Алтайская одиссея Часть 2. На родине В.М. Шукшина

Дата 25 июля для меня особенная, так уж сложилось. В этот день появились на свет несколько родных людей. Моя дочь, один из близких друзей, безвременно ушедший, но оставивший яркий след. В этот день ушел Высоцкий, и хотя в 80-м мне было всего четырнадцать, потеря уже тогда ощущалась. А еще в этот день родился Василий Макарович Шукшин.

Алтайская одиссея Часть 2. На родине В.М. Шукшина

Масштаб его личности, его влияние на всю русскую и советскую культуру, а не только на кинематограф, невозможно переоценить. Я думаю, можно говорить, что он был в числе тех, кто создавал и создал культурный код нации в самом широком смысле.

То впечатление, которое я когда-то испытал и продолжаю испытывать при очередном прочтении шукшинской прозы или просмотра его кинофильмов, до сих пор сложно сравнить с чем-либо еще. И вот накануне дня рождения Василия Макаровича мы в Сростках. Но перед этим были еще Белокуриха и Бийск.

Атомный министр

Для многих Алтай — это, прежде всего, туристическая мекка. Причем туризм, в первую очередь, экологический, в том числе экстремальный. Пешие горные маршруты и сплав по рекам, самая знаменитая из которых — красавица Катунь. Но есть там и такое уникальное место как Белокуриха. Мы бы назвали его урочищем по аналогии с Медеу, Кок-Жайляу и так далее, хотя оно занимает немалую площадь. Сегодня это город и бальнеологический курорт федерального значения. Знаменит он и известен на весь мир благодаря большому количеству санаторно-курортных лечебниц, где лечат, как говорят, абсолютно все — от сердечно-сосудистых заболеваний, болезней органов дыхания до проблем суставов.

Широкое развитие этому положил Ефим Павлович Славский, трижды Герой Социалистического труда, десятки лет возглавлявший Министерство среднего машиностроения Советского Союза, знаменитый Минсредмаш, в ведении которого находилась вся атомная промышленность СССР. Атомный министр, как его называли, один из руководителей проекта по созданию советского ядерного оружия, под чьим руководством создавались и мирные атомные проекты — станции, ледоколы.

Именно с его санкции в этих местах были построены первые санатории для работников атомной отрасли. Хотя первый курортный поселок был основан здесь еще в 1920-х годах, а в 1928-м сооружена водолечебница и поликлиника. В тридцатых годах прошлого столетия возвели первые деревянные спальные корпуса. Здесь отдыхали руководители советского государства и их жены, жил русский писатель Константин Паустовский. В 1942 году в Белокуриху эвакуировали всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Но для атомщиков нужны были особенные условия, ведь им действительно было что лечить. Восстанавливались здесь после полетов и космонавты, и многие другие.

Не вдаваясь в медицинские подробности, скажу о главном, что поразило меня лично. Как ни странно, это горный воздух. Это при том, что высота над уровнем моря, по алматинским меркам, небольшая — всего 240-250 метров. Такого воздуха нет даже в нашем Боровом — Бурабае, хотя это тоже замечательное место. На Алтае — уникальный растительный мир, 50 процентов которого — эндемики, и создает он нечто волшебное, и надышаться им невозможно. Или это после ковида такие ощущения? Так вот, как гласят справочники, горный воздух Белокурихи насыщен легкими аэроионами — главным лечебным компонентом. Здесь их содержание от 1014 до 2400, что вдвое превышает содержание на всемирно известном швейцарском Давосе (1006). А повышенная ионизация воздуха особенно чувствуется на прилегающих террасах и на терренкуре. Дада, и там терренкур, как у нас в Алматы. Так что теперь у меня мечта — приехать именно сюда недели на две. И просто — дышать. Есть здесь и горнолыжные трассы для зимнего отдыха. Не наши Шымбулак и Ак-Булак, конечно, но все же вполне прилично, а для новичков — даже экстремально.

Памятник Петру I в Бийске.

Именным указом

В России много городов, связанных с царем-реформатором Петром Великим. Один из таких городов — Бийск, последняя наша остановка по пути в Сростки. Небольшая историческая справка: «...29 февраля 1708 года из Сибирского приказа в Кузнецкую крепость было отправлено распоряжение со ссылкой на указ Петра I о строительстве военного укрепления в южной части Кузнецкого уезда: «На реках Бии и Катуни в пристойном месте для збору ясашной казны и к селению пашенных крестьян построить острог со всякими крепостьми».

Датой начала существования построенного в районе слияния рек Бии и Катуни укрепления, названного строителями Бикатунский острог, принято считать 18 июня 1709 года (эта дата записана в первом списке поселенцев крепости). Укрепление должно было защищать юго-восточные границы Российского государства и торговые пути, ведущие в Китай и Монголию. Вот такое историческое место. Из Бийска, кстати, берет свое начало легендарный Чуйский тракт. Долгое время Бийск развивался и как торгово-купеческий и промышленный центр края. А в 1926 году через город прошел Алтайский этап Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха. В память об этом событии на здании бывшей гостиницы «Деловой двор» в честь Николая Константиновича Рериха была установлена мемориальная доска.

Сегодня Бийск — второй по значимости город Алтайского края, крупный промышленный, научно-образовательный и культурный центр с населением более 200 тысяч жителей. Решением Правительства РФ в 2005 году городу Бийску присвоен статус наукограда (это 10-й по счету наукоград России). Причина тому — большой спектр предприятий и научных организаций оборонного комплекса, химии и фармакологии. Например, знакомая многим фармокологическая компания «Эвалар», рекламу продукции которой периодически можно встретить и на страницах нашего издания. Мы же побывали на уникальном в своем роде современном предприятии «Спецавтоматика», специализирующемся на комплексной защите объектов от пожара. Системы пожаротушения этой компании обеспечивают пожарную безопасность, в том числе в нашем столичном театре «Астана Опера». Вот так вот — ни больше, ни меньше.

Дом, где прошли детские годы В.М. Шукшина

Печки-лавочки

И вот — Сростки, родина Василия Макаровича Шукшина. Здесь все пропитано и пронизано им, его духом, героями его произведений. Герои, выписанные им, давно живут своей собственной жизнью.

Здесь дом, где прошло его детство. Маленькая кухонька с русской печью и небольшая горница, которую на все холодное время года закрывали, чтобы не отапливать — берегли тепло, экономили дрова и кизяк. На стенах фотографии — матери, сестры Шукшина, его самого в форме военного матроса — служил на флоте. Школа, где он учился. Парта, за которой сидел. Катунь, на которой рыбачил и купался. Земля, по которой ходил.

Дни Шукшина на Алтае, или Шукшинские чтения — фестиваль памяти великого земляка, ставший всероссийским, оформился и состоялся благодаря огромной народной любви к писателю и режиссеру. Возникнув сразу после его смерти, в 1976 году, он менялся, трансформировался, его даже пытались не проводить какое-то время на официальном уровне. Все решила действительная общенародная любовь к Василию Макаровичу. Люди к 25 июля приезжали в Сростки, шли на Пикет, в музей, гуляли и отдыхали на берегу Катуни, пели песни, читали шукшинские рассказы... Праздник организовывался и проходил независимо от официальной позиции властей. Это невозможно было игнорировать и не замечать.

Теперь Шукшинские чтения стали частью большого культурного и общественного события под названием Дни Шукшина на Алтае. Это и собственно чтения, и литературные конкурсы (с 2007 года присуждается Шукшинская литературная премия), песенные и театральные мероприятия, концертные программы, показы фильмов, научно-практические конференции, семинары и даже спортивные состязания. Еще—фестивали народного творчества, разного рода художественные выставки, например, всероссийская выставка-ярмарка мастеров «Чудики» — вот уж где было на что посмотреть!

Одно из центральных событий всего праздника, конечно, всероссийский Шукшинский кинофестиваль «Нравственность — есть правда!». Уже двадцать четвертый.

В этот раз после всяческих карантинов и ограничений, когда Шукшинские чтения не проводились, праздник вновь состоялся с масштабом достойным и впечатляющим.

Нам повезло присутствовать лишь на маленьком кусочке этого праздника — на церемонии закрытия. Были и гости — важные и не очень, знаменитые и малоизвестные. Варвара Визбор концерт дала вечером, но мы уже не успевали послушать. Приехала уставшая, но от этого не менее великая Ирина Муравьева. Подробности обо всем этом можно найти в сети, кому интересно. Но самое главное, здесь все — шукшинское и все — народное, настоящее.

А на горе Пикет в день закрытия фестиваля мне подарили роман Василия Макаровича «Любавины». Просто так.

За партой В.М. Шукшина

Автор выражает благодарность за организацию поездки представительству Россотрудничества в Казахстане. Отдельное спасибо Александру Дяченко (Усть-Каменогорск) и Олегу Микурову (Барнаул).

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру