Тот самый момент. Почувствовать. Предвидеть. Поймать.

В сентябре в Almaty Gallery персональную выставку своих работ представит Талгат Галимов, фотокорреспондент газеты «Новое поколение». Он отлично знает и чувствует Алматы, а в городе его всюду узнают. На многих мероприятиях, встречах и выставках он появляется внезапно и также неожиданно исчезает, оставляя после какой-нибудь любопытный фотослед.

 Тот самый момент. Почувствовать. Предвидеть. Поймать.

«Мир глазами репортера»

Постоянно действующей «экспозицией» фоторабот Талгата Галимова можно назвать всю его деятельность в издании «НП», с которым он связан с момента его основания, то есть с 1998 года, а последние годы — это и «МК» в Казахстане». Практически каждый номер газеты и сайта проиллюстрирован его фотоснимками. А в сентябре мы будем наблюдать, как фотографы города станут фиксировать на свои камеры коллегу и его кадры на выставке. К слову, это будет не первая персоналка Галимова. В городе Атланта, в Америке, в 1996 году, когда проходили летние Олимпийские игры, Казахстан представлял свой павильон, и американцы, а также гости мирового спортивного события могли познакомиться с самыми красивыми видами и достопримечательностями Алматы. Они могли их увидеть благодаря фотографиям, созданным Талгатом Галимовым. Наш фотокорреспондент провел и ряд других авторских экспозиций в разных выставочных пространствах. Но сентябрьская выставка станет неким визуальным осмыслением деятельности фотографа в качестве репортера. Она и называться будет «Мир глазами репортера».

— В душе я — репортажник. Не павильонщик, не портретист, — говорит Талгат Галимов. — Я все умею снимать, но меня всегда больше тянет к репортажной съемке. А что такое репортажная съемка? Это выработанная правильная реакция вовремя нажать на кнопку фотоаппарата, почувствовать тот самый нужный момент. Если не сориентировался, потерял важный кадр. Надо уметь и предвидеть, как может разворачиваться событие или встреча, то есть быть всегда в тонусе, в особой концентрации внимания. Раньше, когда мы снимали на пленку, то ловили момент, глядя в окно видоискателя, и такого не было, чтобы щелкали без конца.

Это сегодня многим позволительна современная техника, на которой можно наснимать видеоряд, а потом выбирать из него нужный кадр. Но в таких случаях глаз замыливается, исчезают эксклюзивность, «неслучайность», осознанность, магия, если хотите.

А помнишь, как все начиналось?

— В 1977 году родители подарили мне фотоаппарат, и с того времени он вошел в мою жизнь. Тогда мне было всего 13 лет, но вплотную и профессионально я стал заниматься фотографией в возрасте 19 лет. В 1979 году окончил восьмилетнюю школу No 42 имени Октябрьской революции, затем пошел учиться дальше, а с 1983 года со мной навсегда сумка с фотоаппаратом через плечо. До 1993-го, пока повсеместно не стали разваливаться большие производства в стране, я успел поработать на заводе «Гидромаш», затем сотрудничал с одним из американских фондов, был репортером в газете «Караван», а в 1998-м мне сказали, что есть вакансия в открывшемся издании «НП». Я пришел на испытательный срок и остался здесь. Нахожусь в редакции и сейчас.

(Не)случайные кадры

В кабинете Талгата на всех стенах можно увидеть множество фотоснимков, сделанных им в разные годы. Среди них есть и самые незабываемые, зафиксированные как бы случайно и в то же время созданные с фантазией:

— У меня несколько таких снимков, которыми особенно горжусь и которых точно ни у кого не было и не будет. Два из них будут представлены на моей сентябрьской выставке, — говорит Талгат. — Один из них — из серии «Монумент и Солнце». Имеется в виду Монумент независимости на площади в Алматы. Мне посчастливилось показать его и при первых заморозках, и на закате, и при затмении солнца. При затмении я обыграл сюжет и точно знаю, что у других фотографов, которые хотели повторить его, этого не получилось. Еще для меня памятна фотография Первого Президента страны, когда он посетил один из медиафорумов в южной столице. Нурсултан Назарбаев сидел тогда на фоне баннера, на котором были цифры года «2010» и слово «Казахстан». Мне удалось скадрировать так, чтобы за спиной Президента осталось только «01 Казах». Эта фотография выходила на страницах нашей газеты. Еще мне нравится снимок с Премьер-Министром Акежаном Кажегельдиным, который также оказался на фоне баннера с государственной символикой и каким-то образом над его головой образовался символический нимб. Да, именно этот снимок можно заметить у меня на стене в редакционном кабинете, и я им тоже очень дорожу.

Самое важное для профессионального фотографа

— Во-первых, необходимо работать в паре — собственные мозги и фотоаппарат. Нельзя полностью надеяться на возможности техники, и я всегда говорю об этом молодым начинающим фотографам, которым кажется, что навороченные камеры сделают за них всю работу. Можно снимать с одного и того же аппарата, но разные люди и разные фотографы с одной точки и в одном, казалось бы, ракурсе, сделают совершенно разные по качеству снимки. Мне, конечно, не нравится, когда человек обучается два-три месяца на специальных курсах и сразу называет себя профессионалом, не зная при этом даже самых простых правил техники безопасности. К примеру, как держать камеру, чтобы ее не выронить. Бывают же разные ситуации — могут толкнуть, а могут попытаться и отобрать фотоаппарат.

Папа Римский!

Ситуации, когда у фотокорров изымают фотоаппараты, не настолько обыденные, насколько это может чаще случаться с пленкой или сейчас с флешкой, хранящей память. К примеру, на границе с Ташкентом таможенники в какой-то период времени просили показывать все, что отснято даже на сотовый телефон, и какие-то снимки заставляли тут же на их глазах удалять.

— Со мной такая история случилась в 2001 году, когда в Астану с визитом прибыл Папа Римский. Понятно, что его охраняли, а мне было любопытно подмечать разные детали, в том числе и снайперов на крышах зданий. Конечно же, я всегда смотрю не только на объект общего внимания, но и вниз, и вверх, и слева, и справа, и какие-то моменты хочется запечатлеть на пленку. Но тогда нас всех — и журналистов, и фотокорров — сопровождали сотрудники службы охраны Президента. Они просмотрели весь отснятый нами материал, удалив из него все, что посчитали, по их мнению, необходимым. Однако все нейтральные кадры не тронули. Было такое. А вообще я очень люблю пресс-туры, потому что изменение обстановки всегда наполняет свежей энергией, открывает новые ресурсы, обновляет взгляд. Даже чисто психологически любая поездка действует на всех только благоприятно, даже если в ней случаются рабочие казусы.

Я пошел по жизни

— Есть такое выражение у фотографов «Я пошел по жизни». Оно о любителях снимать все, что цепляют твои эмоции, глаза. Когда у меня есть свободное время, с удовольствием хожу по жизни. Люблю бывать в алматинском зоопарке, ботаническом саду, фотографировать старинные здания. У меня нет определенных границ в том, что именно запечатлеть на камеру. Тем и отличается репортажник от обывателя — он смотрит на то, что происходит здесь и сейчас. И я доволен тем, чем занимаюсь, счастлив от того, что меня знают. Но я всегда, конечно, стремлюсь к совершенству, к новым знаниям.

В моем саду...

— В качестве своего любимого хобби я бы назвал уход за собственным садом. У меня небольшой земельный участок у дома, но на нем нашлось место для многих растений. В моем саду благоухают цветы, растут малина, смородина, дают плоды персик, яблоня, вишня, слива. Но больше всего я люблю выращивать розы. У меня кустов 20, и ни одна роза не повторяется, не похожа ни на какую другу. Даже если взять бордовую, то у каждой будет свой оттенок. Осенью я иногда дарю друзьям розовые корни. У всех они приживаются, и мне приятно слышать, что мои розы в их цветниках становятся самыми красивыми.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру