Впечатляющий музей ретроавтомобилей встречает путников на трассе Алматы — Конаев

Это такой необычный музей, о котором многие слышали, но не каждый знает, что и где находится в его коллекции в качестве экспонатов, как собирается, восстанавливается, а затем обретает новую жизнь.

Впечатляющий музей ретроавтомобилей встречает путников на трассе Алматы — Конаев

Энтузиастами жива земля наша

Пожалуй, каждый, кто проезжает по этой популярной трассе хотя бы в летнее время, пусть даже боковым зрением, но запечатлел в памяти несколько раритетных антикварных автомобилей, выставленных на постаментах вдоль дороги. Если присмотреться чуть внимательнее, то за ними видна и другая техника прошлых времен, и, собственно, само незамысловатое здание — ангар музея. И также каждый, скорее всего, поставил для себя галочку, что при следующей поездке должен обязательно остановиться на этой точке и посмотреть, что предлагает вниманию этот странный музей. А можно целенаправленно сесть в автобус, курсирующий от автовокзала Алматы до автовокзала Конаева (Капшагая), и добраться до музея, чтобы, наконец, рассмотреть его экспонаты.

«Ничего нам нельзя прятать из прошлого — ни плохого, ни хорошего. И только неповерхностное знание минувшего поможет избежать всем нам «судьбоносных» ошибок на историческом пути в завтра», — отмечал в своих дневниках Динмухамед Кунаев. Именно по его инициативе появились в Казахстане и город Капшагай, и Капшагайское водохранилище, именуемое в народе морем. А сегодня, в год 110-летия со дня рождения выдающегося государственного деятеля, Капшагай стал именоваться городом Конаевым. Его жители с радостью приняли эту весть, ведь они, судя по всему, никогда и не забывали о человеке, который сделал для своей страны больше, чем многие вместе взятые чиновники и бизнесмены.

Правда, встречаются на земле нашей и такие предприниматели, как житель Конаева Мурат Амантаевич Сиргебаев. Это он когда-то из собственного хобби находить и восстанавливать старенькие автомобили организовал настоящий ретро-музей. Причем ему удалось собрать не только внушительную коллекцию четырехколесных раритетов, но и мотогвардию из самых знаковых экземпляров прошлой эпохи, а также воспроизвести во многом быт, сферу деятельности, идеологии и культуры советских людей.

«Канарейки», «инвалидки», «кадиллаки»

В музее можно увидеть множество советских раритетных автомобилей — от «козлика» Газ-69 до почти лимузина «Волги». Все модели обнаружены на мусорных свалках, в центрах сбора металлолома, какие-то из них были переданы музею или приобретены им. Практически каждая модель автомобиля здесь была полностью отреставрирована, хотя местами и доукомплектована неродными деталями и запчастями, что нисколько не умаляет их достоинства. Абсолютно все экземпляры музея на ходу, на них можно прокатиться, правда, не далее города Конаева, и только с водителем музея.

Авто здесь представлены в основном 40-70-х годов. Среди них легендарные модели «Победы», «Москвича», в том числе такие как «канарейка», получившая такое название за свой цвет. Эту модель использовали сотрудники государственной автоинспекции. К слову, рядом с этим авто стоит и манекен из прошлого. Есть здесь и модели «Запорожца», несколько модификаций «Волги» с оленямивряд, Газ-21иГаз-22,«Волынь», так называемая «инвалидка», известная нам по фильму Гайдая «Кавказская пленница».

Многие экземпляры автомобилей были усовершенствованы. Так, к примеру, одна «Волга» вытянулась практически на метр, в салон добавился еще один диван, и теперь на ней можно прокатиться большой компанией и сделать необычную фотосессию, получив и удовольствие, и приятные воспоминания.

Музей представляет не только модели советского автопрома, но и иностранные варианты, такие как, например, Cadillac — кабриолет и другие. Из каких-то уже неподдающихся полной реставрации моделей для музея изготовлена оригинальная мебель — из автомобиля ЗИЛ, к примеру, сделан комфортный диван, а из старых кузовов других автомобилей выполнена барная стойка для одной из комнат музея.

«Идея собирать ретро-автомобили пришла мне где-то в 90-х годах, потому что вокруг было много старых машин, от которых избавлялись. Я собирал брошенные авто, искал к ним запчасти. Иногда на поиски уходили годы. Восстанавливали мы их с моими товарищами около 15 лет. Мы просто были энтузиастами. В своем помещении и за свой счет открыли музей, который хранит историю», — говорит в одном из своих интервью хозяин музея Мурат Сиргебаев.

Сейчас в музее около 40 автомобилей, несколько велосипедов и мотоциклов. Рядом были построены небольшое СТО для обслуживания экспонатов, кафе и туалет для посетителей. Сегодня у хозяина музея появилась потребность расширить помещения, так как на подходе завершение реставрации еще нескольких моделей автомобилей, и поток туристов все увеличивается.

«Чайка» Кунаева

Среди внушительной коллекции экспонатов музея можно встретить множество изображений Динмухамеда Кунаева — на коврах, портретах, фотографиях. Есть здесь и особенный уголок Динмухамеда Ахмедовича, и даже его служебный автомобиль «Чайка». Это чудо досталось музею в разобранном виде, и на его реставрацию ушло несколько месяцев. Сегодня «Чайка» Кунаева занимает особое место в музее. На ее лобовом стекле фотография государственного деятеля, а на стене позади авто — редкие портреты и семейные фотографии любимца народа.

Забота о людях

Примечательно, что в ретро-музее помнят не только бытовое и автомобильное прошлое. Помнят здесь и всех ветеранов Великой Отечественной войны и труда родом из Капшагая, врачей города и его руководителей, и потому на доске почета мы видим их портреты и лаконичные жизнеописания. Хозяин музея, видимо, вообще очень трепетно относится не только к автомобилям и предметам антиквариата. Во время пандемии он подарил местной службе скорой помощи отреставрированную карету «Волги», чтобы увеличить парк автомобилей, спасающих жизни людей. «Чтобы не было проблем с машиной, мы еще выдали на заправку тонну бензина. Я вижу, что тяжело врачам. Они же первый удар на себя берут. Хочу, чтобы вы понимали: это подарок даже не для врачей, а помощь им, чтобы они помогли людям нашим. Они не на дачу к себе ездят, они берут какие-то лекарства, уколы и быстро едут к больным. У нас Капшагай маленький. Все друг друга знаем. Надо помогать друг другу», — пояснил также в одном из своих интервью Мурат Сиргебаев.

Добро пожаловать в СССР

Есть здесь и комната под названием «Добро пожаловать в СССР». При входе в нее сразу погружаешься в былую атмосферу квартиры родителей или бабушек, наполненную прежней мебелью, коврами, другими предметами быта. Характерно, что здесь собрана и коллекция посуды, которую производил Капчагайский фарфоровый завод. Также здесь можно увидеть сотни разных моделей фотоаппаратов, телевизоров, утюгов, радиол, магнитол. Много игрушек тех времен, в том числе елочных новогодних, а также музыкальных инструментов, грампластинок, музыкальных кассет, шахмат, бюстов Ленина и Сталина, значков, авосек. Есть на территории музея и автомат газировки с сиропом того времени. Воспроизведена в этом музее и комната для отдыха солдат, где собрана вся соответствующая амуниция советского времени, посуда, форма, двухъярусная металлическая кровать и постельные принадлежности.

Как внутри помещений музея, так и вокруг него воссоздана полная и абсолютно убедительная атмосфера погружения в иное пространство и время. Тем самым он уникален и не похож ни на один другой.

Остается отметить, что музей ретро-автомобилей был официально открыт 9 мая 2019 года. Сегодня алматинские турфирмы часто привозят сюда туристов, организуют ретро-туры. Но такой объект на карте Казахстана может быть любопытен не только жителям Конаева и алматинцам. Сегодня, говоря о развитии внутреннего туризма в стране, надо ориентироваться и на такие готовые проекты, в которые само государство никак не вложилось, но могло хотя бы обозначить адрес и контакты интересного объекта. Вход в него, к слову, чисто символический — 500 тенге. Автомобили на прокат — 15 тысяч в час. А удовольствия от полученных впечатлений бесценны.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру