Спектакль жизни Сергея Калмыкова

В Алматы нашли могилу знаменитого художника

В Государственном музее искусств РК имени Абылхана Кастеева презентован проект «Калмыков. Последний приют», связанный с обнаружением места захоронения художника, и по случаю его дня рождения.

В Алматы нашли могилу знаменитого художника

Из музейного фонда

У каждого, кто ценит творчество Сергея Ивановича Калмыкова, есть его любимые работы. Чаще их множество, потому что выбрать одну самую-самую среди них невозможно. Калмыков в своем стиле многоуровневый, изобретательный, полный тайн и загадок, причем как художник, так и человек. О Калмыкове много говорили при его жизни, удивлялись его манере одеваться, вести себя в социуме, точнее вне социальной среды, потому что он всегда предпочитал одиночество. В одиночестве ушел и из жизни, и до последнего времени даже не было известно, где он похоронен.

После смерти художника могли исчезнуть и его многочисленные работы, но, к счастью, Любовь Плахотная, директор галереи имени Шевченко, как назывался ранее Государственный музей искусств РК имени А. Кастеева (далее — ГМИ РК имени А. Кастеева), написала письмо в Министерство культуры с просьбой о передаче в фонд галереи всех работ, находившихся в квартире Сергея Калмыкова. Благодаря ее стараниям в алматинском музее сейчас находятся 1111 произведений Калмыкова.

До конца ноября, а возможно, и дольше, в рамках проекта «Калмыков. Последний приют» в ГМИ РК имени А. Кастеева можно будет любоваться фантазийными работами художника. Куратором экспозиции выступила искусствовед Екатерина Резникова:

— На нашей выставке представлена лишь малая часть того, что заключает в себе уникальный феномен гения Сергея Калмыкова, выдающегося последователя русского авангарда, оказавшего влияние на последующие периоды развития современного искусства. В Алма-Ату Сергей Калмыков приехал в 1935 году, чтобы работать художником в театре оперы и балета, тогда музыкальном. Известно, что он не только работал над оформлением спектаклей театральных режиссеров, но и сам придумывал собственные постановки, создавал к ним декорации. Правда, эти работы так никогда и не дошли до сцены. Он очень тонко чувствовал натуру, умел работать с цветом. Можно сказать, что картины Сергея Калмыкова — это целая Вселенная в ограниченном пространстве холста, где реальные образы переплетаются с вымышленными. Испытав влияние различных художественных течений, обучаясь у Петрова-Водкина и Добужинского, восхищаясь творчеством Леонардо да Винчи и Ван Гога, экспериментируя в абстракции, испытав влияние супрематистов (единственную собственную супрематическую композицию он написал в 1920-м), он сумел найти и выработать собственный стиль.

Найти след через 50 лет

Прошло более полувека со дня смерти Сергея Ивановича Калмыкова, и удивительно, что никому ранее не удавалось найти место его захоронения. И лишь в 2022 году известному алматинскому журналисту Евгении Морозовой по счастливой случайности попалась на глаза одна публикация, послужившая отправной точкой для поиска могилы художника.

— На одном из тематических форумов в интернете я прочитала пост о Сергее Калмыкове, который заканчивался стандартной фразой о том, что, где он похоронен, неизвестно, — пояснила Евгения Морозова. — Тут на глаза попался комментарий человека, который написал, что прекрасно знает, где могила художника, потому что в детстве не раз ходил туда вместе с папой. Естественно, я не смогла пройти мимо такой информации. Мы связались с автором комментария Олегом Ивановичем Федоровым и вместе пошли на кладбище, где он быстро нашел безымянную могилу, куда так часто приходил с отцом в детстве.

Поскольку на месте погребения не было никакой таблички, Евгения совместно с некрополистом Георгием Афониным занялась исследованием. К их действиям подключились также активисты Алматы и специалисты Государственного архива города.

— Мы внимательно изучили все документы, вследствие чего удалось установить, кто был похоронен рядом с безымянной могилой, где, как мы предполагали, покоится Сергей Калмыков, — говорит Евгения Морозова.

Благодаря книге регистрации захоронений поисковики выяснили, кто находится ближе всего к могиле художника, и место захоронения Калмыкова, таким образом, определилось. Его привели в порядок, поставили крест. Сегодня активисты предлагают объявить среди скульпторов Казахстана конкурс на создание фигуры Калмыкова, чтобы увековечить память художника, чье имя вплетено в историю Алматы.

Память о художнике

В 1989 году режиссер Игорь Гонопольский снял документально-художественный фильм-трилогию о художнике «Это Я вышел на улицу». Эту ленту можно посмотреть в свободном доступе в интернете.

В 1991 году ГМИ РК имени А. Кастеева издал первый альбом работ Калмыкова, а в 2006-м по случаю 115-летия со дня рождения художника издали второй альбом на трех языках, в который вместе с биографией вошли 246 работ художника. В 2012 году в России вышел альбом российского доктора искусствоведения, старшего научного сотрудника Государственной Третьяковской галереи Игоря Смекалова «Сергей Калмыков. Оренбургский период, 1981-1937», и позднее там же — двойной альбом Смекалова «Сергей Калмыков. Последний из Русского авангарда. Похвала Оренбургу». В 2015 году составителем литературного наследия «Сергей Калмыков. Необычайные абзацы» снова выступил Игорь Смекалов, издавший затем еще один альбом под названием «Сергей Калмыков. Пространство и время: рукописи 20-х-30-х годов XX века».

В Оренбурге на доме по ул. Ленинской, 5, где когда-то жил С.И. Калмыков, 29 августа 2014 года установлена мемориальная доска «Певцу Оренбурга».

В Алматы же на доме, где жил Калмыков, мемориальной доски до сих пор нет, впрочем, как и памятника. Но в 1997 году в Казахстане выпустили почтовую марку достоинством 25 тенге с изображением работы Калмыкова «Фантастический натюрморт», а в 2008-м — коллекционную монету достоинством 500 тенге с изображением другой работы под названием «Безымянное».

В этом году на Венецианской биеннале впервые представлен самостоятельный павильон Казахстана, в котором арт-коллектив ORTA создал проект, посвященный жизни и творчеству Сергея Калмыкова.

Часто имя Калмыкова упоминается в литературных произведениях. К примеру, многие знают, что долгие годы живший в Алма-Ате после сталинских лагерей российский писатель Юрий Домбровский описал Сергея Калмыкова в своем знаменитом романе «Факультет ненужных вещей». Автор так запечатлел свою первую встречу с художником: «И тут я увидел художника за мольбертом. Об этом чудаке я уже слышал. Месяц тому назад он подал объяснение в милицию (жаловались соседи) и подписался так: «Гений I ранга Земли и Галактики, декоратор, художник-исполнитель Театра оперы и балета имени Абая СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КАЛМЫКОВ». Он был одет тоже не для людей, а для Галактики. На голове его лежал плоский и какой-то стремительный берет, а на худых плечах висел голубой плащ с финтифлюшками, а изпод него сверкало что-то невероятно яркое и отчаянное — красное-желтое-сиреневое. Художник работал. Он бросал на полотно один мазок, другой, третий — все это небрежно, походя, играя, затем отходил в сторону, резко опускал долу кисть — толпа шарахалась, художник примеривался, приглядывался и вдруг выбрасывал руку — раз! — и на полотно падал черный жирный мазок. Он прилипал где-то внизу, косо, коряво, будто совсем не у места, но потом были еще мазки, и еще несколько ударов и касаний кисти — то есть пятен — желтых, зеленых, синих, и вот уже на полотне из цветного тумана начинало что-то прорезываться, сгущаться, показываться. И появлялся кусок базара: пыль, зной, песок, накаленный до белого звучания, и телега, нагруженная арбузами…»

Повесть другого писателя Олега Мерку лова «Нечаянная встреча» написана в память о Калмыкове, который был его другом. Книга содержит своеобразные меркуловские прочтения творчества мастера.

Сергей Калмыков также стал главным героем романа «Белый круг» израильского писателя Давида Маркиша, сосланного после войны с семьей в Казахстан. Очерк «Живописец Сергей Калмыков» помещен в книге Владимира Проскурина «Алма-Атинские дворики». Художнику также посвящена первая глава книги Александра Бренера «Жития убиенных художников». Казахский драматург Роза Муканова написала пьесу «Сен», посвятив ее Калмыкову.

И, возможно, не многие знают, что в киноленте казахстанского режиссера Калыкбека Салыкова «Балкон», вышедшей на экран в 1988 году, образ Калмыкова очень ярко передал артист Валентин Никулин.

Из дневников Калмыкова

Многочисленны е дневники художника — еще одна любопытная его характеристика. Многие из записей Калмыкова еще не изучены, не доступны широкому кругу, но часть из них уже известна, к примеру, о красном коне. «К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. Да! В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной. Только ноги коротки от бедра. У меня в жизни длиннее», — пишет художник. И считают, что одна из ранних работ Калмыкова, в которой он в 1911 году изобразил красных коней на воде, вдохновила Петрова-Водкина на создание его знаменитой картины «Купание красного коня» в 1912 году. «Что мне какой-то там театр? Или цирк? Для меня вся жизнь — театр», — напишет Сергей Иванович в конце своей жизни. И этот спектакль фантастического экспрессионизма продолжается и сегодня.

Справка МК

Сергей Иванович Калмыков родился 6 октября 1891 года в Самарканде, тогда еще входившем в состав Российской империи. Ушел из жизни 27 апреля 1967 года в городе Алма-Ате. Русский и советский художник, иллюстратор, декоратор, писатель. Народный художник Казахской ССР. Искусствоведы считают, что его произведения не имеют прямых аналогий в истории мирового искусства. Сам Сергей Иванович определил свой стиль как «фантастический экспрессионизм». В 1935 году Калмыкова в качестве декоратора сцены для нового музыкального театра (сейчас КНАТОБ имени Абая) пригласил в Алматы композитор Евгений Брусиловский. Здесь художник самостоятельно оформил оперы «Аида», «Князь Игорь», «Фауст», «Флория Тоска» и многие другие. Некоторые полотна он расписывал с обеих сторон, что было удобно и для хранения меньшего количества декораций, и экономило расходы самого театра.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру