Право на память: как защитить родной город

В новом экспозиционном пространстве под названием «(Не) музей архитектуры» открылась необычная по своему формату и идее экспозиция, совмещающая виртуальную игру с отрисованными вручную и на компьютере историческими зданиями Алматы. Это проект о том, как сохранить индивидуальность и все исторические пласты такого мегаполиса и исторического центра как Алматы.

Право на память: как защитить родной город

По случаю открытия экспозиции ее организаторы — команда ARCHCODE — написали манифест и растиражировали его в сетях в качестве пригласительного билета на выставку. Привести его хочется дословно — для внимания алматинцев, в том числе тех из них, от кого зависит судьба города.

Манифест

У каждого человека есть любимые места в городе, в котором он живет. Увы, часто случается так, что на их месте вырастает гигантский забор из профнастила — реконструкция, снос и строительство нового здания, которые обычно начинаются неожиданно для общественности.

Ценные строения охраняются законом как культурное наследие, но официальные списки памятников архитектурного наследия города Алматы практически не менялись со времен Советского Союза (с 1991 года).

Мало того, несколько зданий из официальных списков памятников были утрачены: дом генерал-губернатора снесен, Дворец Республики изменен до неузнаваемости, а гостиница «Жетысу» вынесена из списка и сгорела.

Единственное здание, ставшее памятником за все время независимости РК, — это резиденция Президента на улице Назарбаева, которую сожгли в ходе январских событий.

События показали, что тема сохранения культурного наследия особенно актуальна. Во время бунтов сносили монументы Первого Президента, а после того, как все утихло, поднялись споры о необходимости сохранения здания резиденции и о том, кому должен быть посвящен монумент в память о «кровавом январе».

Вопрос остается открытым: кто должен решать, что нам нужно сохранять как наследие и охранять на государственном уровне, а также что следует запечатлевать в новых памятниках?

Официальная память изменчива с переменчивостью правящих элит: памятники Ленину запрятаны в закоулках и малозаметных районах. Резиденцию Президента, бывшую ранее неприступным символом власти, хотят сровнять с землей и скрыть под идеальным газоном нового парка.

Тридцать лет независимого Казахстана показали, что важные архитектурные объекты, о ценности которых знают немногие, могут разрушить быстрее, чем общественность успеет что-то предпринять в их защиту.

Мы заявляем о нашем общем праве на память. Тема коллективной памяти должна перестать быть чем-то призрачным, она должна выйти на передний план.

Мы формулируем основные положения манифеста:

  •  У каждого человека есть право на память, право на наследие.
  •  Памятник — это коллективное. Памятник — это то, что хотят помнить люди, а не человек.
  •  Памятник не должен быть инструментом фиксации и доминирования символов и ценностей, навязываемых единицами.
  •  Тема исторической ценности архитектуры нашего города слабо освещена и не является приоритетом среди девелоперов и городской администрации.
  •  Мы отказываемся от ностальгии в пользу нового осознания архитектурной идентичности города, чтобы восстановить преемственность истории нашего города, запечатленной в архитектуре.
  •  Нам необходима система, которая будет способствовать реализации защиты наследия.
  •  Широкая общественность должна иметь доступ к инструментам работы с наследием.
  •  Решения о сохранении объектов наследия должны принимать в результате общественных дискуссий, а не внедрять сверху, следуя смене властных структур и мнений.
  •  Пока система не может обеспечивать работу над охраной наследия, очень важно выносить этот вопрос на общественную повестку.
  •  В учебниках истории, по которым мы учились и учимся, вырезались факты, которые были неугодны единицам. Сейчас у нас должна быть возможность освещать историю как она есть, фиксируя ее через памятники архитектуры.

Мы имеем право на память!

Сформировала виртуальную новеллу, в которой может принять участие любой горожанин, команда молодых специалистов. Инжу Сыдыкова разработала сценарий, архитектуру игры и телеграмм-бота, Надира Жадыраева и Аружан Шотай — визуальный нарратив, иллюстрации, анимацию, Ярослав Самойлов занимался веб-разработкой телеграмм-бота, Аян Енбекбай — вебразработкой игры и сайта, Заманбек Мукасали — техническим продюсированием и дизайном выставки, Юлия Петухова — саунд-дизайном. Координатор и креативный продюсер проекта — Анель Молдахметова.

— Мы создали визуальную новеллу в форме виртуальной игры и параллельно экспозицию. Цель проекта — обратить внимание обычных горожан на тему «Право на город», — поясняет Анель Молдахметова. — Разработанной нами игрой мы хотели показать, что каждый алматинец может принять участие в деле сохранения памятников наследия, у каждого этот выбор есть. В визуальной новелле можно пробовать себя в разных ролях — акима, девелопера, гражданского активиста, чтобы рассмотреть определенную ситуацию с разных сторон. И одна из важных составляющих этой игры — знакомство горожан с основными положениями законодательства в области памятников наследия. У нас был методический материал, который скучно читать, и мы его переработали в этот интерактивный проект. Наш проект собрал очень интересную команду профессионалов, все они молодые и неравнодушные к судьбе города граждане страны.

Желтоксан, 115

Многие алматинцы хорошо знают этот адрес и помнят, что было по Желтоксан, 115 на пересечении с Богенбай батыра. В июле 2015 года стало известно о сносе знакового для Алматы здания бывшего Госплана — тогда здание было обнесено забором, и общественность Алматы выступила против уничтожения памятника архитектуры и строительства на его месте нового объекта. Гражданские активисты долгое время сражались за объект, но так и не нашли поддержки акимата, городской архитектуры и девелоперов. В итоге на месте привлекательного объекта появилась «Кайсар плаза», до сих пор наполовину пустующая и вовсе не представляющая собой архитектурного шедевра. Скорее — наоборот. «Кайсар плаза» не стала местом притяжения, зато плотно перекрыла попадание солнечного света к школе, которая расположена вплотную к нему.

— Тот забор, с которого начинается наша экспозиция, — это метафора непрозрачности, потому что, когда мы видим очередное появление забора перед каким-то объектом, сразу начинаем паниковать. И люди не знают, что предпринять, как защитить то или иное историческое строение. Со своими кейсами мы работали в течение шести лет, — говорит Анель. — Некоторые из них спасли от сноса, а здание по адресу: ул. Желтоксан, 115, которое мы утеряли навсегда, послужило толчком к созданию этого проекта, поскольку вокруг него была большая шумиха и его так долго и настойчиво пытались защитить гражданские активисты. Также мы собрали и держим на контроле кейс здания старого терминала в аэропорту. Этот объект до сих пор находится в опасности, так как его хотят перенести согласно проекту строительства нового аэропорта. Дело в том, что это памятник наследия, и мы следим, чтобы законодательство в отношении его сохранности не нарушалось. Мы участвуем в общественных слушаниях, встречаемся с рабочей группой проекта, пишем письма во все инстанции. Если раньше обсуждение этого вопроса проходило за закрытыми дверями, то благодаря вмешательству всех участников ARCHCODE и алматинской общественности, пристальному мониторингу проблемы все слушания стали проводить на открытых площадках. Считаю, что это уже наше общее достижение, и значит, надо идти дальше. Этим кейсом мы также делимся с горожанами в виртуальной новелле.

Алматы должен сохранить свою уникальность

— Я сторонник такого мнения, что любое здание — это часть городской ткани, и с течением времени оно становится не просто строением, а отражает определенную эпоху, исторический и культурный пласт. По этим зданиям можно изучать не только архитектуру города, но и отслеживать, как менялась социокультурная городская среда, из чего вообще состоит контекст города. Мы не выступаем за полное сохранение всех зданий, так как понятно, что город должен расти и развиваться, и мы в этом плане не утописты. Наш проект сфокусирован на том, что если какая-то группа гражданских активистов и общественность считают очень важным сохранение определенного объекта в историческом контексте, то у этой группы должны быть право и возможность, а также инструменты это право отстоять и внести здание в список охраняемых объектов. Тридцать лет ничего не вносили в список охраняемых памятников, и это значит, что надо пересмотреть законодательство. Мы уже многое утеряли за свою независимость. Но сознание людей сегодня меняется, они готовы выходить на митинги, требовать у власти изменений закона, защищать город, который им дорог, и мы стараемся быть полезными в этом.

В этом проекте задействованы и молодые волонтеры. К примеру, Назым Жиенгалиевой всего 17 лет.

— Меня с детства интересует архитектура, и над этим проектом работали молодые ребята, для которых важно сохранение архитектурного наследия города Алматы. И для меня это очень ценно, — говорит Назым. — У каждого города должна быть своя уникальность, отличающая его от иных мегаполисов. Наш город не должен потерять свою индивидуальность и особенную атмосферу.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру