Оптические шедевры Иштвана Ороса в Алматы

В Центральном государственном музее РК открылась выставка необычного венгерского художника Иштвана Ороса.

Оптические шедевры Иштвана Ороса в Алматы

Два Иштвана

Генеральное консульство Венгрии в Алматы в партнерстве с компанией «Гедеон Рихтер Казахстан» по случаю своего национального праздника — Дня святого Иштвана — и 30-летия дипломатических отношений между Венгрией и Казахстаном подарило алматинцам и гостям южной столицы великолепную выставку графики, плакатов и анаморфоз. Названная «Графика, плакаты, анаморфозы» экспозиция представляет собой богатую коллекцию воздушных, на первый взгляд, чернобелых гравюр. Мастерски созданные одним из самых известных художников мира работы при близком рассмотрении демонстрируют тысячи деталей, из которых, как кружево, соткано цельное произведение. Хочется провести много времени, изучая и внимательно рассматривая каждую гравюру. И любая из них поразит виртуозностью исполнения, когда за сложностью техники, наполнением пространства белого холста мельчайшими и четко прорисованными фрагментами полотно смотрится легким и невесомым, как облако.

— Как отмечают искусствоведы, в своих произведениях Иштван Орос создает запутанные оптические обманы, прибегая к визуальным парадоксам и пространственным иллюзиям, воплощенным в традиционной технике рисования, — отметил в своем приветственном слове Генеральный консул Венгрии в городе Алматы господин Ференц Блауманн. — Каждый год мы празднуем День святого Иштвана, и в этом году также отмечаем 30-летие с момента установления дипломатических отношений между Казахстаном и Венгрией. 25 декабря 1992 года, когда у нас в стране отмечается Рождество, было экстренно собрано собрание Парламента и сразу 18 депутатов отправились в столицу Казахстана с дипломатическим визитом. В течение 30 лет и сегодня наши страны связывают экономические и культурно-просветительские отношения. Отрадно, что одна из крупнейших венгерских компаний «Гедеон Рихтер Казахстан» поддержала этот новый художественный проект в Центральном государственном музее РК и постоянно выступает партнером многих культурных мероприятий. Также партнерами выставки выступили компания MOLGROUP и сам музей.

Что касается национального праздника Венгрии, то его отмечают каждый год 20 августа. День святого Иштвана посвящен первому королю страны — Иштвану (Стефану), который взошел на престол в этот день в 1000 году. Такое же имя и у венгерского художника. Но примечательно, что Иштван Орос с 1984 года использует псевдоним Утис (Utisz), что в переводе с греческого означает Никто. Это имя использовал древнегреческий персонаж Одиссей, обманным путем лишивший Циклопа глаза. Но у Иштвана Ороса обманы исключительно оптические. И эта личность далеко не Никто.

Другие измерения художника

Иштван Орос (венг. Orosz István) — венгерский художник-график, художник-мультипликатор, писатель. Наиболее известен работами в области оптического искусства. Он использует различные оптические иллюзии, изображая, на первый взгляд, невозможные фигуры, рисунки с двойным смыслом и анаморфозы. Иштван Орос является членом Венгерской академии искусств, лауреатом самой престижной Национальной премии имени Кошута.

Профессиональное образование Иштван Орос получил в Будапеште — в Венгерском университете изобразительных искусств. Одним из его преподавателей был изобретатель кубика Рубика — Эрне Рубик. Возможно, именно его влияние «спровоцировало» в художнике страсть к экспериментам и разработке собственного стиля. Орос начинал работать в театре как сценограф, декоратор и актер, затем увлекся искусством анимации. Позже, когда его интересы переместились в область прикладной графики, он начал делать театральные, выставочные и киноплакаты.

Иштван Орос обращается в своих работах к визуальным парадоксам и пространственным иллюзиям, и в то же время, являясь воспитанником классической школы искусства, неизменно следует традиционным техникам рисования.

«Человек энциклопедических знаний, прошедший классическую школу европейского рисовальщика и гравера, в совершенстве владеющего материалом, Иштван Орос выработал свой неповторимый стиль и особый, ни с чем не сравнимый почерк. При этом колоссальная работоспособность и удивительный креативный полет самой высокой пробы делают его плакаты выдающимися произведениями современного искусства. Иштван Орос развивает в своей графике самые интересные идеи школы европейского импоссибилизма — искусства невозможного. Причем делает это артистично и легко, как будто играет театральные этюды. Он без малейшего напряжения жонглирует таинственными образами из классической эстетики абсурда и европейской мистики, выходами в Эшеровское четвертое измерение и завораживающими примерами оп-арта. Не удивительно, что и в плакате маэстро остается верен себе, смело «микшируя» темы из литературы, прикладной психологии и современного искусства. Его плакаты — это иллюстрации в большой Книге жизни (что, собственно, представляет собой окружающая эти плакаты действительность)», — так пишут о нем европейские эксперты в области искусства.

Иштван Орос является лауреатом Международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела», регулярным участником всех главных международных биеннале, проходящих в Брно, Варшаве, Тояме, Лахти и других. Как аниматор он сотрудничает в качестве режиссера с киностудией «Паннония». Иногда Иштван Opoc читает лекции в качестве приглашенного преподавателя в своей альмаматер — Венгерском университете изобразительных искусств в Будапеште. Пишет книги.

Анаморфозы Иштвана Ороса

Помимо гравюр и плакатов казахстанским зрителям представлены и анаморфозы Иштвана Ороса.

Это не такой привычный термин для нашей аудитории. Слово «анаморфоз», или «анаморфоза», произошло от греческого ανμόρφωσις, где ανμ — приставка со значением повторности, μορφή — образ, форма. В искусстве и физике это конструкция, созданная таким образом, что в результате оптического смещения некая форма, недоступная поначалу для полноценного визуального восприятия, складывается в легко прочитываемый образ. Удовольствие состоит в наблюдении за тем, как образ неожиданно складывается из рисунка. Один из наиболее известных примеров — странный продолговатый предмет на картине Ганса Гольбейна-младшего «Послы», который при рассмотрении под определенным углом превращается в череп.

У Иштвана такие арт-конструкции так же легки и воздушны, как его гравюры, и так же загадочны, когда из одного сложного рисунка появляется совершенно иной.

Анаморфозы Иштвана Ороса можно рассмотреть при помощи специальных приспособлений — конических или цилиндрических зеркал, которые устанавливаются над центральным верхним углом картины. В итоге в отраженной зеркальной поверхности взору предстает смысловое изображение, абсолютно непохожее на то, что мы видим на оригинальной картине.

Самая известная анаморфоза художника называется «Таинственный остров» (Mysterious Island). На ней изображен морской берег и расходящиеся в стороны волны, открывающие взору двух странников, стоящих на берегу, морское дно и обломки затонувшего корабля. Взглянув на отражение этой картины в цилиндрическом зеркале, мы увидим портрет любимого писателя художника — Жюля Верна. А в Алматы на таких зеркалах можно видеть фрагменты античной архитектуры и портрет Альберта Эйнштейна.

Носорог

В экспозиции, представленной в ЦГМ РК, трудно обойти вниманием изображения носорогов. Кажется, они прорисованы с особенной любовью. На сайте самого Иштвана можно также встретить его эстетически созданных представителей этого вида животных. Там же этому находится объяснение: «Особое уважение и интерес Иштвана Ороса как художника получил образ носорога, созданный великим мастером эпохи Возрождения, немецким живописцем и графиком Альбрехтом Дюрером. В 1515 году по просьбе своего друга Дюрер создал гравюру на дереве, на которой он изобразил невиданное им ранее животное. В то время в Европе носороги воспринимались как полумифические существа. Опираясь на словесные описания очевидцев, Дюрер заковал своего носорога в латы, наделил его изогнутым рогом на спине, чешуйчатыми ногами и зазубренным гребнем. Несмотря на анатомические неточности, гравюра Альбрехта Дюрера получила большую известность в Европе и до конца XVIII века считалась самым правдивым изображением носорога. По словам Иштвана Ороса, дня него и его коллег–графиков эта работа, созданная более пяти веков назад, до сих пор является эталоном, олицетворением наивысшей точки возможностей человеческого воображения». (http://huncult.ru/blog/orosz-guide).

Все полумифические оптические иллюзии Иштвана Ороса погружают в мир искусства с особенным аппетитом. И до 28 сентября в этом можно убедиться лично.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру