженера-экономиста. Окончание вуза пришлось на девяностые годы прошлого столетия, и я долго работала в банках и инвестиционных компаниях. Рисовала в то время мало, пока в 2010 году не переехала со своим супругом в Киев. У меня появилось на новом месте больше свободного времени, и я, наконец, взялась за холсты и кисти. Там мы прожили почти 11 лет. И около трех лет назад, по долгу службы моего мужа, мы переместились в Казахстан — в город Алматы.

Получается, что свою художественную карьеру Наталья начала, когда оказалась на Украине. Творческий дух древнего города Киева с его легендами и фольклором всегда присутствовал и служил катализатором ее творчества. У нее прошли две персональные выставки в Киеве, также она приняла участие в нескольких групповых мероприятиях. Ее работы находятся в частных коллекциях США, Нидерландов, Вене и ОАЭ.

Агрессивный спектакль жизни

Уже находясь в Алматы, Наталья Звонкова погрузилась в творческий ренессанс, вдохновляясь яркими культурными традициями южной столицы Казахстана.

— На карантине лета-2020 я схватила длинный рулон бумаги и дала фантазии разгуляться, рисуя красками и карандашами все, что приходило в голову, — рассказывает художница. — Я создавала цветы и листья, животных и абстрактные формы, которые появлялись в моем воображении. Потом разбивала эти рисунки на мелкие кусочки, а напоследок взяла эти работы и приклеила на холст в новом порядке. Такой художественный «спектакль» получился немного агрессивным, но подтверждающим саму жизнь. С тех пор я так и работаю...

После того, как мы походили по горам, у меня на холстах поселились фазаны. Алматы — теплый во всех отношениях мегаполис. Здесь люди любят посидеть, поговорить, поесть, побывать на природе, а близость гор — это такое сокровище для города и алматинцев. У меня еще в самом начале настоящего года планировалась персональная выставка в южной столице, но ее открытию помешали всем известные январские события.

Так вышло, что художницу постоянно сопровождают независящие от нее, как и от многих из нас, драматические события, происходящие в определенных точках мира. И хотя она сейчас проживает не в Киеве и не в Москве, у нее осталось много родных и близких в двух некогда дружественных и очень похожих друг на друга странах.

Художница так описала концепцию своей настоящей выставки: «По прошествии первых недель войны я начала спонтанно рисовать. Все, что накопилось в душе, просилось на холст. В моем воображении визуализировались удивленные и испуганные глаза женщин, вспорхнувшие голуби и что-то еще... Разбитое стекло и разлетающиеся осколки. Только после завершения картины я поняла, какую шутку сыграло со мной мое подсознание. Все это пришло из реальной жизни, из сегодня.

Моя подруга из Ирпеня, украинского города недалеко от Киева, не имела возможности собрать чемодан и упаковать необходимые вещи. Она убегала в том, что было на ней, прихватив с собой пожилую маму и соседку, оставив любимых животных и дом-замок. Ее дом был замком, построенным для прекрасной принцессы, которой она являлась для своего мужа. Это был архитектурный символ эпохи 90-х годов. Башни, рыцари, пруд с китайским мостиком, фараоны, стоящие вдоль забора. Более 15 лет прошло после смерти ее мужа, но она не хотела покидать этот трогательный и немного наивный замок. Моя подруга всегда оставалась в своем замке принцессой из волшебной сказки. Я назвала эту выставку «Осколки». Она посвящена всем, чье настоящее и будущее, чье право на жизнь были разбиты, как разлетевшиеся вдребезги окна замка в Ирпене.

Магические акценты

В одной из работ, представленных на выставке, на большом вертикальном холсте драматически черного цвета собран в складки наверху и гармонично на спуске вниз наклеен натуральный белоснежный рушник с узорной вышивкой. Только его кружевные края слегка опалены огнем. Этот холст останавливает возле себя и заставляет возвращаться к нему вновь и вновь.

Напомним, что рушник — это русское, белорусское, украинское или другое славянское полотенце со своим сакральным смыслом. Как правило, оно бывает домотканым, расшитым узором и по кайме декорированным кружевами. Обычно таким полотенцем украшали избы или дома в праздничные дни, и всегда рушником оформляли так называемый красный, он же молитвенный, угол главной комнаты, в котором ставились иконы. Также рушник служит предметом народной культуры и народного творчества славян для подачи основных блюд. Наделялся он и семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах рушник выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функции. Его используют и сегодня в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родах и крестинах, в календарных обрядах, а также в магии и медицине.

— Мне эта работа с цельным рушником больше всего нравится, она сильнее остальных, — делится своим размышлением алматинский художник Тэоман Хос. — Она напомнила мне писсуар, больше известный как «Фонтан» Дюшана, напоминающий при определенном ракурсе и освещении облик Девы Марии. Есть в этом холсте что-то символичное и драматичное, философское, и рушник на нем выглядит и как плащаница. (Туринская плащаница — кусок ткани большого размера с отпечатанным изображением Иисуса Христа. Символ веры, используемый в церкви. — Прим. автора.)

— В Киеве мы часто ездили на блошиный рынок, куда со всей страны в огромном количестве привозили расшитые узорами рушники. Множество из них были испорченными, не цельными и продавались за копейки, — вспоминает Наталья. — И я эти рушники покупала для создания своих коллажей. Вот и здесь вы видите один из них, а на другом диптихе я из одного рушника, разрезав его пополам, сделала платья для женщины в двух ее разных ипостасях современной жизни. Одна часть рушника целая, вторая подпалена и продырявлена.

Хочется жить в мире

— Все мои работы выполнены в наше время, в этом году, и не писать на тему постоянных переживаний сегодня невозможно, потому что мы все находимся в одном информационно-испытательном пространстве, — поясняет тематический замысел своих работ Наталья. — Для меня существуют две родные страны — Россия и Украина, с которыми я связана и ментально, и эмоционально. У меня болит душа за обе стороны. И на яркой стороне моих картин всегда царит мир, в котором всем нам хочется растить детей, развлекаться, ездить в путешествия. Несмотря на то, что наш привычный мир пытаются разрушить на осколки, а уровень нетерпимости у многих зашкаливает, остается надежда на то, что независимо от политики люди не позволят уничтожить свою душу и будут по-прежнему тянуться друг к другу.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру